Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08
Интерпретация текста в англо-американской "новой критике"
Селезнева, Татьяна Владимировна — Москва, 1990Далее в 1960-70 года, характеризующиеся тотальным неприятием яеокритических принципов анализа художествентгх произведений, литературоведение как бы углубляется в области, восполняющие пробе>.л "новой критика": историю, таоршо, психологию восприятия и т.д...
Критическая направленность и гуманистический пафос современной Советской и Вьетнамской литературы
Хюинь Ньы Фыонг — Москва, 1990Как утнерыдает акадьанк a.!....iaa ow "гукаяnew является идеей но сниа.'у оощьсквишшку ос/аа. ааа:^, ко.хст бить, важнейшей из всех ььхбккх идеи. ¡¡и;iaa;y и.х ч>!,.оиачсстьом на протяжении (.'.¡¡огкх тысяче аа" а! aac kctoj :ai. ¡.двд гуглаазка - результат огромного «сторисо:. чо опыт;: в •• ¡'о налболье глубоком восприятии , результат 1л:оаиа»йя...
Лирический герой в Советской и Вьетнамской поэзии: принципы изучения
Нгуен Тхи Бик Тху — Москва, 1990Становление понятии лирического героя отражает многие моменты ццейио-зстотического развития литератур», развития личности поэта. В настоящее время роль ortjaaa лирического героя признается и,подчеркивается подавляющим большинством литературоведов и критиков..Говорить о лирическом герое - значит анализировать качественно новое состояние лирической...
Литературоведский анализ роли стилистически окрашенных слов в организации художественного целого
Абаишвили, Манана Владимировна — Тбилиси, 1990На переломе двух эпох, в первой четверти XX века, в период крушения старого мира происходили слоккые процессы и в языке русской художественной литературы, отражавшие борьбу старого с новым. Стремление к обновлению поэтического языка порождало тенденции к демократизации поэтической речи...
Литературоведческий анализ роли стилистически окрашенных слов в организации художественного целого
Абаишвили, Манана Владимировна — Тбилиси, 1990На переломе .цвух эпох, в первой четверти Д века, в период крушения старого мира происходили сложные процессы и в языке русской художественной литературы, отражавшие борьбу старого с новым. Стремление к обновлению поэтического языка порождало тенденции к демократизации поэтической речи...
Мемуары как литературоведческий источник
Тарасова, Галина Валентиновна — Тбилиси, 1990Этим обусловлена определенная научяйя иоьизна реферуемой работы, которая проявляется, прежде всего, в самой постановке ее проблематики, в предпринятой в ней попытке выделить из многих, сторон и граней литературы воспоминаний ее литературоведческий потенциал, в стремлении наметить некоторые из направлений его реализации...
Микросреда и культурный фон в художественной литературе
Шешунова, Светлана Всеволодовна — Москва, 1990Итак, научная новизна работы в том, что она нереориен тирует исследование художественного изображения быта н «средовоп подход» и тем самым рассматривает непосредствен ное окружение литературного персонажа как самостоятель ныи целостный образ; с этой целыо используются термит «микросреда» ¡1 «культурный фон», до сих пор не становий...
Миф и символ в романтической традиции
Крохина, Надежда Павловна — Москва, 1990Предметом данного исследования является становление нового художественного мифомышления, нового отношения к символу и мифу, начиная с его романтических первоистоков и его реализация в русском символизме /в эстетике Вяч.Иванова и поэзии А.Блока...
Особенности лирических жанров и основные этапы их развития в новой грузинской литературе
Лорткипанидзе, Хатуна Давидовна — Тбилиси, 1990Для плодотворного освоения этой сокровищнацы в первув очередь необходим и объективный анализ,-выделение наиболее ценного, что в первую очередь относится к наследию прошлого...
Особенности типизации в лирике
Астафьев, Александр Григорьевич — Киев, 1990И все же нельзя сказать, что проблема типического б лирике ; настоящему времени решена полиочтыо. До сих пор недостаточно редставденяе о взаимоотношении тапического как класоово-соаильного к общечеловеческого в лирическом образе, Споры продол-аются вокруг роли личности поэте)' а форм выражения авторского ознания в различных худо:хествен?шх...
Поэтика лирического цикла
Фоменко, Игорь Владимирович — Москва, 1990В широком значении циклом обычно называют ряд произведений, объединенных хотя бы одним общим признаком (тема, адресат, жанр, метрика, символика и т.д.). В таком употреблении слово "цикл" не обозначает никакого специфического явления и употребляется как синоним понятий "ряд", "группа", "круг" произведений...
Проблема неклассического трагизма в литературе нового времени
Пушкарев, Анатолий Афанасьевич — Москва, 1990На наш взгляд, неудовлетворительное положенно дел а развитии теоретических представлении о трагическом во многом определяется sea, что творчество больших художников всегда опережает философское я эстетическое понимание: лозкаБательнаа инерция богатого гето-p:'4¿скоро опыта оказывается не способной выразить повое художест-веняо-изооразлтелыюе к...
Трагикомедия как жанр драматургии, генезис и особенности развития
Кипнис, Михаил Шаевич — Киев, 1990Названные причини возросшей активности теоретического осмысления жанровых проблем драматургии, несомненно, вызвал и продолжающимся процессом эволюции и революции в системе художественных форм. Рухнули старые запреты, идеологические препоны - и на наших глазах меняется казавшаяся незыблемой картина литература, система приоритетов. Сегодня жанр...
Функции цветописи, звукописи, одоризма в структуре художественной прозы
Еркомаишвили, Елена Георгиевна — Тбилиси, 1990Антуадьность томя. В виду опредзлэяных причин з пзриод перестройка худозастзеннве произведения начинают приблкззтьоя в публвдастике» Подобное положение нельзя оценивать однозначно. С^ . одной сгороны, обратила прозаиков в острш лрЗблаизы современности н вскрытиа недостатков прошлого езио по себе похвально. Нз, с другой сгороны, злэбоднсзность...
Русская лирика XIX - начала ХХ века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура)
Бройтман, Самсон Наумович — Москва, 1989Теоретическая и практическая ценность работы состоит в sc». что на материале русской поэзии изучаемого периода предлагается нетрадиционное пошшание родовых свойств лирики к обосновывается ряд теоретических понятий и-практических нетодов анализе. Результаты работы уогут найти и уае находят практическое при ¡гене ни с- в разработке специальных...
Формы условности в современной художественной литературе
Белорусец, Александр Зиновьевич — Москва, 1989Феноыен нефа в литературе уже давно стал объектом ояецт льни асследевашай, многое в нем прояснивших, но отнюдь не завэр-пенных. Это неудивьх-льно. В теории и практика литература едва jli найдется еще одна столь древняя и одновременно не теряющая своей злободневноел проблема, как соотношение литературного творчества с мифологической традицией...
Закономерности переосмысления традиционных сюжетов в литературе (сюжет о Фаусте в русской советской драматургии)
Нямцу, Анатолий Евгеньевич — Черновцы, 1985Одновременно с разработкой теоретических аспектов, советские литературоведы занимаются исследованием .эволюции конкретных традиционных сюжетов и образов в различных литературах, в том числе - русской классической и советской: Прометея /149, 150/, Дон Кихота /23, 88, 100, 206/, Дон Жуана /31, 199/, Гамлета /142/ и других...
Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н.С. Лескова)
Майорова, Ольга Евгеньевна — Москва, 1985Художественный мир Лескова за 30 лет творческой деятельности писателя не претерпел резких изменений. Его творчество отличалось редкой внутренней стабильностью. Неудивительно по-этоцу, что в лесковских произведениях разных лет просматривается апелляция к одним и тем же литературным традициям. Вместе с тем творческая система Лескова постоянно...
Стилевые различия эпоса и драматургии в связи с проблемой инсценирования
Бабичева, Майя Евгеньевна — Москва, 1985Особо следует отметить, что инсценировка в указанном выше понимании термина существует лишь в контексте определенной театральной культуры. Она невозможна, например, в древнем восточном или средневековом западноевропейском театре, не знавшем единого узаконенного литературного текста спектакля. Неприменимо такое понятие инсценировки для античной...