Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13
Русская православная церковь в социально-политической истории России в начале XX века
Шепелева, Нина Дмитриевна — Москва, 2002В этих условиях возрастает потребность в объективном научном исследовании места и роли церковно-общественных организаций и политических партий в период реформирования общества в начале XX века, а также в анализе и оценке действий высших и губернских органов власти и управления в обеспечении принципов свободы совести и вероисповеданий на практике...
Свобода субъекта в выборе культурных миров
Савельева, Елена Николаевна — Томск, 2002Во-вторых, подобная постановка вопроса проясняет особенности культурного мира, конструируемого современным мышлением. Корреляция между свободой субъекта, обладающего определенным спектром познавательных возможностей и функциональными особенностями культурных миров, становится способом выявления сущностных тенденций современности. Объективные...
Соборность русского православного искусства
Колесова, Ирина Семеновна — Екатеринбург, 2002Среди феноменов русской духовной культуры, в котором видятся основы будущего развития России, ученые и общественные деятели называют соборность. Ее рассматривают как фундамент новой российской государственности, "генетический код российского социума". С соборностью связывается вопрос о понимании сущности человеческой жизни, о ее духовном...
Социальная теория как объект социокультурного исследования
Кошелева, Татьяна Михайловна — Ставрополь, 2002Необходимость современного переосмысления проблем социального развития напрямую связана с тем комплексом духовных, социально-политических, экономических процессов, происходящих в последние годы как в глобальном масштабе, так и в российском обществе. А понимание, осмысление социальных изменении, усложнившихся общественных процессов является...
Социально-этическая концепция иудаизма
Грубарг, Марк Давидович — Санкт-Петербург, 2002В советское время такого анализа религиозных компонентов исторического наследия, к сожалению, не было да и быть не могло, так как религия однозначно характеризовалась как сугубо отрицательный "пережиток прошлого", который в прошлом же и должен быть оставлен весь, без остатка и выхода на современность. Поэтому научный анализ религий подменялся...
Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития
Андреева, Ольга Александровна — Ростов-на-Дону, 2002Будет чрезвычайно плодотворно связать анализ культуры с процессом стабильно-нестабильных циклов, совершающихся в общественном бытии и сознании и выражающих сложность переходных процессов, трансформаций, кризисов и катастроф. При этом философский анализ культуры мы не связываем исключительно с линейными процессами в обществе, представляющими при...
Становление и специфика представлений о человеке в художественной культуре
Попов, Александр Владимирович — Ростов-на-Дону, 2002Понять особенности становления современных представлений о человеке в художественной культуре было невозможно без анализа культурно-художественного наследия Западной Европы Х1У-ХУ1 веков. Наибольший интерес для работы представили дневники и трактаты А. Дюрера, биографии «описания» художников Д. Вазари, теоретические труды Леонардо, а также...
Становление социально-политической мифологии фашизма
Ольшанский, Вячеслав Васильевич — Ростов-на-Дону, 2002С должным вниманием мы отнеслись и к анализу биографической и мемуарной литературы. Это книги Мазера, Кершоу, Шпеера, Видемана, Манштейна, Гудериана, Деница, Гальдера и других авторов...
Старообрядчество в духовной культуре России
Баев, Вячеслав Геннадьевич — Санкт-Петербург, 2002Среди многочисленных конфессий и деноминаций, существующих в России, старообрядчество занимало и занимает свою духовную нишу, по-прежнему являясь религией многих тысяч современных россиян. Старообрядчество - неотъемлемый компонент духовной культуры сегодняшней России. Оно проповедует и на практике реализует традиционное отношение русских людей к...
Тематизация феномена горизонтности как пропедевтика культурно-исторических исследований
Червова, Татьяна Владимировна — Томск, 2002Как и во всей предшествующей философской традиции, речь пойдет о «действительности» - с той лишь разницей, что в подлинном смысле действительным окажется неотчетливое, но конечное - горизонт. Возникнув в «философии жизни» в смысле близком к географическому, как круг сущего, на котором можно сосредоточить взгляд, феномен горизонта, не утратив этого...
Фантазия как философско-антропологическая проблема
Брюханцева, Наталья Васильевна — Томск, 2002Во-первых, фантазия лежит в основе деятельности интеллекта, необходимость в которой на сегодняшний день является одним из решающих факторов духовного и материального развития. По мнению ряда аналитиков, уже можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира...
Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры
Кобылин, Игорь Игоревич — Нижний Новгород, 2002Появление концепта "тоталитаризм" в качестве элемента языка западной политической культуры глубоко не случайно и не может быть объяснено лишь идеологической конъюнктурой...
Философия "здравого смысла" в контексте культуры английского Просвещения
Милютин, Юрий Евгеньевич — Санкт-Петербург, 2002Что касается философии здравого смысла, то её связь с современной философской теорией прослеживается не только в том, что она первой обратила внимание на влияние «мира повседневности» на философский дискурс или рассматривала эпистемологические функции здравого смысла, но и одна из первых обозначила знаковую природу языка, исследование структуры...
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Ермаков, Вячеслав Алексеевич — Москва, 2002В этой связи отечественная философия должна вновь обратиться к вопросам, звучащим на протяжении более ста лет. Действительно ли "культ трагического, культ безысходности жизни в жизни и исхода её в смерти." будет ".основным лозунгом и принципом русской культуры в будущем"Л? Действительно ли судьба России состоит в том, что она "в деспотизме всего...
Философско-антропологическое исследование авторского посредничества как феномена культуры
Баронене, Светлана Геннадьевна — Томск, 2002В среде философского сообщества, фиксирующего изменения в социокультурной трансляции, возникают дискуссии, связанные с обсуждением содержания гуманитарных технологий, позволяющих готовить человека к жизни в меняющемся мире, а также, в пространстве увеличивающейся персональной свободы. Речь идет об «инновационном формате жизнеустройства» (А...
Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга
Фишбейн, Наталья Валерьевна — Белгород, 2002Открытие коллективного бессознательного стало одним из этапов глобального переосмысления всей философской проблематики. Существование в сознании человека противоположного начала заложило основы формированию нового поля взаимодействия всех элементов человеческого бытия, что и послужило причиной возникновения принципиально новых направлений в...
Философско-теологическая система бенгальского вайшнавизма
Ватман, Семен Викторович — Санкт-Петербург, 2002Философско-теологическая система БВ - сложное явление мысли, принадлежащее к иной для нас культурной парадигме. Осмысливая данный феномен, мы убедились, как важен здесь комплексный подход с использованием не какой-то одной предзаданной схемы, а разных методологические схем и моделей, в том числе и взятых непосредственно из исследуемой традиции...
Формирование идеологии раннехристианского монашества
Лурье, Вадим Миронович — Санкт-Петербург, 2002Так, в современной России, согласно последнему социологическому исследованию (1999—2001 гг.), проведенному московским социологическим центром РОМИР, «православными» называют себя 73% населения, но из этого числа только 51% верит в Бога1. Если же применить чуть более строгие критерии принадлежности к Церкви — например, регулярность причащения...
Человек в поле визуальной культуры
Межерицкая, Наталья Васильевна — Ростов-на-Дону, 2002И если в доперестроечной России женщина в видимом режиме культуры, в официальном визуальном дискурсе и в государственной мифологии занимала важное место и представляла собой символ, но символ государственный, то в России переходного периода - образ женщины становится символом общества потребления и традиционно сопровождает наиболее острые и...
Человеческая деструктивность
Сатыбалова, Елена Владимировна — Екатеринбург, 2002Во-вторых, мировоззренческий вакуум вследствие расшатанности мировоззренческих основ философского знания, особенно в постсоветскую, постсоциалистическую, посткоммунистическую эпоху, привел к необходимости переосмысления не только теоретических и мировоззренческих положений, но и вариантов практических усилий людей, связанных с несколько иными, чем...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- ...
- 73
- Следующая страница »