Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13
Мифология музыкального текста
Осадчая, Ольга Юрьевна — Волгоград, 2002Выступая своеобразным инструментом единения, механизмом синтезирования, в силу иерархичности, коллективного характера мифологического сознания, он конструирует образ мира как устойчивую систему, в рамки которой может быть вписано любое актуальное содержание. Иными словами, миф представляется прозрачной структурой, которая «пропускает сквозь себя...
Мусульманский образ жизни: истоки и современность
Магомедова, Мадина Зайнутдиновна — Махачкала, 2002Ислам, структурируемый не просто как религия, но и как всеобъемлющий образ жизни, в ходе исторического развития претерпел определенные изменения, однако его общие постулаты переходили от поколения к поколению, оставаясь неизменными. Но религия не может существовать в том виде, в каком она была создана. Между тем, исламские фундаменталисты являются...
Обновленческий буддизм в Монголии на рубеже конца XIX - начала XX века
Шажинбатын Ариунаа — Москва, 2002Европа затрепетала от исламской угрозы. Восток возвестил кончину белой расы в ближайшей исторической перспективе. Мощно обозначил себя афроцентризм. Поэтизация расы нашла отражение в стремлении Японии вернуться в Азию, в «индуизации» Индии, реисламизации Ближнего Востока. Американский культуролог С. Хантингтон предупредил человечество в том, что в...
Образ совершенного человека в православной антропологии
Остапенко, Марьяна Анатольевна — Екатеринбург, 2002Очевидно, что проявление интереса к проблеме совершенного человека не случайно, более того, оно закономерно и неизбежно. Отсутствие ясного представления о человеческом совершенстве уничтожает возможность для индивида (и общества в целом) обрести смысл жизни, постичь свое призвание, выстроить жизненную траекторию через осуществление этого образа...
Образ человека в культуре Древней Руси
Чумакова, Татьяна Витаутасовна — Санкт-Петербург, 2002Центральное место в мировоззренческой системе восточно-христианской культуры занимает понятие "образ", имеющее огромную смысловую наполненность1. Образ - костяк этой культур2, он играет роль "структурного принципа, гарантирующего целостность всей системы"3. Столь большая значимость образа в средневековой русской культуре обусловлена двумя...
Образы зла в художественной культуре
Шаповал, Галина Николаевна — Ростов-на-Дону, 2002Проблема зла многоаспектна. Проблемой является возможность рационального постижения природы и сущности мирового зла. Так, библейская традиция, согласно которой зло по своими происхождению непостижимо для человеческого разумения («Книга Иова»), находит отражение и в современной религиозной философии. Н. Бердяев писал, что существование зла есть...
Оправдание детства как феномен культуры
Кислов, Александр Геннадьевич — Екатеринбург, 2002На самом деле, детство, прежде чем стать точкой приложения педагогических усилий, обремененных небесспорными идеалами взрослых, нуждается в их оправдании как социальном и экзистенциальном приятии, противоположном различным формам негации. А поскольку идеалы взрослых существенным образом обусловлены определенной культурой и составляют духовное ядро...
Политический исихазм и его традиции в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"
Петрунин, Владимир Владимирович — Москва, 2002Подобные утверждения доказываются самими «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых целый ряд положений подтверждается или обосновывается не только ссылками на Священное Писание или мнение отцов Церкви, но и примерами, взятыми из двухтысячелетней истории христианства...
Православие в Абхазии
Багателия, Анжела Ясоновна — Москва, 2002УШ-Х вв.), сегодня свое стремление к самостоятельности как национальной церкви осознает в качестве одного из элементов общего процесса национально-государственного самоутверждения республики...
Православие в США
Озеров, Денис Евгеньевич — Санкт-Петербург, 2002Вместе с тем исследование места и роли православия в США актуально и с чисто религиоведческой точки зрения. Без такого исследования нельзя составить точное и всестороннее представление о самой молодой из поместных автокефальных православных церквей, а следовательно, и о православии в целом, сферой влияния которого многие ошибочно считают лишь...
Проблема судьбы творца у позднего Хайдеггера
Марков, Александр Викторович — Москва, 2002Предметом исследования являются поздние работы Мартина Хайдеггера, посвящённые интерпретации поэтических высказываний. Хайдеггер преимущественно рассматривает аспекты творчества немецкого поэта-романтика Фридриха Гёльдерлина (1770-1843), вполне оцененного только в XX веке. Эти работы, создававшиеся с начала тридцатых годов почти до смерти...
Проблемы религии в постмодернистской философии
Торбург, Марина Робертовна — Москва, 2002Следует отметить фундаментальные работы И.П.Ильина, сумевшего тонко уловить и передать смысл ряда важнейших постмодернистских понятий и метафор, выявить основные черты и тенденции постмодернистского...
Происхождение и становление человека
Довжинец, Мария Михайловна — Санкт-Петербург, 2002Данная проблема особенно актуализируется в переломные эпохи, которые обычно приходятся на стык веков. Именно в эти периоды наиболее остро встают вопросы о назначении человечества, о смысле его бытия, его истории, о его будущем. Но все эти вопросы смогут получить аргументированный ответ только при решении вопроса о происхождении человека...
Религии "Нового века" в контексте культуры постмодерна
Манченко, Дмитрий Николаевич — Москва, 2002Современные нетрадиционные культы являлись заметным и неоднозначным явлением культуры второй половины XX века. По словам Вл.Пореша, "альтернативные культы" "стали своего рода фокусом, в котором нашли преломление многие больные вопросы современности"1. Как заметил датский профессор Оле Рийса,- "в...
Религиоведение в Дагестане: становление и развитие
Воронина, Татьяна Евгеньевна — Махачкала, 2002Процесс секуляризации религии в СССР был обусловлен решением ряда принципиальных задач: 1) исходя из понимания, что религия является частным делом по отношению к государству, религия была отделена от государства, а школа от церкви; 2) обеспечение свободы совести в ее...
Религиозное и светское в культуре средневекового города
Рязанова, Ирина Филипповна — Махачкала, 2002Обращение к началам, духовным и религиозным истокам современной культуры становится не просто настоятельной потребностью общества, но и условием его нравственного возрождения, чтобы, не отказываясь от достижений разума, но, переосмысливая его основания, обогатить их духовными прозрениями и нравственной чистотой веры...
Роль воображения в процессе формирования религиозности индивида
Соловьева, Татьяна Павловна — Москва, 2002В последнее время происходит процесс возрождения и укрепления православия, ислама, иудаизма, буддизма. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодёжи важно учесть то, что значительное число молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий. Сказывается здесь и тесная связь религиозного и национального самосознания...
Роль Православия в цивилизационном развитии России
Сопова, Элеонора Адольфовна — Белгород, 2002Существующий «плюрализм мнений» о месте и роли Православия в социуме объясняется не столько многообразием ценностных ориентаций, сколько отсутствием единого критерия как меры этого многообразия и разномыслия, отсутствием традиционного масштаба ценностей. Основой современного общественного жизнеустройства стала рационально выверенная...
Российская цивилизация: проблема цивилизационной и культурно-личностной идентичности
Баева, Ольга Николаевна — Ставрополь, 2002Общий интерес опосредует влияние группы (общности) на формирование культурно-личностной идентичности, а также на социальное поведение индивидов. Поэтому разработка теоретических проблем цивилизационной и культурно-личностной идентичности является основой для актуальных прогнозов массового социального поведения различных групп населения...
Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса
Колесник, Валерия Николаевна — Белгород, 2002Людям конца XIX в.- начала XX вв. не все было доступно в художественно-символическом мире русской иконы. Но они хорошо знали Священное Писание, то есть Слово, которое лежало в основе иконы. Нам, родившимся в прошлом веке, воспитанным на европейской живописи XVIII-XIX вв., сегодняшней молодежи постижение метаязыка, выразительных форм религиозного...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- ...
- 73
- Следующая страница »