Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Всемирная история в литературе Древней Руси

Водолазкин, Евгений Германович — Мюнхен: Изд-во SAGNER, 2000

Возможно, как раз непоследовательность в различении средневековой и современной историографии позволяла понимать историографические сочинения как "реалистический" или "фактографический" фланг средневековой письменности. Если учесть, что понятия "реальность" или "факт" для средневекового книжника имели другой объем, их традиционное использование...

Герой-Художник в русской прозе начала и конца XX века

Боровская, Елена Раймондовна — Москва, 2000

Выделение двух периодов оказалось не случайным и не механическим. Конкретный анализ подтвердил предположение, что в написанных в одно время произведениях отражаются общие тенденции, которые целесообразно и наглядно было выделить на основании сопоставления двух периодов, а не рассмотрении одного какого бы то ни было...

Гоголь и русский символизм

Сугай, Лариса Анатольевна — Москва, 2000

Причины столь резкого выступления понятны: в 30-е годы деятели символистского движения громко напомнили о своей роли в исследовании Гоголя и праве считаться его литературными преемниками. В книге Андрея Белого «Мастерство Гоголя» (1934), вышедшей после смерти автора, читатель находил специальные разделы: «Гоголь и Сологуб», «Гоголь и Блок...

Горький и Казань

Коновалова, Светлана Александровна — Нижний Новгород, 2000

В 1940 году Н.Ф.Калинин издал уже книгу - «Горький в Казани». В «Предисловии» он писал: «.Мною подготовляется к печати книга на ту же тему, в которой даётся вся необходимая библиография и документация, от которых в настоящем издании пришлось отказаться»1...

"Двойник" Антония Погорельского в литературном контексте 1810 - 1820-х годов

Китанина, Татьяна Александровна — Санкт-Петербург, 2000

М.А. Турьян4 (а многими учеными и после) "Двойник" воспринимался по преимуществу как подражание Гофману5 и другие, не менее значимые заимствования уходили на второй план. Этот же подход послужил причиной еще одного "умолчания" (и, насколько мне известно, в этом вопросе справедливость не восстановлена до сих пор): сама структура цикла, его...

"Двойник, или Мои вечера в Малороссии" А. Погорельского и "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" А. С. Пушкина

Питерцева, Евгения Юрьевна — Череповец, 2000

Новый взгляд на эту проблему утвердился в литературоведении 1960 -1970-х годов (работы А. С. Бушмина, В. Гусева и др.) [40; 81; 191; 163; 210]. Преемственность воспринимается этими исследователями широко, как значимый фактор истории культуры. Такой процесс развития рассматривается учеными в одной плоскости с традицией и понимается как...

Диалектика образа Украины в творчестве И. А. Бунина

Юрченко, Лариса Николаевна — Елец, 2000

В подходе к данной теме потребуется решение задач историко-литературного, биографического, культурологического порядка — для наблюдения за психологией поэтического преображения реальности, за образной логикой...

Дилогия П. И. Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах"

Кудряшов, Игорь Васильевич — Волгоград, 2000

Положительные оценки критики получили и последующие «в высшей степени талантливые очерки, объединенные названием «В лесах»»* автор которых «понимает дух и склад народной жизни с точки зрения истинного художника» («Русский мир» за 1872 г.). (44...

Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя

Крюкова, Наталья Григорьевна — Елец, 2000

Проведенное исследование дневников писателя, восстановление ряда купюр в их отечественном и зарубежных изданиях, новые архивные материалы, обнаруженные нами в процессе работы, позволят, видимо, развеять некоторые бытующие до сих пор мифы, недостойные памяти великого писателя (например, домыслы об изгнании Бунина-двоечника из Елецкой гимназии по...

"Дневник писателя" в системе творчества Ф. М. Достоевского

Смыслова, Ольга Николаевна — Москва, 2000

Таким образом, двучлен - содержание и форма - выстраиваются в сложную систему компонентов, соотносимых и взаимосвязанных между собой: жизненное содержание, заключающееся в конкретных явлениях и проблемах действительности, в реальных фактах, трансформируется в образы, разновидности которых обусловлены особенностями позиции автора, используемыми им...

Дон Жуан русской классической литературы

Веселовская, Надежда Владимировна — Москва, 2000

Мифологическая фигура Дон Жуана, стоящая в центре работы, предопределяет обращение к пласту мифотворчества, к роли предания в литературах мира. В связи с этим в исследовании использованы некоторые положения "Исторической поэтики" Александра Веселовского1, где ученый касается понятий "вечный образ", "странствующий сюжет", "миграция сюжетов" и др...

Драматические сочинения Г. Р. Державина

Дёмин, Антон Олегович — Санкт-Петербург, 2000

Учитывая, что к драматическому роду Державин начал обращаться еще в 1780 - 1790 гг., - им были написаны программа праздника "Торжество восшествия на престол императрицы Екатерины И" (1786), "Пролог в одном действии с музыкою на открытие в Тамбове театра и народного училища" (1786), "Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра...

Драматургия русского символизма

Ибрагимов, Марсель Ильдарович — Казань, 2000

Несмотря на существование различных подходов к мистериальности символистской драматургии, до сих пор в научной литературе не было системных исследований этого явления. Связано это, на наш взгляд, с тем, что у исследователей отсутствует более или менее четкое определение понятия «мистериальность...

Древнеславянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А. Н. Толстого, М. Пришвина

Иванов, Николай Николаевич — Москва, 2000

Для объективности выводов мы обращаемся к разным собраниям сочинений и отдельным изданиям произведений А.Толстого, вышедшим под его непосредственным наблюдением и посмертно. В настоящей работе используются некоторые материалы из музейных и архивных фондов: Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, РГАЛИ, Музея-квартиры А.Н.Толстого в...

Древнеславянский языческий миф в художественности мире М. Горького, А.Н. Толстого, М. Пришвина

Иванов, Николай Николаевич — Москва, 2000

Такие суждения справедливы, однако могут вызвать ошибочную реакцию. Само слово «язычество» как бы предполагает религиозный аспект художественных исканий. Тем более, что это было в характере эпохи. К «совмещению» священных канонов религиозных учений обратились некоторые русские мыслители начала нашего столетия, а попытки по-новому прочесть Библию...

Духовно-смысловые связи повестей романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Москвин, Георгий Владимирович — Москва, 2000

Разнообразие содержательных сфер произведения, собственно богатство содержания романа, подобно его жанровой природе, также не явлено как «остановившийся» результат. История изучения «Героя нашего времени» ясно демонстрирует равную относительность социально-исторического, психологического, философского подходов к роману. Ни один из аспектов...

"Евгений Онегин" А. С. Пушкина и русская беллетристика 1830-х - 1850-х годов

Грекова, Любовь Васильевна — Псков, 2000

И.Н. Розанов сосредоточивается не только на одном элементе композиции, содержания, жанровой специфики пушкинского романа, но в поле его зрения находятся и сами вышеназванные структуры. В данной статье лишь намечается та закономерность рецепции, которая до сих пор не получила должного внимания исследователей, - опосредованное воздействие...

Жанр канта в русской литературе и искусстве последней трети XVII века - первой половины XVIII века

Забирова, Алла Геннадьевна — Самара, 2000

Жанр канта был «самым популярным видом записанного музыкально-поэтического творчества доглинкинской или допушкинской России <.>, массовым музыкально-поэтическим жанром, бытовавшим в широких слоях русского общества» (79; с. 454). Т.Н.Ливанова подчёркивает, что, «когда в нашей стране появились новые образцы духовной лирики, далёкие от строгих...

Жанровая рецепция стихотворных произведений Н.А. Некрасова ("Поэт и гражданин", "Мороз, красный нос")

Ромашенко, Светлана Анатольевна — Новосибирск, 2000

Методологической базой для исследования послужило использование в литературоведческом анализе герменевтической(теоретико-познавательной) и структурлой(списывающе-прсизводящей) стратегий рецептивно-эстетического подхода. В конкретных разборах некрасовских текстов используется методика риторического анализа, включающего в себя описание приемов...

Жанровая рецепция стихотворных произведений Н. А. Некрасова ("Поэт и граждан", "Мороз, Красный нос")

Ромащенко, Светлана Анатольевна — Новосибирск, 2000

Творчество НАНекрасова и, в первую очередь, его стихотворные произведения создают особый прецедент для концентрации на них внимания исследователя. Несмотря на то, что поэтика Некрасова и сейчас представляет интерес с различных позиций современного литературоведения, до сих пор остается почти совсем не изученным аспект взаимодействия некрасовского...