Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13
Философия как самосознание культуры
Дудник, Сергей Иванович — Санкт-Петербург, 2001Ушедшее столетие как никакое другое было насыщено самоанализами, интеллектуальными и художественными рефлексиями, которые нередко претендовали на выражение его сущностной определенности и «смысла» в череде сменявшихся бесчисленных эпох человеческой истории. Многие эти рефлексии были отмечены основательностью, изощренными методами и неоспоримой...
Философия образования в Древнем Риме
Батлук, Олег Викторович — Москва, 2001Во-первых, анализ основных образовательных идей римской античности обладает существенным исследовательским потенциалом, поскольку, в конечном счете, позволяет заключить о фундаментальных идеалах древнеримской культуры. Ведь философия образования латинских авторов генерируется из их размышлений о государстве, власти, нравственных категориях и...
Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании
Туфанов, Александр Олегович — Санкт-Петербург, 2001В результате русский космизм явился уникальным и довольно сложным образованием, основные идеи которого стали созвучны ведущим тенденциям духовного развития всей современной мировой цивилизации. Эта сложность связана с его неоднородностью; на наш взгляд, он включает в себя поэтическо-художественное, религиозное, мистическое, естественнонаучное...
Философская антропология Гельмута Плесснера
Матутите, Кристина Павловна — Москва, 2001В середине XIX века в европейской философии рождается весьма продуктивная антропологическая мысль. Марксистское направление представляет собой особый вид исследования, которое, хотя и выступает фрагментом общесоциологической теории, направлено на коренное переосмысление природы и сущности человека. Начиная с «Экономическо-философских рукописей...
Философская антропология Макса Шелера
Роинашвили, Давид Ираклиевич — Москва, 2001Именно приоритетность проблемы человека в философии послужила определенным толчком к созданию философской антропологии. Причины возникновения философской антропологии, как самостоятельной...
Философские проблемы аврааматического монотеизма
Нурилова, Альбина Захарьяевна — Махачкала, 2001Всемирный совет церквей», «Всемирный исламский конгресс», «Всемирное братство буддистов». Надо отметить, что наметившееся стремление мировых религий к диалогу и некоторые практические шаги в этом направлении вселяют надежду на то, что экуменическое движение выйдет за рамки отдельных конфессий и примет межрелигиозный характер. Очень важно, что...
Философский и социокультурный анализ религии как иллюзорного отражения мира
Ершов, Александр Александрович — Санкт-Петербург, 2001С таким историческим поворотом в общественных отношениях, какие происходят в нашем обществе, происходит также и переворот в социальном восприятии и представлениях людей. Ломка сложившихся стереотипов и догм с необходимостью затрагивает и мировоззренческий аспект общественного сознания. Начинается переосмысливание социальной жизни, поиски новых...
Философско-аксиологическое обоснование идеи прогресса культуры
Павловец, Елена Александровна — Санкт-Петербург, 2001В настоящее время проблема прогресса занимает в структуре философского знания особое место - ее обращенность к различным аспектам культуры (социальному, этическому, онтологическому и др.) делает проблему прогресса, по существу, самостоятельным предметом философской рефлексии. Из частного вопроса проблема прогресса в современных условиях...
Философско-антропологические основания современной визуальной культуры
Волков, Алексей Владимирович — Санкт-Петербург, 2001Раскрывая одну из очевидных с семиотической точки зрения аксиом о коммуникативности визуального феномена, автор вместе с тем, эксплицирует и ряд сложностей, препятствующих превращению семиотики в универсальный инструмент для исследования визуальных явлений культуры. Данные трудности связаны, прежде всего, с недостаточным вниманием самой семиотики...
Формирование массового сознания фашизма
Сахибгоряев, Вадим Хасанович — Ростов-на-Дону, 2001Отличительной чертой советской историографии был весьма высокий эмоциональный заряд исследований„ Этот фактор, на наш взгляд, предопределил наличие эмоциональных формулировок , выполняющих роль методологической основы, ставших отправными точками научных изысканий" фашизм - антигуманизм, фашист - нелюдь, фашистское государство - звериное порождение...
Христианство в Дагестане: история и современность
Азизова, Галина Руслановна — Махачкала, 2001Изучение христианства в Дагестане имеет также историко - познавательное и воспитательное значение, оно занимает второе место после ислама в республике по числу своих последователей и культовых организаций. Новые поколения граждан должны получить подлинную научную информацию о том, когда и как распространилось христианство, какие...
Ценностные аспекты соборного сознания
Сахатский, Алексей Геннадьевич — Уссурийск, 2001Комплексность поставленных проблем в настоящее время не имеет достаточного освещения в современной философской литературе, так как исследователи занимались, в основном, либо собственно аксиологической проблематикой, либо историко-философским исследованием явления соборности в русской религиозной философии...
Человек в онтологии массовой культуры
Гибелев, Игорь Владимирович — Белгород, 2001Широкое понимание массовой культуры исходит из природы идеального как существующего вне сознания. В данном случае массовая культура предстает всеобщим, внеисторическим явлением: она изначально содержится в сфере всей культуры, и как феномен существует всегда, неотрывно от человеческой деятельности...
Эволюция идеи правовой государственности России в контексте современной глобализации
Контарев, Анатолий Александрович — Ростов-на-Дону, 2001Доминирование глобализационных процессов означает, что сегодня практически нет государств, которые могли бы успешно функционировать вне единого экономического и политического пространства. Внутренние процессы, протекающие в национальных государствах, так или иначе, сопряжены с глобальными процессами. Эта проблема выражена в противоречии между...
Эволюция представлений о языке в философии и культуре
Мазина, Рита Рашитовна — Санкт-Петербург, 2001Прежде всего, сама по себе культурологическая парадигма представляет собой тот образец построения современного социогуманитарного знания, в центр которого перемещается культура человеческого бытия во всем своем многообразии: бытие предметов, процессов и явлений, несущих ценностно-смысловую нагрузку, бытие человека в мире вещей, в мире идей и мире...
Эволюция ханбалитского учения и современность
Маханов, Джамал Султанович — Москва, 2001Возрождение ислама на постсоветском пространстве, роль исламских политических организаций в современном СНГ, обстоятельно изучались многими российскими исследователями. Речь идет о трудах И.Ермакова и Д.Микульского «Ислам в России и Средней Азии» (Москва, 1999), М.Родионова «Ислам классический» (Москва, 2001) и ряде других...
Экзистенциальная аналитика повседневного
Тесля, Светлана Николаевна — Санкт-Петербург, 2001Как и где возникают реальные основания мироотношения? Насколько каждый конкретный человек причастен процессу созидания мироотношения и ответственен за него, а следовательно, свободен в деятельности с артефактами этого процесса? Если считать, что в мироотношении человек обретает право на свой мир, право принадлежать миру и право рассчитывать на то...
Эсхатология: философско-религиозный анализ
Петров, Федор Николаевич — Екатеринбург, 2001Одно из наиболее динамично развивающихся новых религиозных движений - "Свидетели Иеговы". Согласно его представлениям, земная история вскоре закончится кровавым Армагеддоном, где поклонники их секты - единственные на Земле люди, достойные спасения - выступят в битве на стороне Бога и истребят неверных. Эсхатологическими представлениями, в...
Этнические стереотипы как феномен духовной культуры
Гладких, Светлана Владимировна — Ставрополь, 2001Поворот в сторону общечеловеческих ценностей изменил и внутреннюю ограниченность индивида, освободив его этническое самосознание от уравнивания. Этническая специфика, ранее растворенная в идейно-политических установках и концепциях, приобрела для индивида особую значимость. Возросшее этническое сознание и самосознание стимулировало историческую и...
Этнокультурная маргинальность
Вергун, Татьяна Викторовна — Ставрополь, 2001Своеобразие механизмов трансформации раскрывает систему адаптации социального организма к изменениям. Понятие этнокультурной маргинальное™ выражает собой момент трансформативного преображения, носителями которого являются отдельные индивидуумы, отражающие собой и в себе противоречивость развития организующей системы, процесса одновременного...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- ...
- 73
- Следующая страница »