Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Онтология и теория познания Специальность ВАК РФ: 09.00.01
Современные смыслы эпистемологических идей Дж. Вико
Меликов, Евгений Александрович — Москва, 2002Следует различать два аспекта или уровня изучения исторического познания или два уровня гносеологии истории: теоретической и прагматический. На теоретическом уровне, связанном с философией, происходит определение места исторического знания и познания в системе других научных дисциплин. Прагматический уровень означает изучение исторического...
Современный проект трансцендентальной философии
Тетюев, Леонид Иванович — Саратов, 2002В области исследовательского интереса к трансцендентальной философии в современной отечественной и западноевропейской философии можно выделить условно следующие четыре проекции...
Соотношение научного и религиозного познания в контексте принципа дополнительности
Никитина, Ольга Олеговна — Томск, 2002Реализация принципа дополнительности исследуется нами только применительно к двум познавательным традициям (научной и религиозной). Это происходит по ряду причин...
Соотношение онтологических, гносеологических и этических аспектов проблемы сознания
Михайлов, Андрей Игоревич — Москва, 2002Результаты исследований в разных областях научной деятельности отслеживают неразрывную связь всякого человеческого познания с уровнем знаний о сознании. Фрагментарные концепции физикализма, психологизма, социологизма, материализма, фолк- исследований зачастую претендуют на доминирующую роль в проблеме сознания. Многообразие философских и...
Социальное время как объект гносеологического анализа
Аксеновский, Дмитрий Иванович — Москва, 2002Необходимость гносеологического анализа социального времени диктуется реальными потребностями совершенствования мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Стратегии оформления социального времени можно рассматривать как уникальный социальный ресурс, в котором «опредмечены» знания по организации и корректировке...
Социальный идеал в диалектике внутреннего и внешнего опыта
Ермолов, Сергей Валериевич — Самара, 2002Идеал, в этом смысле, разделяет судьбу других философских категорий таких, например, как миф, история, культура и т.п., которые имеют социальную определенность и которые, следовательно, не могут подобно естественнонаучным понятиям апеллировать к фактическому единству предмета как внешней для мысли данности. Проблема, связанная с пониманием их...
Социокультурный синтез в конституировании образа современной науки
Лукина, Нелли Петровна — Томск, 2002Классический анализ фундаментального синтеза социального и культурного по отношению к обществу предпринял П.Сорокин. Он выделял в структуре социокультурного взаимодействия личность, общество и культуру как измерение человеческого бытия в экономическом, социальном, познавательном плане. В современной отечественной литературе философские и...
Специфика дискурса постмодернизма
Никулина, Марина Алексеевна — Ростов-на-Дону, 2002Постмодернизм актуален, так как указывает на привязку явления ко времени, на специфическую онтологию, на самоосознавание культурой себя, как чего-то такого, что находится в стадии пост, после современности. Что же может быть после современности? Что было после сегодня? Было будущее? Ясно, что изменился способ восприятия протекания времени. Время...
Стиль мышления в научном познании
Гуторович, Ольга Викторовна — Саратов, 2002Тем не менее интерес к стилям мышления начал складываться еще в прошлом веке. Формируется понимание стиля мышления как одного из наиболее существенных элементов в механизме социально-исторической детерминации. Это связано прежде всего с общей идеей, что познание детерминировано не только изучаемым объектом, но и социально-исторически, и с идеей...
Структура бытия и онтологическая рефлексия
Рачинский, Дмитрий Дмитриевич — Москва, 2002В данной работе философско-методологический анализ направлен, прежде всего, на проблемы универсальных отношений в структуре бытия, а также проблемы структурных отношений в онтологии, поскольку в них наиболее ярко выражается тот кризис, который охватывает современную онтологию. Сами эти проблемы не новы, но в процессе их решения в философской...
СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ (ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Рачинский, Дмитрий Дмитриевич — Москва, 2002В данной работе философе ко-методологи чес к и й анализ направлен, прежде всего, на проблемы универсальных отношений в структуре бытия, а также проблемы езруктурных отношений в онтологии, поскольку в них наиболее ярко выражается тот кризис, который охватывает современную...
Структура человеческого опыта
Зангиров, Владимир Гайфулович — Хабаровск, 2002Современный период философского развития актуализирует новые по характеру подходы к исследованию структуры опыта. Чем более разнообразными становятся области философского исследования опыта, тем становятся насущнее потребности стереть демаркационные препятствия к сближению различных методологических позиций. Описание разновидностей человеческого...
Субъект правового бытия
Синченко, Георгий Чонгарович — Омск, 2002Напряженность проблемной ситуации усугубляется программным характером постмодерной децентрации, в условиях которой закат абсолютистского разума, выступавшего идеальным органом центрирования человека в бытии посредством упорядочения последнего сериями бинарных оппозиций с субъектнообъектной дихотомией во главе, интерпретируется в качестве указания...
Существование и деятельность в определении ценностного отношения
Поросенков, Сергей Владимирович — Пермь, 2002Другой внефилософский источник исследуемой темы, определяющий специфику бытия философствущих в России - это уничтожение десятков миллионов людей на протяжении исторического времени 1918 - 1953 годов. Универсальное философское осмысление происшедшего не может зависеть от политических, социологических, экономических, психологических объяснений...
Сущность человека, как единство биологического, социального и духовного
Туман-Никифоров, Аркадий Анатольевич — Красноярск, 2002К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли социальную детерминированность человека, и подошли к объяснению природного и социального в человеке на основе принципов диалектико-материалистического монизма...
Технологический способ общественного производства в экологической перспективе
Симонов, Сергей Александрович — Тюмень, 2002С позиции технологического оптимизма выступают Д. Белл, О. Тоффлер и др. В отечественной философской литературе последних лет утверждается мнение о том, что основная трудность в преодолении экологического кризиса состоит в необходимости перестройки технологии, которая бы не разрушала экосистемы и обеспечивала бы то, что называется "устойчивым...
Традиция рационального мышления в российском образовании
Овсяницкая, Елена Альбертовна — Москва, 2002Анализ названных трудов показывает, что основной проблемой всех направлений исследований мышления является вопрос о построении концепции мышления, а аспект ее культурно-исторических рамок помогает ответить на вопрос: бывает ли мышление российское или американское, экологическое, математическое, детское, женское и пр...
Трансформация знания и информации
Турчевская, Бэлла Крымовна — Хабаровск, 2002Современные подходы к изучению феномена знания требуют поиска новых приёмов и форм, в которых должны фиксироваться его культурно-исторические и антропологические смыслы. И здесь обращение к разного рода когнитологическим (имеющим дело со знанием) дисциплинам, даёт возможность использовать новые для традиционной гносеологии и методологии...
Трансцендентное и его поэтическая интерпретация
Бернадская, Юлия Сергеевна — Омск, 2002Предметом внимания поэзии становится в первую очередь духовное пространство, при этом акцентируются не ограниченность и индивидуальная ущербность личности, а ее безграничность и способность к трансцендированию...
Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения
Толстая, Наталья Евгеньевна — Москва, 2002Тем не менее, либеральные принципы не являются единственной основой, на которой исторически формировались демократические режимы. Да и сам либерализм, в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям, принимал многообразные, часто противоречивые формы. Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- ...
- 126
- Следующая страница »