Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Антропологическая доминанта художественных исканий в творчестве Андрея Платонова
Мороз, Олег Николаевич — Краснодар, 2001Но наиболее вероятный всплеск исследований, как нам представляется, будет связан с анализом гностических мотивов платоновского творчества: предварительные наметки о теософско-антропософском влиянии на писателя содержат работы Н. Дужиной (34) и Н. Малыгиной (69). Кроме того, имеются и статьи, в которых Платонов рассматривается в контексте масонской...
"Архипелаг ГУЛАГ" А. И. Солженицына
Мухамед Наср эль-Дин Мухамед Эль-Гибали — Санкт-Петербург, 2001Одновременно базовой установкой исследования становится аксиоматичное признание того, что практически все поэтические и структурные моменты прозы А.И. Солженицына детерминированы, в первую очередь, законами авторской прагматики, - а именно жизнестроительным и социо- преобразовательным пафосом и приданием литературному тексту...
А. С. Пушкин в литературно-общественной ситуации 1920-х годов
Ясакова, Екатерина Александровна — Саратов, 2001Пушкинские торжества в юбилейном 1999-ом году носили ярко выраженный государственный характер. Учитывая общенациональное значение Пушкина, Президент Российской Федерации издал Указ, в соответствии с которым устанавливается Пушкинский день России; ответственность за подготовку и проведение празднования 200-летия со дня рождения A.C. Пушкина была...
Балладный "элемент" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века
Сковорода, Елена Витальевна — Псков, 2001Объектом исследования выступают "элементы" балладного жанра, усваиваемые русской романтической повестью. Соответственно, материалом исследования является баллада и повесть в ее основных жанровых модификациях периода 20-х-30-х годов XIX века...
Беллетристика М. В. Авдеева в контексте русской литературы 40 - 60-х годов XIX века
Яковлева, Татьяна Борисовна — Оренбург, 2001Мы не ставили перед собой задачу "реабилитации" творчества Авдеева в качестве одного из значительных писателей своей эпохи. Но в то же время для нас важно показать ту роль, которую он сыграл в литературном процессе 40-60-х гг. прошлого века, и место, которое он занимал в становлении и развитии русской литературы как писатель "второго ряда...
Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма
Осанкина, Валентина Алексеевна — Екатеринбург, 2001За редким исключением [71; 155; 257] исследователи не рассматривают эти вопросы специально, а затрагивают мимоходом, в самых общих чертах, ограничиваясь констатацией того, что «романтическая религиозность содержит относительно мало церковно-клерикального смысла [120. С.18]. По сути дела нет ни одной серьезной работы, посвященной проблеме «Русский...
В. А. Жуковский и Ф. Шиллер
Шаманская, Людмила Петровна — Москва, 2001Примерно в том же ключе звучат слова о Шиллере в работе А.С.Дмитриева «Проблемы йенского романтизма», где автор обнаружил немало общих моментов в эстетике Шиллера и ранних романтиков, однако тесная связь философской мысли Шиллера с теорией Канта, а также пристальное внимание поэта к вопросам политики (хотя и воспринятым через призму эстетики...
Великая Отечественная война в русской драматургии 1945-1980-х годов, поэтика драмы, творческая индивидуальность
Соломахина, Людмила Петровна — Москва, 2001Потребность в драматических произведениях была необычайно велика, так как современники не только хотели читать, но и видеть со сцены подвиги защитников Родины. Илья Эренбург говорил, что надо писать не только на века, но и на месяц, на день, на час, если в это время решается судьба народа. В военные годы было создано 350 многоактных и 600...
"Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
Трофимова, Инна Владимировна — Санкт-Петербург, 2001Он мечтает «потрясти» чувства и стремления - точно так же, как был потрясен в детстве рассказами матери о благодеянии и наказании людям. В письме к ней Н.В.Гоголь дает целую программу воспитания своей сестры: «Внушите ей правила религии. Это фундамент всего <. .> говорите, что Бог все видит, все знает, что она ни делает. Говорите ей поболее о...
Влияние Псалтири на формирование литературного своеобразия древнерусской книжности раннего периода, XI-XIII вв.
Бедина, Наталья Николаевна — Ярославль, 2001Эти обстоятельства и определили роль Псалтири как истока оригинальной русской книжности. Обращаясь к промежуточным выводам, сделанным в первой главе, мы вновь можем сказать, что, исследуя и характеризуя Псалтирь, практически все ученые-слависты отмечают ее особое влияние на древнерусскую оригинальную книжность, что ни одно произведение...
Вопросы эстетики Ф. М. Достоевского в православном контексте
Ху Сун Вха — Санкт-Петербург, 2001Р. Л. Джексон в книге «Dostoevsky's quest for form: A Study of His Philoso-phy of Art» рассматривает корни эстетической мысли Достоевского на более обширном культурном фоне. По замечанию автора, можно найти эти корни не только в немецком романтизме и философии Гегеля, но и в античной эстетике, средневековой христианской эстетике и эстетике...
Гоголевские традиции в поэтике прозы М. М. Зощенко
Долганов, Дмитрий Александрович — Самара, 2001В основу методологического подхода положен историко-литературный, типологический, биографический принципы изучения художественных произведений. В работе применяется методика целостного анализа, позволяющая раскрыть содержательность формы, смысловую наполненность художественной структуры...
Гоголь и Булгаков: поэтика и онтология имени
Кондакова, Юлия Васильевна — Екатеринбург, 2001Как доказывает М. Чудакова, в «Театральном романе» Булгакова реализуются повествовательные и сюжетные приёмы Гоголя. Действительно, спор Гавриила Степановича с Максудовым по поводу авторского гонорара за пьесу последнего разительно напоминает сцену торга Чичикова с Собакевичем, а галерея портретов в фойе театра, куда Максудов приносит свою пьесу...
Голосовой аспект речевого поведения героев Достоевского
Гаричева, Елена Алексеевна — Санкт-Петербург, 2001Совершенно иной путь выбирает немецкая герменевтика, рассматривающая также «письмо» как первоприроду языка («чистый отблеск Духа» у Гадамера5), - «подъем ко Всеобщему», соединение субъекта и объекта в движении по герменевтическому кругу, разрешение противоречия между второстепенным и главным. Обращаясь к метафизике Платона, X. -Г. Гадам ер создает...
Городская проза 70 - 80-х гг. ХХ в.
Шаравин, Андрей Владимирович — Брянск, 2001Так, идейная направленность ряда произведений античной литературы (характерный пример "Антигона" Софокла) рассматривается учеными как этап развития цивилизации: переход от родовых, племенных уз к законам городов-полисов. Применительно к западноевропейской средневековой культуре исследователи-медиевисты активно пользуются термином "городская...
Г. П. Каменев в историко-литературномм процессе конца XVIII - начала XIX века
Валеев, Эмиль Наильевич — Елабуга, 2001Пугачевского бунта" приехал в Казань. В городе он посетил литературный салон А.А.Фукс, которая отмечает: "Пушкин, говоря о русских поэтах, очень хвалил родного моего дядю, Гаврилу Петровича Каменева; возвратился опять в мой кабинет, чтобы взглянуть на его портрет, и, посмотрев на него несколько минут, сказал: "Этот человек достоин был уважения: он...
Д. Андреев в процессе обновления русского реализма XX века
Игнатьева, Анна Сергеевна — Вологда, 2001Именно в этот период он создает основной корпус произведений, вместо погибших на Лубянке, которые и составили его литературное наследие. Это «поэтический ансамбль» «Русские боги», «трактат» «Роза Мира», «Железная мистерия», поэмы и лирические циклы...
Динамика текстопорождения в критике Д. С. Мережковского
Кабакова, Елена Геннадьевна — Екатеринбург, 2001Но наиболее резкие оценки и самые необычные мнения критиков вызвали: 1) проблема новаций Мережковского, художника и общественно-религиозного деятеля, и 2) вопрос о творческой эволюции этого автора. Критики ощущали внутреннюю нерасторжимую связь этих проблем: легко, на первый взгляд, «обновляющийся» Мережковский вносил постоянные коррективы в свои...
Динамика художественного сознания в русской прозе 1830 - 1850-х гг. и стратегия письма классического реализма
Созина, Елена Константиновна — Екатеринбург, 2001Опять сошлемся на мнение В.И. Тюпы: «На наш взгляд, литература — это интерсубъективная жизнь Сознания в формах художественного Письма. <.> Литературовед, изучая художественные тексты, не может игнорировать того, что предмет его занятий — эстетические манифестации жизни сознания: индивидуального — корпоративного — национального — общечеловеческого...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- ...
- 238
- Следующая страница »