Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Этика Специальность ВАК РФ: 09.00.05
Антропология и этика Эразма Роттердамского
Гладышева, Стелла Геннадьевна — Москва, 1996Философия Х1У-ХУ1 вв возникала в период кризиса средневекового мироотношения и становления индивидуалистического сознания Нового времени. В творчестве мыслителей этой эпохи представления о мире и человеке, соответствующие раннебуржу-азным общественным отношениям, получали свое первое идеологическое оформление. Между тем, при обилии работ...
Историософия Михаила Грушевского
Березинец, Владимир Васильевич — Киев, 1996Процес національного відродження в Україні ставить на часі питання )о реконструцію об'єктивної картини історичного розвитку української гховності. Історико-філософський процес як важливу складову телектуального життя українського народу неможливо всебічно .’мислити, не розглянувши філософську спадщину Михайла эушевського. Найсуттєвішим аспектом...
Онтология святости в древнекиевском христианстве(на материале Киево-Печерского Патерика)
Кушаков, Вячеслав Юрьевич — Киев, 1996Треба зазначити також, що в мед!ев1стиц1 досить довго панувала тенденц!я переважного зац1кавлення вивченням соц1-альних вим!р!в середньов!чного сусп!льства. Набутки зах1дно! й в1тчизняно! мед1ев!стики в ц1й сфер! значн1 й безперечно важлив!. Але напружен! екзистенц!йн! шукання та св!тоглядн1...
Оценка конкурентоспособности швейных товаров
Буяльская, Антонина Константиновна — Новосибирск, 1996Упрощенное понимание конкуренции рисует ее в форме " ценовых войн" , которые в чистом виде уже практически не встречаются. Конкуренция, направленная на получение сверхприбылей, все более вытесняется соперничеством, которое связывает успех предприятия прежде всего с поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде...
Преемственная связь этических воззрений Бухар-Жырау и Кабан-Жырау и их значение в духовной культуре казахского народа
Канагатова, Альмагуль Медихатовна — Алматы, 1996Это, в свою очередь, обусловило необходимость переосмысления традиционных ценностей, нового более пристального взгляда на факты, события и явления прошлых лет. Стремление к новому фило-софско-этическсму осмыслению богатого духовного наследия стимулирует в настоящее время интерес к разработке исторически сложившейся философско-этической мысли...
Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина
Сысуев, Дмитрий Алексеевич — Саранск, 1996В отечественной философской литературе отсутствуют исследования, в которых нравственная философия И.А.Ильина была бы предметом специального целостного изучения. Тем не менее, работы русского философа, которые в той или иной степени затрагивали этическую проблематику, зачастую становились объектом пристального внимания со стороны научного мира...
Роль языковой картины мира в социальном познании(историко-философский анализ)
Шигарева, Марина Олеговна — Днепропетровск, 1996Отже, . в умовах докорінного перетворення сучасного суспільства в Україні розгляд питання про історію філософської рефлексії мовної картини світу як засобу соціального пізнання й фактора соціальної поведінки набуває особливого значення...
Социальные способности личности как объект философского анализа (историко-философский аспект)
Бунакова, Ирина Викторовна — Днепропетровск, 1996Сучасне сусшльство все б1льше усв1домлюз, що найваж-ливiшoю передумовою його 1снування та розвитку е творча людина, лвдина як творець. Це i обумовило розгляд i дос -Л1ДжеННЯ у pOÖOTi 3Äl6HOCTi до TB0p40CTi, ЯК CyTHiCHOl, виз-начально! здiöнocтi...
Учение о ненасилии Мартина Лютера Кинга и движение за гражданское равноправие в США
Киселев, Владимир Семенович — Москва, 1996Предварительно учение о ненасилии можно определить как социально-этическое учение, предлагающее в качестве основного способа борьбы с социальным злом и реализации общественною идеала отказ от насилия. Ненасильственный подход к рассмотрению конфликтной ситуации отличается ог упрощенной поляризации типа "мы против них" или "добро против зла...
Философия в учебных заведениях ордена св. Василия Великого (XVII-XVIII ст.)
Антонюк, Галина Дмитриевна — Львов, 1996Методи дослідження. Вивчення та аналіз філософських курсів проводились з урахуванням діалектичної єдності протилежностей, співвідношення загального і специфічного, об'єктивного і суб'єктивного. Комплексний підхід до вирішення завдань, поставлених у дисертації, вимагає застосування конкретної методики дешифрування, прочитання латнномовннх...
"Философия сердца" Памфила Юркевича
Елистратов, Сергей Геннадьевич — Киев, 1996В роки становлення України як незалежної держави загалом по-новому розкривається історія нашого суспільства, даються об"єктивні оцінки і подіям і особистостям. У філософському співтоваристві країни проглядаються великі і бага-тообіцяючі зміни. Перестала бути предметом ганебної критики, а інколи й відвертого цькування ідеалістична філософія...
Этико-антропный принцип в культуре
Кедров, Константин Александрович — Москва, 1996К сожаления, массовость всегда имеет оборотнув сторону: ненаучность и псевдонаучность. Не избежали такого искажения и многие из наших идей. Книга "Поэтический космос", изданная в 1939 г. тирааом в 20000 экз., мгновенно разоел?сь и стала бибилографической редкостью, Естественное велание переиздать труд в новые, бесцензурные времена в расширенном...
Этическое учение Д.С. Туптало (св. Димитрия, митрополита Ростовского) в контексте украинской духовной традиции
Йосипенко, Сергей Львович — Киев, 1996Незнання справжніх досягнень староукраїнської культури чи нездатність їх оцінити з точки зору сучасності, спричинили до виникнення тези про відірваність духовної історії України від загальноєвропейського процесу та відсутність в ній тих історнко-культурних етапів, що лежать в основі сучасної європейської культури, і, як наслідок, відсталість...
Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в борьбе за демократизацию общественной жизни
Хамитжанова, Сауле Сабитовна — Москва, 1995Между тем возрастание роли интеллигенции в обществе явля-ся объективным процессом, что относится не только к сфере ономики и научно-технического прогресса, все большее значе-з приобретают в современных условиях социальные задачи, осоз-ваемые не только учеными, но и широкими массами как жизненно...
Опыт реконструкции моральной философии Д. Юма
Перов, В. Ю. — Санкт-Петербург, 1995В советской историко- философской литературе, помимо Гегеля, значительное влияние на интерпретацию Юма по преимуществу как гносеолога оказал В.И.Ленин, который в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм", не без основания, рассматривал юмовский агностицизм в качестве исторического предшественника теории познания позитивизма. Во многом это...
Старость как этическая проблема
Дубровская, Татьяна Юрьевна — Москва, 1995Характерно, что в двадцатом веке старость стала предметом именно естественнонаучного знания и предметом специальных медицинских методик по продлению жизни, по предотвращению старения и дряхления организма, по сохранению функциональной активности человека в старости. Несправедливо было бы отрицать, что в этом направлении достигнуты значительные...
Философско-мировоззренческое содержание украинско- болгарских взаимоотношений (IX-XIX вв.)
Луханина, Татьяна Петровна — Днепропетровск, 1995Актуальн1сть тени лосл1дження. В умовах розбудови дер-яавност! Украхни виникло ряд проблем суто специф1чних. I при вс!й гострот! еконон1чних негаразд1в все ж ochobhoï проблемою залишаеться одна 1з найскладн!ших - специф1ка нац1ональ-HOÏ парадлгми самосв1домост1...
Формирование творческой личности в педагогике В. А. Сухомлинского
Кошель, В. А. — Москва, 1995Настоятельное требование кардинальных преобразований отношений между обществом и природой, а также взаимоотношений внутри самого общества диктуется необходимостью выживания и развития всего человечества. Между тем вопрос о возможности осуществления таких преобразований до настоящего времени не получил скольконибудь удовлетворительного решешя...
Эволюция этических взглядов Н. Г. Чернышевского 1860-1869
Ивлиев, Владимир Полуэктович — Москва, 1995Наиболее значительные работы Н.Г.Чернышевского, содержащие чтико-философскув концепцию, основанную на антропологическом принципе, написаны в 60-е годи XIX в. Этика является важной составляющей философии Чернышевского. Его этические взгляда претерпевают существенную яволюцию...
Концепция социальной справедливости в этико-политическом наследии Аристотеля
Мушинский, Николай Иосифович — Минск, 1994Справедливость является одной из цей'^радьнкх категорий аристотелевской этики,наряду с понятиями "блага"/счастья" /добродетели",и, соответственно,с ней связаны особенно удачные разработки и наиболее плодотворные идей.Она занижает' доминирующее положение в созданной Стаг.чритом системе,широко использовавшейся иа...