Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему История философии Специальность ВАК РФ: 09.00.03

Власть и государство в философии Ибн Хальдуна

Фомина, Дарья Владимировна — Москва, 2003

Предвосхитив многие идеи, которые на Западе возникнут только в эпоху Возрождения1 и будут восприняты как гениальные открытия, Ибн Хальдун не был понят современниками, более того, его труды не вызывали интереса исследователей вплоть до начала девятнадцатого века...

Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера

Черняков, Алексей Григорьевич — Москва, 2003

Что прячется за тем обстоятельством, что сущее в собственном смысле слова понято как owia, жхрошга, т. е. понято в том значении, которое, в основе своей, указывает на "присутствие", непосредственное и всегда нынешнее "имение...

Вторая схоластика (XVI - начало XVII в.): культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли

Шмонин, Дмитрий Викторович — Санкт-Петербург, 2003

Помимо сказанного о значимости темы в историко-философском отношении, следует заметить, что результаты представленного исследования могут быть включены в контекст современных нам дискуссий по ряду ключевых вопросов онтологии и теории познания, этики, философии политики и права. Последнее объясняется тем, что в работе на материале второй схоластики...

Вторая схоластика, ХVI - начало ХVII в.

Шмонин, Дмитрий Викторович — Санкт-Петербург, 2003

Помимо сказанного о значимости темы в историко-философском отношении, следует заметить, что результаты представленного исследования могут быть включены в контекст современных нам дискуссий по ряду ключевых вопросов онтологии и теории познания, этики, философии политики и права. Последнее объясняется тем, что в работе на материале второй схоластики...

Геронтософские поиски в русской мысли на рубеже XIX-XX веков

Телегин, Александр Александрович — Курск, 2003

Наиболее продуктивные геронтософские поиски русской философской мыслью велись, по нашему мнению, на рубеже XIX-XX веков. В это время русские философы продемонстрировали предельное многообразие подходов к проблеме человека, в том числе и к старости как темпоральному измерению его бытия. Русские мыслители, не зависимо от своей принадлежности к тому...

Диалектико-феноменологический метод исследования языка в русской философии начала XX века

Скрынникова, Наталья Валентиновна — Хабаровск, 2003

Ряд исследователей акцентирует внимание на семиотическом аспекте в философии языка отечественных мыслителей начала XX века. Общее между семиотикой и философией языка П.А. Флоренского...

Дух в понимании В.В. Розанова

Гребениченко, Татьяна Васильевна — Уссурийск, 2003

Возрождение России - это, прежде всего духовное самоопределение, понимание того, что истоки человеческого бытия - в деятельности духа. Признание духа организующим началом всех духовных процессов, всех структур личности, регулятивным базисом всей жизнедеятельности человека актуализирует интерес к определению природы духа, сфер его проявления и...

Душа как объект философской рефлексии

Мареева, Елена Валентиновна — Москва, 2003

Но если психология зашла в тупик, уповая на однозначность экспериментальных данных и точность статистических расчетов, то какова реальная альтернатива такой точки зрения? Означает ли вышесказанное, что альтернативой естествознанию с его отрицанием души может быть только религия, и, в частности, христианство...

Женский вопрос в русской философии и общественной мысли

Костюкевич, Людмила Петровна — Мурманск, 2003

Исследование становления женского вопроса в первой половине XIX века помогает осознать негативный характер сосредоточения женских организаций на круге семейных обязанностей, имеющий место и в современном обществе. Ориентация женщины исключительно на семейные ценности препятствует ее личностному росту, отчуждает ее от общественных интересов, что...

Идейные истоки и основания феноменологии Шпета

Счастливцева, Елена Анатольевна — Киров, 2003

Кроме того, анализ идейных истоков и оснований феноменологии Г. Шпета раскрывает контекст, ситуацию в русской философии начала XX века — круг тем, направлений, способов философствования, знание о которых расширяется и углубляется в настоящее время. На примере философии Г.Шпета можно конкретизировать, уточнить, как происходило взаимовлияние...

Идея органицизма в философско-исторических концепциях Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева

Кольцов, Борис Александрович — Саратов, 2003

На страницах периодической печати развернулась острая дискуссия вокруг положений теории культурно-исторических типов, некоторых пересечений этих положений с теорией Г. Рюккерта, естественной системы истории Н.Я. Данилевского, его концепций прогресса, соотношения...

Иоганн Вольфганг Гёте как гносеолог и методолог

Грачёв, Михаил Вячеславович — Москва, 2003

...

Исламская социально-утопическая философия в Центральной Азии

Бобоев, Шерафган Махмадович — Москва, 2003

С первых веков существования ислама вопрос о роли религии в системе общественного управления вызывал споры и конфликты в исламском обществе. Почти полторы тысячи лет продолжается борьба внутри исламского сообщества вокруг определения того, чем оно является. Какая власть и зачастую, какая общественная группа имеет право установить кодекс поведения...

Историко-философский анализ тектологии А.А. Богданова

Тарент, Игорь Геннадьевич — Москва, 2003

Определение места и роли тектологии Богданова в системе научного и философского знания необходимо для масштабного осмысления историко-философского процесса конца XIX - начала XX вв. Также исследование тектологических проблем Богданова позволяет точнее определить возможные направления эволюции, сформировать целостное представление о богатстве...

Историософия П. Я. Чаадаева как проблема русской культуры

Кондуров, Роман Викторович — Краснодар, 2003

Сущность историософии определяется идеей провиденциализма -зависимости исторического процесса, судеб человечества от воли Высшего начала, Бога» - считает современный исследователь русской философии А.Ф.Замалеев.2 Впоследствии к этой идее добавляется и идея эсхатологизма, представления о конце света. Это происходит благодаря «хронологизации...

Концепции гностицизма как философская парадигма, объединяющая философско-религиозные учения I-IV вв.

Толмачева, Татьяна Валерьевна — Мурманск, 2003

На данное время есть много вопросов в гностицизме, вызывающих споры, в том числе и само понятие гностицизма. Однако это явление исследуется в данной работе в более широких масштабах, чем просто исследование отдельных сект и их учений. Понятие гностического здесь также не означает "принадлежащего гностическим сектам". В данном исследовании это...

Метафизика русского Просвещения

Бубнов, Юрий Александрович — Санкт-Петербург, 2003

Своими истоками отечественная секуляризированная метафизика уходит в богословско-философские системы русского Средневековья. В религиозно-метафизическом мышлении были заложены идеи о божественном, душе и духе, причинах вещей, которые впоследствии использовались в метафизических схемах просветительской философии. Во всем этом перечне идей...

Метафизика человека в творчестве В. И. Несмелова

Замилов, В. Н. — Москва, 2003

О биографии Несмелова известно немного. Он родился в семье священника, окончил Казанскую духовную академию, где и преподавал, будучи профессором философии, до ее закрытия в 1920 году. Умер в 1937 г. Занимаясь философией, первоначально склонялся к эмпиризму и отрицал возможность метафизики. Однако в дальнейшем своем духовном и интеллектуальном...

Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века

Пинчук, Валерия Юрьевна — Уссурийск, 2003

Духовно-академическая философия XIX в. в России представляла собой множество оригинальных концепций, подходов по самым различным проблемам бытия и сознания. При всём разнообразии точек зрения православных мыслителей, бесспорно, существовал ряд принципиальных моментов, по которым их позиции совпадали. Общий характер духовно-академической философии...

Опыт метафизического прочтения художественного творчества в русской философии конца XIX - начала XX в.

Самойлова, Ольга Геннадьевна — Москва, 2003

В русской религиозной философии XX века мы обнаруживаем существенное разнообразие тем и подходов, в том числе и достаточно далеких от принципов метафизики всеединства Вл. Соловьева. Но его последовательное оправдание метафизики (прежде всего, в споре с позитивистским типом мировоззрения) было воспринято очень глубоко. В особенности это относится к...