Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Журнал "Телескоп" и русская литература 1830-х годов

Махов, Александр Евгеньевич — Москва, 1985

Точку зрения Чернышевского развивает монография А.Н.Пыпина 'Белинский, его жизнь и переписка" /1876/, в которой солоставле-шя статей Надеждина и Белинского приводят автора к мысли, что 'Белинский не повторял Надеждина, но был его прямым цродолжате-[ем" /258, с.97/; однако "Телескоп" не рассматривается Пышшым юлее подробно, нежели это сделано...

Литературная позиция журнала "Современник" (1838-1846 годы)

Проскурина, Вера Юльевна — Москва, 1985

Сомнения в безусловной верности традиционного пренебрежительного подхода возникают уже при самом общем знакомстве с плетневским "Современником" и с тем резонансом, который вызывал он в культурной жизни 30-х - первой половины 40-х годов...

"Новые люди" в творчестве П.В. Засодимского конца 70-х - начала 90-х годов XIX

Новикова, Альбина Алексеевна — Москва, 1985

За последние десятилетия о революционном народничестве и о народническом движении в целом накоплен богатый историковедческий материал, позволяющий выяснить причины возникновения этого движения, определить этапы "ховдения в народ", народовольческой деятельности, характеризующейся активизацией политической борьбы с р эксплуататорами народа за его...

Поэтика мемуарной прозы А.С. Пушкина

Мясоедова, Наталия Евгеньевна — Рига, 1985

Здесь же в разделе "Анекдоты" были.опубликованы "Table-talk у рассказы Загряжской, портреты "Дуров", "Давыдов"; в разделе "Старинные русские странности под заголовком "Отрывки из биографии...

Психологизм прозы Пушкина

Шустрова, Татьяна Ивановна — Ленинград, 1985

Существенные коррективы в представление о специфике психологизма пушкинской лирики внооят наблюдения В.А.Грехнева. Анализируя в главе о прощальном цикле пушкинское "Заклинание" , ученый приходит к выводу, "что картина душевной борьбы, воплощенная в лирических формах нового времени, не обязательно выливается в зрелище открытого поединка страстей...

Романтизм В.А. Жуковского как художественная система

Янушкевич, Александр Сергеевич — Москва, 1985

И тем ке менее многие вопросы творческой деятельности Жуковского: эстетические основы его романтизма, характер и направление поэтической эволюции, своеобразие позднего творчества /в особенности природа эпических опытов и трансформация системы лирических жанров в 1830-1840-е года/, связи его романтизма с литературным процессом - по-прежнему остро...

Русская поэзия первой половины XVII века. Проблемы развития

Былинин, Виктор Константинович — Москва, 1985

Итак, виршевое стихотворство первой половины ХУП в.- фактически первая продуктивная литературно-поэтическая система Древней Руси, о которой теперь мы имеем достаточно полное представление, благодаря изучению большого числа сохранившихся от данного периог да стихотворных произведений. Однако в истории древнерусской поэзии это была отнюдь не...

Русская стихотворная пародия и её роль в общественно-литературной борьбе XVIII - начала XIX века

Доброва, Галина Радмировна — Ленинград, 1985

Научная новизна работы состоит в том, что это первый в литературоведении монографический анализ русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. Если вопросы, связанные с теорией пародии, в литературоведении уже рассматривались, то историко-литературоведческий анализ русской стихотворной пародии ХУШ - начала XIX вв. до сих пор лишь эпизодически...

Русский романтический рассказ 1820-1830-х гг. (метод и жанр)

Александров, Александр Васильевич — Одесса, 1985

Общественно-исторической предпосылкой, возникновения романтизма явился рост социального антагонизма, связанный с развитием буржуазных общественных отношений. Обострение противоречия между личностью и средой объясняется также тем, что результаты деятельности человека превращались во враждебную, внешнюю по отношению к нему силу. Анализируя в...

Сказки В.А. Жуковского (генезис, источники, жанровое своеобразие)

Скачкова, Светлана Вениаминовна — Ленинград, 1985

В литературе этого периода принцип фолыслрризма находил свое творческое выражение и как проникновение в бытовую, песенную, фантастическую стихию народной жизни и как ориентация на определенный жанр, требующий своего целостного воссоздания...

Становление сонета в русской поэзии XVIII века (1715-1770)

Бердников, Лев Иосифович — Москва, 1985

Таким образом, обращение к этой теме приобретает самый актуальный смысл и значение, поскольку здесь неизбежно рассматрива Символы и Емблемата. Амстердам, 1705, с.46-47. р...

Творчество В.С. Филимонова в литературном движении первой трети XIX века

Лёнюшкина, Лидия Георгиевна — Москва, 1985

Год смерти B.C. Филимонова (1858) отмечен появлением журнальных статей, посвященных его памяти. Их непреходящая ценность заключается в том, что они были написаны лицами, знавшими писателя (статья в "Современнике"* принадлежит перу И.И. Панаева), и содержали ценные сведения биографического и библиографического характера. В них уже обращалось...

Традиции русского народного творчества в поэтике "Мертвых душ " Н.В. Гоголя

Воропаев, Владимир Алексеевич — Москва, 1985

Исходя из этого, давно наметилось несколько главных подходов к анализу "Мертвых душ". Прежде всего следует упомянуть подход со стороны содержания и социального значения поэмы, ее реализма и художественно-гротескных заострений...

Авторская позиция и способы её выражения в художественной прозе Л.Н. Толстого 90-900-х годов

Николаев, Петр Вячеславович — Москва, 1984

Проблема авторской позиции тесно связана в творчестве Толстого с проблемой традиций и новаторства. Взаимодействие традиций и новаторства проявляется у него на всех уровнях структуры произведения, через субъектные и внесубъектные формы выражения авторского сознания. Обращение к традиции всегда вызвано у пи...

А.Е. Измайлов и литературная жизнь первой трети XIX века

Проскурин, Олег Анатольевич — Москва, 1984

Примечательно, что годом позже, на новом этапе эстетических исканий, Белинский в т.н. "Статьях о народной поэзии"(1841) подойдет к творчеству Измайлова более сурово. Здесь Измайлов объявлялся основоположником "площадной" народности, противостоящей истинной народности Гоголя и Пушкина. В произведениях, построенных на принципах такой "ложно...

А.И. Куприн в Грузии

Кротенко, Ираида Абесаломовна — Тбилиси, 1984

Как известно,русско-грузинские общественно-литературные взаимосвязи имеют много аспектов и уходят своими корнями в глубокую древность.В средние века они заметно расширяются,а после заключения в 1783 году Геориевского трактата приобретают постоянный характер. Укреплению взаимоотношений,несомненно,способствовало проникновение в прогрессивные круги...

А.Ф. Мерзляков как литературный критик

Мильман, Владимир Григорьевич — Самарканд, 1984

Сентиментализм, культ дружбы отличают деятелей Дружеского литературного общества. Между тем, как отметил В.И.Истрин, эти настроения затрагивали членов общества не в равной мере. Если для В.Жуковского характерно типичное для сентименталиста понимание дружбы, целей и задач литературного общества, что нашло отражение в его речи от 27 февраля 1801...

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин (восприятие английской литературы и становление жанра русской романтической поэмы)

Костин, Владимир Михайлович — Томск, 1984

Все эти три уровня сравнительного литературоведения тесно связаны между собой. Изучение всех их дает наиболее полную и исторически достоверную картину взаимодействия литературных явлений...

Выразительно-смысловая значимость несобственно-поэтических средств в романах Л.Н. Толстого

Бартосик, Маргарита Хабибуллаевна — Москва, 1984

Однако, отмечая эту наиболее характерную, бросающуюся в глаза особенность Толстого, современная ему критика "не осознает новых, более опосредованных и диалектических отношений в...

Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века

Фиалкова, Лариса Львовна — Рига, 1984

Продолжая традицию "Вечеров на хуторе близ Диканыси" и "Миргорода", Ф.Сологуб и А.Реиизов обратились к народной демонологии, но использовали ее совершенно по-разному. Отталкиваясь от Гоголя, романтически преображавшего светлые и темные начала в образах фольклорной "нечисти", и Сологуб, и Ремизов дероман-тизировали традиционные образы. При этом...