Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Травестия в русской житийной литературе и эпосе

Пуртова, Наталья Владимировна — Екатеринбург, 2002

Исходя из значения термина «травести» - одно из театральных амплуа, мужская или детская роль, исполняемая переодетой женщиной, - мы считаем, что применительно к литературе и фольклору необходимо ввести термин «травестия...

Трагический герой в творчестве М. А. Шолохова и В. М. Шукшина

Ершова, Наталья Вячеславовна — Липецк, 2002

Шолоховское обращение к трагическим конфликтам и трагическим героям имеет под собой объективную основу. Отвечая в 1975 году на вопросы корреспондента Центрального телевидения, М.А. Шолохов сказал: «Вы спрашиваете о том, почему стал писателем или как стал писателем. Надо иметь в виду, что формировался я и отроческие годы мои прошли в разгар...

Традиции ранней русской драматургии в лирических драмах А. А. Блока

Фоттелер, Станислав Леонидович — Самара, 2002

Интерес к истории русской драмы появился ещё в середине XVIII в. С этих пор и до середины XIX в., т.е. в течение столетия, длился первый, начальный этап в изучении ранней русской драматургии. Начинается эта история с появления книги на немецком языке академика Якоба Штёлина «К истории театра в России»9, которая содержала воспоминания и не была...

Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в.

Ануфриев, Анатолий Евдокимович — Москва, 2002

Направление исследования обусловлено тем, что центральной в произведениях прогностических жанров была идея развития цивилизации и осмысления места человека в ней...

Федор Тютчев и Иван Аксаков

Валитов, Андрей Рафикович — Ярославль, 2002

Другое дело, что объектом для биографических исследований становятся фигуры, значение которых уже определилось в сознании большой группы людей. Так родоначальник жанра писательской биографии в России П.А. Вяземский посвятил свои сочинения жизни и творчеству литераторов...

Феномен деревенской прозы, вторая половина ХХ в.

Большакова, Алла Юрьевна — Москва, 2002

Основания для возможности обозначения деревенской прозы как «направления» дает уже упомянутая общность творчества отдельных ее представителей на основе единой идейно-эстетической программы.4 Движущей идеей деревенской прозы стала установка на реабилитацию подавленных, «репрессированных» пластов крестьянского, деревенского менталитета в...

Философия слова и поэтическая семантика Осипа Мандельштама

Меркель, Елена Владимировна — Владивосток, 2002

Особое значение Якобсон придает процессам трансформации обычного языка в поэтический, суть которой он видит в нарушении сходства между знаком и замещаемой реальностью. Он выделяет такие критерии поэтической речи, как «неоднозначность», то есть внутренне присущее, «неотчуждаемое свойство любого направленного на самого себя сообщения, расцениваемое...

Формы взаимодействия героя и мира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

Обухова, Ирина Николаевна — Барнаул, 2002

В исследовании надо отметить очень важное для нашей работы суждение: «Сатира интересуется именно такой структурой личности, в которой ролевое поведение доминирует: в ней преобладают подавленности человека «социальной ролью», выявление ущербности, которая наносится ему социальным».2 Но социальная роль понимается литературоведом как маска, которая...

Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И. Бунина и М. Осоргина

Полупанова, Анна Владимировна — Уфа, 2002

Мировая литература XX века, по ряду причин, порой крайне, демонстративно автобиографична, иногда на этом строится вся художественная концепция и аура»2. В эстетических исканиях писателей русского Зарубежья концептуализировались основные черты этой линии литературного развития. «Русская эмигрантская литература, - утверждал в «Записках писателя» М...

Христос в художественном мире А. А. Блока

Ильина, Светлана Анатольевна — Тамбов, 2002

Блока, в самом деле, кажется, уже «исписали». Однако, при всем разнообразии и разносторонности исследований, осуществленных в основном советскими блоковедами, все-таки существуют аспекты, освещенные, как правило, на уровне разрозненных суждений, имеющих зачастую характер попутных замечаний, размышлений второго плана. В частности, речь идет о...

Художественная деталь в прозе И. А. Гончарова

Кочетова, Валентина Геннадьевна — Москва, 2002

Отмечалась исследователями также подробность передачи писателем течения психологических процессов. «В основе психологического мастерства Гончарова лежит детальная аналитическая характеристика», - писал В. Острогорский2...

Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова

Мещанский, Александр Юрьевич — Архангельск, 2002

Набоковское понимание творчества не противоречит традиционному, согласно которому творчество есть «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [ФЭС 1983: 670]. Суть творческого процесса, по В. Набокову, заключается в «полном смещении или разъединении вещей и соединении их в терминах новой гармонии», позволяющей...

Художественная природа сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок"

Фролова, Любовь Анатольевна — Владивосток, 2002

Поскольку родители по-прежнему часто переезжали, братья Ершовы остались в Тобольске на попечении родственника по материнской линии богатого купца Н.С.Пиленкова. В доме Пиленковых часто останавливались торговые люди, «возившие караваны за Балтийское море в восточные сказочные земли» [148,12]. Здесь, в людской дома Пиленковых, юный Ершов «слушал...

Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1880-х гг.

Семикина, Юлия Геннадьевна — Волгоград, 2002

Согласно второй точке зрения, смерть — лишь переход в иной мир, иную форму существования. Вследствие подобных размышлений о целях личного бытия возникла потребность преодоления трагического отношения к смерти, появилось стремление дать ей разумное истолкование, выходящее за пределы естественно-научных представлений. В этом плане вопрос об инобытии...

Художественная теургия К. Д. Бальмонта

Давлетбаева, Тамара Михайловна — Магнитогорск, 2002

В результате анализа поэтического творчества Бальмонта 1894 - 1903 гг., мы доказали, что поэзия Бальмонта представляет собой бытие художественной теургии. Мы выявили эволюцию "сознания" героя "нового" типа - героя-теурга, обладающего "сознанием", "душой", "интуицией", посредством которого поэт созидает особое духовное бытие - художественную...

Художественная философия в поэзии Ф. И. Тютчева

Ли Су Ен — Санкт-Петербург, 2002

Уже в поэзии Державина зрима определенная конкретизация о изображения природы и индивидуализация ее восприятия. Размышляя о Боге, о законах природы, говоря о человеке вообще, Державин заговорил и о себе. В пейзажную лирику Державиным...

Художественное бытие мифа в творческом наследии М. М. Пришвина

Борисова, Наталья Валерьевна — Елец, 2002

Первое произведение «В краю непуганых птиц», задуманное как этнографический очерк о русском Севере, принесло молодому писателю определённую известность. Интересно в связи с этим вспомнить самого Пришвина, удивлённого отзывом одного этнографа Олонецкого края, позавидовавшего начинающему писателю: «Я вам завидую, я всю жизнь изучал родной мне...

Художественное мировоззрение протопопа Аввакума

Менделеева, Дарья Сергеевна — Москва, 2002

Наблюдения по поводу изображения никониан в произведениях протопопа изложены лишь в трудах А.Н.Робинсона. Здесь достаточно подробно прослежен популярный у Аввакума мотив "телесной толстоты" (Робинсон 1963, с. 36-38; Робинсон 1974, сс. 280-284, 297-298)1, а также высказаны замечания о никонианской "хитрости" и "мудрости" (Робинсон 1963, с. 35...

Художественное пространство романа Андрея Белого "Серебряный голубь" в контексте русской культурной традиции

Коно Вакана — Москва, 2002

О роли художественного пространства в своем творчестве Белый говорит в предисловии к сборнику «Пепел» (1908), в который вошли стихотворения, написанные во время работы над СГ: «Да, и жемчужные зори, и кабаки, и буржуазная келья, и надзвездная высота, и страдания пролетария - все это объекты художественного творчества. Жемчужная заря не выше...

Художественно-философский мир Сергея Есенина

Захаров, Александр Николаевич — Москва, 2002

Однако скептицизм в отношении Есенина, особенно масштабности и глубины его образного мира со стороны поклонников творчества так называемых «сложных» поэтов еще довольно силен: не хотят они «пускать» слишком «простого» Есенина на поэтический Олимп даже XX века, не говоря уже о многовековой всемирной истории литературы...