Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Деталь как средство художественного обобщения в новеллах М.М. Коцюбинского

Кузнецов, Юрий Борисович — Киев, 1984

Углубляется и выразительное начало детали. Не утрачивая своей знаковости и образности, она становится средством художественного обобщения. В этом плане М.Коцюбинский осваивает художественный опыт и социально-психологические особенности прозы Панаса Мирного. Деталь портрета /"Маленький грышник"/, реалия быта /"П"ятизлотник"/, пейзажа /"Цшов"яз...

Конфликт как организующий принцип художественного единства драматического произведения (на материале русской и западноевропейской драмы конца XIX - начала XX в.)

Фадеева, Нина Ивановна — Москва, 1984

Создание "движущейся типологии" затруднено многозначностью термина "конфликт". В современном литературоведении, можно выделить три основных функциональных значения термина "конфликт...

Конфликты и характеры (на материале прозаических произведений Ильи Чавчавадзе)

Нахуцришвили, Мария Георгиевна — Тбилиси, 1984

В исследовании мы в определенном смысле опираемся на.труд . Гегеля "Эстетика" и, в частности на его учение о характере, которое исторически являлось одной из самых значительных теоретических концепций в этой области для всего. XIX века. . Мы пытаемся проследить, как в отдельных ситуациях в виде реакций протекает процесс постепенного проявления...

Миф как форма художественной условности

Медведева, Наталья Геннадьевна — Москва, 1984

В области философии культуры можно назвать имена таких современных "мифотворцев", как Шпенглер, Хайдеггер, Юнг, Хейзинга и др. Богатое разнообразие форм и способов взаимодействия мифа и литературы характеризует современный мировой .литературный процесс, в котором "неомифологизм" представлен особенно ярко. В связи с таким пониманием проблемы...

Общее и специфическое художественных образов с вербальной и визуальной основой (проблема "слова и изображения" на материале литературы и фотографии)

Дауговиш, Сергей Николаевич — Рига, 1984

Художественное произведение в таком случае последовательно признается процессуальным явлением, трактуется в качестве особого социального отношения, потребность в котором удовлетворяется только композиционно-творческой деятельностью. Последняя же рассматривается как неотъемлемый компонент многообразной человеческой практики и, тем самым, как...

Разработка проблемы влияния научно-технической революции на развитие художественной литературы (на материале современной советской и вьетнамской литературы)

Доан Тхи Хыонг, 0 — Баку, 1984

В материалах ХХУ1 съезда КПСС дана всесторонняя характеристика развития НТР в условиях социализма и коммунизма, раскрыта диалектика НТР и процесса поступательного движения литературы зрелого социалистического общества. Проблема эта рассматривается автором в следующих ее аспектах...

Современная художественная документально-биографическая проза. Проблемы развития жанров

Галич, Александр Андреевич — Донецк, 1984

Однако и до сих пор жанровая специфика произведений подобного рода остается мало изученной. Долгое время документально-биографические произведения характеризовали преимущественно как некую...

Социалистический реализм на современном этапе (на материале советской литературы 60 - 80-х годов)

До Суан Ха, 0 — Москва, 1984

Закономерностью современного литературного развития,- отмечал известный специалист по этому вопросу И.И.Анисимов,- является непрестанное и бурное расширение революционной сферы, сосредоточение всех передовых, подлинно творческих сил всемирной литературы на стороне социалистической революции" /52,212-213...

Стих Олжаса Сулейменова

Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна — Алма-Ата, 1984

М;Каратаев говорит о поэме "Земля, поклонись человеку" как о творческой удаче поэта: "Написанная свободным стихом, поэма рисует всю историю человечества" /3.40.467/. Но словосочетание "свободный стих", видимо, не имеет здесь значения тершна-верлибр. Не вся поэма, а лишь отдельные куски ее написаны свободным стихом, а "верный, чистый тон...

Сущность художественного перевода

Яшвили, Порфирий Аристович — Тбилиси, 1984

Научный анализ указанной проблемы оказался делом нелегким. Появились противоречащие позитивные и негативные взгляды о самой возможности перевода и ее теоретического осмысления. В этом отношении набезинтересно отчаянное заявление вышеупомянутого английского философа Гааса, в котором отражается реальное состояние исследования нашей цроблемы (цравда...

Характер существования реализма и романтических тенденций в творчестве В.Г. Короленко конца XIX - начала XX в.в.

Велиева, Зенфира Алишах кызы — Баку, 1984

Только на основе ленинского принципа историзма как методологического ориентира в вопросах изучения истории русской литературы можно найти верный путь к осмыслению художественных исканий порубежной эпохи. "Весь дух марксизма, - писал В.И.Ленин, -вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лшпь(а) исторически; (jj ) лишь в связи с...

Художественное произведение как предмет теории литературы

Сапаров, Мирсаид Арифович — Ленинград, 1984

Между тем, трудно преуменьшить концептуальную значимость категории "художественное произведение". По верному наблюдению П.В.Палиевского: "В наши дни каждый, кто хотел бы разобраться в...

Концепция личности в прозе Эрве Базена

Вагабова, Севда Давуд кызы — Баку, 1983

В середине 70-х годов состоялась встреча писателя с жителями Азербайджанской ССР, в частности с профессорско-преподавательским и студенческим коллективами Азербайджанского Педагогического Института Иностранных Языков имени 50-летия СССР, где он восхищался гостеприимством азербайджанского народа, фактом великолепного владения французским языком в...

Основные тенденции развития украинского стихосложения XX в. (Советский период)

Костенко, Наталья Васильевна — Киев, 1983

Методологической основой исследования является ленинская теория отражения, дающая научное понимание диалектического взаимоперехода содержания и формы, активности, действенности процесса познания. "Форма существенна, - подчеркивал В.И.Ленин. - Сущность формирована. Так или иначе в зависимости и от сущности" /4, с.129/. Важнейшее значение имеет...

Функция художественного характера в литературном произведении (на материале творчества египетского писателя Нажиба Махфуза (1945-1967)

Найюф, Нофаль Али — Москва, 1983

Творчество писателей так называемого "нового романа" (Роб-ГрИйе, Натали Саррот, Жан Рикарду и др.) и выступления теоретиков структурализма (Ролан Барт, Генрих Форшвег и др.)1^ служат ярким примером пересмотра взглядов на "характер',1 на сущность и содержание художественной литературы вообще. Человеческая жизнь, человек, характер не являются в их...

Художественный перевод как форма межнациональных литературных взаимосвязей (на материале русской и азербайджанской литератур XIX века)

Новрузов, Рафик Манаф оглы — Баку, 1983

Вспомним известные слова Максима Горького из его письма редактору газеты "Азербайджан колхозчусу" Г.Мамедли в 1934 году: "Идеально было бы, если бы каждое произведение каждой народности, входящей в Союз, переводилось на языки всех других...

Литература и фольклорная традиция. (Проблемы поэтики)

Медриш, Давид Наумович — Волгоград, 1982

Особую группу составляют вторичные фольклорные образования, т.е. отражение в фольклоре литературных произведений, созданных на основе фольклораСявление "зигзага" или явление "бумеранга", по терминологии англоязычных и испаноязычных фольклористов, в болгар -ских исследованиях обычно обозначаемое как "онародноване", а в чешских - как "вторичные...

Проблемы художественного стиля произведений М. Горького 1909-1917 гг.

Самвелян, Григорий Карапетович — Ереван, 1982

С авторским вмешательством Горького в повествование тесно связаны интонации сказа, загадок, песен и т.д., что некоторые из повествовательных произведений Горького приобретают интонации сказания, сказки и развернутой песни, что Горькому удалось воплотить "грустную, пеструю, невообразимо странную жизнь" в сказочной интонации, будничной, повседневной...

Гротеск и его разновидности

Шапошникова, Ольга Владимировна — Москва, 1978

Большая советская энциклопедия, т.13. М,, "Сов.энциклопедия", 1952, стр.21; Краткая литературная энцикплопедия, т,2. М., "Оов.энциклопедия", 1964, стр.401: Большая советская энцикло-- » -----------~ лдия , 1972, стр.354. 4...