Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07

Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР)

Мусина, Розалинда Нуриевна — Москва, 1984

Энгельс Ш. Предисловие к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., Энгельс Ф . Соч., 2-е изд., т.21, с.26. Р...

Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. (проблема типологии и картографирования). Том 1

Кобычев, Вениамин Павлович — Москва, 1984

Сложность изучения поставленной в центре предлагаемого исследования проблемы объясняется прежде всего чрезвычайным типологическим разнообразием поселений и жилищ у народов Северного Кавказа, что обусловлено различием природно-географической среды, неравномерностью социально-экономического развития отдельных народов региона в прошлом, а также...

Притяншанские киргизы во второй половине XVIII и первой четверти XIX вв. (по китайским источникам)

Иманалиев, Муратбек Сансызбаевич — Ленинград, 1984

Во второй половине ХУШ и первой четверти XIX вв. киргизские племена занимали обширную территорию от Или до Андижана, от Таласа до реки Яркенд в южной части Восточного Туркестана. К середине ХУШ столетия, т.е. за несколько лет до уничтожения: Диун...

Проблемы социальной и этнической истории хантов и манси в XVIII-XIX вв.

Соколова, Зоя Петровна — Москва, 1984

Наряду с этим в культуре обоих народов настолько много общих черт, что одни этнографы нередко описывали их вместе (см.Народы Сибири, раздел "Ханты и манси"), а друтие считали условным деление их на два народа (Долгих, I960, 58), Это явление (несходство хантов и манси по языку и физическому обличу и одинаковость их культуры) скорее всего можно...

Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)

Слепцов, Платон Алексеевич — Ленинград, 1984

В век научно-технической революции и социального прогресса с быстрым исчезновением многих традиционных черт культуры каждого народа, их изучение приобретает особо важное значение и становится актуальной проблемой3. Главным образом это относится к тем народам Сибири, которые до недавнего времени не имели своей письменности...

Скотоводческое хозяйство курдов Восточной Армении (по материалам второй половины XIX - начала XX века)

Дарвешян, Мамо Халатович — Ереван, 1984

Исследуя данную группу вопросов, важное внимание обращается не только на различия в хозяйственной деятельности при ведении различных форм скотоводства, но и на различия между способами ведения этой отрасли хозяйства у отдельных социально-имущественных групп населения. Речь идет о различиях в дальности перекочевок, в составе стад, в способах...

Социальная организация горных народов плато Тэйнгуен (Вьетнам) в XIX - начале XX вв.

Фан Суан Бьен, 0 — Москва, 1984

До Августовской революции во Вьетнаме Тэйнгуен делился не пять провинций, которые состояли из 20 уездов (3000 деревень), В период с 1954 до 1975 г. Тэйнгуен делился на семь провинций: Контум, Плейку, Фубон, Дарлак, Туендык, Куангдык, Ламдонг...

Социальная структура осетинского села в послевоенный период

Канукова, Залина Владимировна — Москва, 1984

Коренные изменения в экономике осетинского села не могли не отразиться на его социальной структуре, социально-культурном облике, традиционных общинных институтах. Для сельской общины настал период интенсивного разложения. Как указывал В.И.Ленин, община "удовлетворяет узким потребностям объединения местных крестьян, связанных единством...

Типология и функции шаманского обряда (на материале сибирских традиций)

Новик, Елена Сергеевна — Ленинград, 1984

Это положение К.Маркса и Ф.Энгельса заслуживает особого внимания применительно к построенным на непосредственных речевых (или визуально-речевых) контактах устным культурам и делает актуальным рассмотрение шаманских обрядов в семиотическом ключе...

Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)

Гаер, Евдокия Александровна — Москва, 1984

Выбор традиционной бытовой обрядности нанайцев в качестве предмета исследования обусловлен следующими соображениями, В отличие от многих народов Сибири большинство нанайцев до середины XIX в. оставалось вне влияния православной религии, что способствовало более полному, чем у других обитателей Севера и Дальнего Востока, сохранению первичных...

Традиционные народные знания удэгейцев о природе, человеке и обществе во второй половине XIX-XX в. (опыт историко-этнографического исследования)

Подмаскин, Владимир Викторович — Владивосток, 1984

В историко-этнографической литературе традиционные народные знания удэгейцев почти не являлись самостоятельной предметной частью исследования. Краткие, но ценные сведения о различных об...

Трактат Гэ Хуна "Баопу -цзы" как историко-этнографический источник

Торчинов, Евгений Алексеевич — Ленинград, 1984

Вместе с тем, особый интерес представляют собой исследования лючаоского даосизма. Именно в это время даосизм единственный, пожалуй, раз за всю историю (если не считать кратковременного периода в начале правления Ранней Хань) был на пути к превращению в официальную идеологию, потеснив несколько конфуцианство и, вместе с тем, восприняв определенные...

Формирование индейского населения Оклахомы в XIX в.

Логинов, Андрей Викторович — Москва, 1984

Заключение индейцами договоров с Кондфедерацией дало Вашингтону формальный повод для отторжения западной части Оклахомы ,куда в 1860-1870 -х гг. стали переселяться ограбленные в результате насильственного проведения эллотмемта племена Канзаса. Упорное сопротивление федеральном^ правительству оказали воинственные племена степей."Капитал не знает...

Хозяйство казахов Малого и Среднего Жузов во второй половине XVIII - начале XIX в.

Мансурова, Жанна Юнусовна — Москва, 1984

За прошедшие годы утвердился советский образ жизни, создана новая социалистическая культура народа, важнейшим элементом которой является казахский письменный язык на основе русской графики...

Эвенки Приамурья и Сахалина. Формирование и культурно-исторические связи. XVII - начало XX вв.

Ермолова, Надежда Всеволодовна — Ленинград, 1984

Чегдомын, Софийск /Полевые материалы автора, 1980/.^ Кроме того, некоторое количество эвенков живет в Хабаровском крае непосредственно в бассейне Нижнего Амура: в Николаевском районе /с.Куль-чи/ рядом с негидальцами и нивхами; в Хабаровском районе по рекам Кур и Урми; в Комсомольском районе /с.Карги/ вместе с нанайцами и с орочами - по р.Тумнин...

Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков)

Мухиддинов, Икромиддин — Москва, 1984

Этническая специфика форм народной культуры рассматривается советскими этнографами в рамках хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. Эта концепция позволяет более отчетливо выявлять связи тех или иных ареалов культуры (систем земледелия, способов и приемов орошения, типов земледельческих орудий и т.п. ) с территориальными...

Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI-VII вв.

Резван, Ефим Анатольевич — Ленинград, 1984

Поскольку в работе анализируются термины, которыми оперируют также современные идеологи "исламского возрождения" и арабского национализма, то полученные результаты могут быть использованы для исследования современной идеологической жизни в арабском мире, для выяснения истоков идейной полемики между различными течениями в современном исламе...

Этносоциальный аспект развития национально-русского двуязычия в СССР

Губогло, Михаил Николаевич — Москва, 1984

Все нации и народности получили возможность обучать своих детей на родных языках и шесте с тем активно приобщаться к языку межнационального общения. И сегодня у нас есть все основания сделать вывод, что развитие и добровольное взаимодействие культур и языков народов представляют собой уникальное, закрепленное в Конституции СССР 1977 г...

Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв.

Дьяченко, Владимир Иванович — Ленинград, 1984

Объектом исследования в данной работе являются именно такие группы якутов, которые в процессе исторического развития якутского этноса отделились от основного ядра их проживания и расселились в юго-западных районах Ленского края, на юге Охотского побережья и в Приамурье. В связи с этим возникают задачи изучить причины их миграций, характер...