Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Теория и история искусства Специальность ВАК РФ: 17.00.09
Композиционное мышление в изобразительном искусстве
Свешников, Александр Вячеславович — Санкт-Петербург, 2003Общеизвестно, что в процессе творчества художник старается передать накопленную им эстетическую информацию другому лицу. Иными словами, он организует ситуацию художественного диалога со зрителем, и делает это не непосредственно, а через "посредника" - художественное произведение. Поэтому, к теме "композиционное мышление" необходимо подойти с...
Кристина Робертсон и русско-английские художественные связи в первой половине XIX века
Ренне, Елизавета Павловна — Санкт-Петербург, 2003Миниатюры и картины Кристины Робертсон не принадлежат к числу великих произведений, отмеченных незаурядной индивидуальностью мастера и имеющих большую эстетическую ценность. Они интересны тем, что несут на себе отчетливую печать преходящего вкуса, в чем также отчасти кроется причина недолгой славы портретистки. В первую очередь, ее работы...
Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века
Ермакова, Олеся Александровна — Санкт-Петербург, 2003Во многих отношениях танцу не уделяется того внимания, которого он заслуживает среди самых значительных культурных явлений различных эпох. Очевидно, что сегодня танцовщики, хореографы, преподаватели, критики и специалисты в этой области должны бороться за всеобщее признание, которого заслуживает танец. Для достижения этой цели необходимо укреплять...
Певческое искусство старообрядцев Забайкалья - семейских
Назарова, Венера Хушиновна — Улан-Удэ, 2003По сведениям разных источников в формировании тех специфических черт певческой культуры старообрядцев Забайкалья, которые позволяют выделить ее из общерусской, выявляется несколько исторических этапов...
Прочтение экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности с использованием элементов герменевтической логики
Кузнецова, Ольга Николаевна — Барнаул, 2003Последний подход является наиболее актуальным, современным и конструктивным, поскольку его сторонники в качестве главной экологической проблемы выдвигают проблему формирования массового экологического сознания как формы осмысления места человека в мире с позиций культуры и природы...
Ритм в сценографии русских балетных спектаклей XX века
Васильева, Алёна Александровна — Санкт-Петербург, 2003Изменение языка и функций сценографии связано не только с эволюцией театрального искусства и его визуальной эстетики, но и с трансформацией проблемы интерпретации текста и его сценического воплощения. Сценография, наравне с искусством актера и режиссера, стала способом визуализации драматургического текста в пространстве-времени спектакля...
Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века
Юхнина, Ольга Юрьевна — Санкт-Петербург, 2003Живописные поиски русского модерна отличаются своеобразным способом творческого мышления, его многоплановостью, органичностью основным процессам, происходящим в изобразительном искусстве рубежа XX века, в том числе и в современной художественной культуре...
Творчество мексиканского хореографа Глории Контрерас
Илларионов, Борис Александрович — Санкт-Петербург, 2003В XX веке разработка отдельных художественно-образных форм привела к рождению новых направлений в разных видах искусства. Искусство балета - не исключение. Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе), опираясь на классические образцы и традиции, взял у театра Петипа идею «чистого танца», построенного по симфоническим законам и довел ее до максимального...
Творчество Филиппа Де Лассаля и русско-лионские связи в области торговли художественными тканями во второй половине 18 века
Лехович, Татьяна Николаевна — Санкт-Петербург, 2003Однако, несмотря на кажущуюся известность и обилие печатных трудов о Филиппе де Лассале, его творчество исследовано далеко не полностью, и сегодня в нем остается немало белых пятен. Во многом это обусловлено спецификой жанра: сохранившиеся фрагменты тканей почти никогда не имеют подписей, штампов или еще каких-то опознавательных знаков, что крайне...
Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины
Белецкий, Андрей Борисович — Барнаул, 2003Таким образом, политика правительства по освоению целинных земель Алтая в 50-е гг. во многом реанимировала художественную жизнь общества, способствовала развитии многих жанров искусства...
Авангард и построение нового человека
Штейнер, Евгений Семенович — Москва: Изд-во "Новое литературное обозрение", 2002Мьюль эта сама по себе является не бог весть какой неинтеллигибельной, но для советской либерально-демократической (не случайно это словосочетание ныне ассоциируется с партией Жириновского) интеллигенции ее признание явилось бы и вправду гибельным...
Дворянский род Иконниковых в истории и культуре России
Колесников, Андрей Алексеевич — Барнаул, 2002Интерес к дворянскому роду Иконниковых возник у автора еще в 1986 г., когда он впервые соприкоснулся с документами архивного фонда композитора и педагога Николая Николаевича Иконникова (1879-1957) под №Р-913, хранящегося в Центре хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). В то время общими усилиями ученых, краеведов, журналистов готовился...
Джаз в контексте массового искусства
Строкова, Елена Васильевна — Москва, 2002Первая из них изучает функционирование массового искусства внутри социума. Это направление рассматривается в контексте «контркультуры», «субкультуры», «элитной культуры». Особенность данного подхода заключается в том, что он исследует явления общественного, массового порядка. При этом собственно музыка, константы творчества, как специфического ви...
Композиционное понятие завершенности в изобразительном искусстве
Калакуцкая, Екатерина Николаевна — Санкт-Петербург, 2002Несмотря на высокую степень значимости и большую частоту использования в практике и теории композиции понятие завершенности (этюда, эскиза, картины) относится в искусствоведении к наименее исследованному. Высокая востребованность изучения завершенности подтверждается также той живой дискуссией, которая прошла в 70-е годы и вызвала большой резонанс...
Мифологические аспекты изобразительного искусства Башкортостана
Ахмедьянова, Ирина Дарвишевна — Уфа, 2002Целостность процессов исторического развития, характеризуясь в культурологических понятиях "диалог культур", "архетипы", "культурная преемственность", "традиция", обуславливает устойчивость духовной культуры народа. Каждый историко-культурный этап отличаясь, имеет и нечто общее с последующими этапами...
Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества
Пучков, Станислав Владимирович — Санкт-Петербург, 2002Итак, музыкальные информационные технологии как динамичная, активно развивающаяся система в ее связях с музыкальным искусством, особенности становления этой системы, формирование собственно музыкальных информационных технологий и музыкальной акустики в результате многочисленных влияний музыки на исследуемую область — эти вопросы составляют...
Освоение американским театром 30-х годов системы Станиславского и становление творческой концепции Элиа Казана
Дунаевский, Алексей Львович — Санкт-Петербург, 2002Марлона Брандо. К сожалению, этот труд остается пока единственным крупным исследованием, проведенным российским ученым. В 1994 году вышла в свет автобиографическая книга самого Марлона Брандо1, содержание которой расширяет представление о сотрудничестве двух великих мастеров американского экрана и сцены. Однако и она не способствовала продолжению...
Основные тенденции в истории зеркала и его место в художественной системе русского интерьера
Екимова, Наталья Юрьевна — Санкт-Петербург, 2002Зеркало является по своей сути уникальным предметом, содержащим несколько параметров, которые можно рассматривать в отдельности. Это, прежде всего, зеркальность, затем - декоративное оформление и декорирование зеркала при помощи рамы или изображения на зеркальной поверхности. Зеркало и его оформление - единое целое. Именно это целое и становится...
Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80 гг. )
Асеева, Елена Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2002В России в XX веке эволюция абстракционизма совпала с политическими изменениями и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом беспредметное искусство в сложный сплав задач формальных и идеологических. Существование абстрактного искусства в России на протяжении двадцатого столетия являлось неким парадоксом поддержанное правительством и...
Роль декоративного материала в системе убранства русского парадного интерьера XVIII века
Кальницкая, Елена Яковлевна — Санкт-Петербург, 2002Однако вопросы использования отделочных материалов, всегда игравших весьма существенную роль в формировании пространства, никогда не выделялись в самостоятельную тему, и вплоть до настоящего времени данный аспект изучения русского интерьера оставался в основном вне поля зрения исследователей...