Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
А. Блок и Вяч. Иванов
Тимощенко, Марина Игоревна — Минск, 1988Вяч. Иванов связывал будущее народа с религией, она же,по его мнению, была и основой искусства. А. Блок противопоставляет религию искусству. Он считает, что искусство - это "бесконечность", "Миры"; религия - "Конец", "Мир". Сам поэт "изменил" религии "пал", как художник, живет "бесконечностью" (УП, 163). В этом плане А. Блок оказался выше Вяч...
Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлинский)
Прокофьева, Наталья Николаевна — Москва, 1988Дель исследования - определить специфику художественных форм писателей декабристов в тех произведениях, в которых они обращаются к национальной истории, проследить развитие исторических взглядов писателей-декабристов, воплотившееся в разнообразных жанрах - в балладе, думе, саге, поэме, повести, притче и т.д...
"Житие Феодосия Печерского" как литературный памятник Киевской Руси
Башатова, Надежда Никаноровна — Москва, 1988Исследователи обращались к произведению Нестора для решения отдельных проблем или привлекали его в ходе общего анализа художественной. специфики древнерусской, литературы. Попыток проанализировать "Житие Феодосия Печерского" как художественное произведение XI века, в единстве его многообразных идейно-художественных и стилевых компонентов, не...
Лиризм прозы М. Ю. Лермонтова
Иваненко, Ольга Петровна — Москва, 1988Несмотря на большое число исследований, многообразие аспектов изучения, творчество великого художника все еще содержит немало вопросов для литературоведения* До овх пор некоторые проблею, без уяснения которых немыслимо понимание творческого метода писателя, раскрытие сущности его творчества, остаются споршши, не получили должного изучения и...
Лирические жанры в поэзии А. С. Пушкина 1830-х гг.
Архангельский, Александр Николаевич — Москва, 1988Конечно,поздняя пушкинская лирика уже рассматривалась сквозь призму жанровой проблематики. Глубокие замечания содержались в статьях и книгах Б.В.Томашевского.в самое последнее время появился целый цикл монографий,вышедших подряд в самых разных странах*. Постепенно исследователи все дальше отходят от крайне наивного тезиса о полном и безоговорочном...
Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть)
Нестеренко, Александр Андреевич — Москва, 1988...
Творческое наследие С. М. Степняка-Кравчинского
Булацкая, Наталья Алексеевна — Минск, 1988Изучая историю вопроса, можно познакомиться с идеологическими, теоретическими, эстетическими концепциями сторонников и противников С .М. Степняка-Кравчинского, представителей различных общественных и политических груш и идейных платформ. Можно почувствовать гражданский темперамент борца и услышать негодующее сердце. И всегда в центре внимания...
Вольный ямб русской поэзии XVIII-XIX вв. : жанр, стиль, стих
Матяш, Светлана Алексеевна — Ленинград, 1986Материалом исследования явился вольный, ямб русской поэзии. Ш1 - ПХ вв., выявленный методом оплошной выборки из полных и избранных собраний сочинений, научных изданий, яанрово-таматиче-ских и "хронологических" /по отдельным периодам/ сборников бол* той и малой серий "Библиотеки йоата", дореволюционных изданий персональных сборников и...
Критическая проза И.Ф. Анненского (проблемы генезиса)
Пономарева, Галина Михайловна — Тарту, 1986Орестом исследования явился корпус материалов, включак>-щий в себя критические статьи Анненского, его многочисленные забытые рецензии в педагогических журналах, а также неопубликованные работы, сохранившиеся в архивах страны...
Проза А.П. Чехова 90-х годов и традиции русского классического романа
Мартынова, Ирина Владимировна — Москва, 1986В в тем ширсксм сшсле постановка'проблемы традиции русского классического романа у Чехова предполагает разработку многих пластов: -понимание-мира как некоего закономерного целого, связь социально-исторических концепций русского романа с общественной жизнью, правдивость, реализм, поиск "общей идеи" -вти традиции русской.литературы продолжали жить в...
Роман "Современная идилия" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-1880-х годов
Петрук, Мирослава Николаевна — Москва, 1986Невизна данной работы в том, что "Оовременная нчиллия" гпер-вке рассматривается не изо1ировзлно от всего твирюства Салтыкова, а в об-цей 'щедринской концепции "об цественного романе"; выясняются творческие предпосылки появления даьсого прои^ве;ония и типологические аспекты его соотнесенности с последуйюй пю.наци*!* целрнчской сатиры.Такте е...
Художественная функция символа в повести позднего периода творчества Л.Н. Толстого ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий")
Переверзева, Наталья Анатольевна — Москва, 1986Символ как самостоятельная форма искусства давно прекратил свое существование (Гегель), и речь может идти лишь о знаковых процессах и явлениях, которые, функционируя в полноценном художественном образе, в ряде случаев ведут к его символизации. Символ, то есть "образ, взятый в аспекте своей знаковости" (С.С.Аверинцев), характеризуется внутренней...
А.К. Шеллер-Михайлов и литературное движение 1860-х - 1870-х годов
Коковина, Наталья Захаровна — Калинин, 1985Творчество Шеллера впервые становится предметом научного анализа, поэтому сам рассматриваемый материал и постановка проблемы обуславливают новизну исследования...
В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма
Кашкина, Людмила Ивановна — Москва, 1985Именно■благодаря традиционности формы современники, по мнению критика, не видели вначале в Жуковском романтика, ибо "романтизм полагали в форме, а не в содержании...
Взаимодействие лиро-эпических жанров в творчестве М.Ю. Лнрмонтова
Ослина, Елена Владимировна — Москва, 1985Лиро-эпическое творчество Лермонтова — богатейший источник для изучения жанров эпохи романтизма. Романтизм определил пути развития отечественной словесности на протяжении первой трети XIX века. В эстетику романтизма уходят корни проблем историзма и народности, соотношения литературы и критики, содержательности формы, разрушения и диффузии жанровой...
Выражение авторской позиции в прозе Л. Андреева конца 1900-х начала 1910-х годов
Модзолевская, Наталия Дмитриевна — Москва, 1985Особую значимость категория авторского начала приобретает при изучении литературного процесса конца XIX - начала XX столетия, в частности, прозы рубежа веков. К числу ее новаторских черт исследователи единодушно относят "интенсификацию ху...
Диалог в русской романтической прозе 30-х годов XIX века (А.А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский)
Пронина, Валентина Александровна — Ленинград, 1985Общую структурно-функциональную характеристику диалога в художественной прозе ХУШ - начала XIX в. находим у В.В.Одинцова. О диалоге в прозаических жанрах ХУШ в. исследователь пишет: "Диалог играл ту же роль, что и авторское ¿повествование. Автор по соображениям литературной условности вкладывал часть информации в уста персонажей. Диалог мог...
Дискуссионные вопросы изучения художественной формы "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева
Гуниа, Валериан Автандилович — Москва, 1985М.П.Якубович объясняет разноречивые суждения о том, куда отнести "Путешествие из Петербурга в Москву" к сентиментализму, реализму - . новым содержанием и своеобразной формой памятника. Эти стили Якубович рассматривает в основном в языковом аспекте. Наличие элементов сентиментального стиля в "Путешествии." выражается в использовании Радищевым...
Драматургии А.П. Чехова 90-х годов и поэтика "Новой драмы" (проблема художественного символа)
Собенников, Анатолий Самуилович — Томск, 1985Сходный процесс проходил и в западноевропейской драматургии. Учитывая опыт русской литературы, влияние эпических жанров на становление чеховской драмы, мы считаем правомерным рассмотреть драматургию А.П.Чехова 90-х годов в контексте западноевропейской драмы его времени в качестве предмета исследования...
Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов
Сурат, Ирина Захаровна — Москва, 1985Уже в первой части этого определения содержится серьезная проблема. В какой степени авторскими можно считать, к примеру, сказки братьев Гримм? Они, безусловно, созданы на фольклорной основе, однако несут зримый отпечаток личности собирателей. В ! этом и в других подобных случаях трудно провести четкую границу ыежду записью фольклорной сказки и...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 232
- 233
- 234
- 235
- 236
- ...
- 238
- Следующая страница »