Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Теория и история искусства Специальность ВАК РФ: 17.00.09
Тенденции развития театра детей как явления искусства
Зимин, Виктор Дмитриевич — Москва, 2005Театр, как особая модель жизни, имеет огромную притягательную силу для человека-актера и человека-зрителя. Через соприкосновение с искусством театра осуществляется процесс познания мировой культуры и самого себя. Поэтому участие детей в театральном творчестве во все времена имело общественное значение, так как от их талантливости и...
Теория пропорций Альбрехта Дюрера
Горбунова, Мария Валерьевна — Санкт-Петербург, 2005Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - художник и учёный, педагог и теоретик искусства. Характерной особенностью творчества и теоретических исканий Дюрера было не только опытное изучение гармонии в природе, но и математическая система построения композиции и пропорций. Дюрер оставил множество рисунков в качестве наглядных иллюстраций, раскрывающих поиск...
Типы художественной реальности в структуре кинообраза
Капрелова, Маргарита Борисовна — Санкт-Петербург, 2005Реальность иного измерения" - это поэтические образы, фантазии, сны, видения и т.д. Понятно, что именно художественный образ задаст определенный тип реальности. Основные концепции реалистической и формотворческой традиции, а также подробный анализ в сфере фантазии в кино можно найти в упомянутом труде 3.Кракауэра. Беря за основу художественный...
Трансформация социальных функций искусства на рубеже XX - XXI веков
Московская, Наталья Владимировна — Москва, 2005Постепенно Европа уступала ведущую роль в экспериментальном искусстве, столицей художественного и музыкального авангарда становился Нью-Йорк, все более значительное положение начинает занимать и американский театральный авангард. Этот факт нашел свое выражение в американской философии искусства второй половины XX в. [7]. После недолгого периода...
Фольклор финно-угорских народов Поволжья и Приуралья в графике XX века
Кудрявцев, Владимир Геннадьевич — Москва, 2005Основу традиционной духовной культуры составляет совокупность представлений, в которой находят отражение сложные взаимоотношения природы, общества и человека. Профессиональное изобразительное I искусство со свойственным ему своеобразным пластическим языком не. только отражает народные фольклорно-мифологические представления об окружающей...
Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века
Андреева, Екатерина Юрьевна — Санкт-Петербург, 2005Изучение истории самопознания актуального искусства XX века, выбирающего своей проблемой собственно явление репрезентации образа, позволяет предложить в качестве инструментальных идеи «ничто» и «всё». Эти идеи описывают и формальные практики (распредмечивание / опредмечивание художественной формы), и изменения смысловых, символических задач...
Художественные коллекции Симбирского края. Собиратели. Мастера. Хронисты.
Баюра, Луиза Петровна — Москва, 2005Коллекционирование во многих областях европейской части России связано с богатейшими традициями усадебной культуры. Изучению усадебной культуры посвящены труды известных исследователей [Турчин, Шередега, 1979; Греч, 1994; Лихачев, 1991; Евангулова, 2003; Кириченко, 1994; Марасинова, Каждан, 1998]. В сборниках возрожденного в 1992 году Общества...
Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений
Устарханов, Азим Ханпашаевич — Санкт-Петербург, 2005Предмет исследования: выявление взаимосвязи между художественными факторами, обеспечивающими гармонию композиции и эмоциями, чувствами и настроениями, возникающими при восприятии произведений изобразительного искусства...
Александр Козенс
Ходаковский, Евгений Валентинович — Санкт-Петербург, 2004Джона Констебла по праву можно назвать «духовным» и самым благодарным учеником Козенса, несмотря на то, что их разделяет не одно поколение. Он гораздо тоньше и глубже прочувствовал искусство Александра, чем сэр Дж. Бомонт, Г. Анджело или даже Дж. Райт из...
Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства
Виницкая, Наталья Владимировна — Барнаул, 2004С этапом становления качественно нового музыкального профессионализма на Алтае связано творчество А.В. Анохина (1869-1931) - этнографа, исследователя и композитора, первого из русских музыкантов, обратившегося к музыкальной культуре этого древнего народа. В его музыкальных сочинениях два начала, два принципа организации музыкального интонационного...
Борис Годунов М.П. Мусоргского в Мариинском театре (К проблеме сценического воплощения оперной классики)
Ван, Дун Фэн — Санкт-Петербург, 2004Если обратиться к статистической стороне дела, то обнаруживаются следующие любопытные выкладки: за сто тридцать лет оперу Мусоргского ставили на сцене Мариинского театра одиннадцать раз - в 1874, 1904, 1911, 1928, 1949, 1959, 1971, 1986, 1990, 1997 и 2002 (без учета возобновлений, за исключением спектакля 1959 года, который был повторением...
Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.
Степанская, Алла Георгиевна — Барнаул, 2004Предмет исследования - факторы и степень влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв...
Гносеологические механизмы произведения искусства
Миркес, Мария Моисеевна — Красноярск, 2004Во-вторых, в западноевропейской и отечественной эстетике разрабатываются концептуальные понятия «художественное познание», «художественное моделирование», «художественное творчество», «искусство» и так далее. Однако зачастую их невозможно использовать в качестве основы для искусствоведческой методологии, поскольку содержание этих понятий предельно...
Доминанта как понятие теории композиции
Соколова, Елена Николаевна — Санкт-Петербург, 2004В психологии искусства разработка композиционного принципа доминанты может служить существенным материалом в исследованиях мотивации и установки творческого процесса, при экспериментально-психологическом изучении композиционной структуры объектов восприятия и эмоционально-чувственных сторон восприятия произведения искусства зрителем...
Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса
Зыкова, Наталья Сергеевна — Москва, 2004Сценическое искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Именно театр как вид искусства чрезвычайно чутко реагирует на изменение социальных ролей присваиваемых ему в конкретный временной период. Если драматический театр гибко и оперативно меняется в зависимости от потребностей социума,, то музыкальный театр, по своей сущности...
Иконография мифов о смерти и возрождении в греческом ориентализирующем искусстве
Букина, Анастасия Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2004В.A. sparkes. Greek Art. Oxford: Oxford University press, 1991. (Greece and Rome: New Surveys in the Classics 22) P. 3. с середины 8 до середины 6 в. до нашей эры . Хотя многие исследователи говорят об условности термина "ориентализирующее 5 искусство", мы примем его. Ведь с точки зрения иконографии этот период характеризуется именно подражанием...
Исаакиевский Собор: структурно-исторический анализ архитектурного памятника
Толмачева, Наталия Юрьевна — Санкт-Петербург, 2004Помещая в центр научного исследования главный храм Петербурга, который, вне всякого сомнения, представляет собой уникальное явление в истории искусства, равно как и культуры первой половины XIX в., автор обозначает две основные задачи. Во-первых, рассмотреть Исаакиевский собор как целостное произведение искусства, для чего необходимо изучить...
Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
Петрова, Анна Григорьевна — Улан-Удэ, 2004Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (VIII вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из дерева не используется, ее функции перенесены на изделия из других материалов (бронза, серебро...
Монументальная живопись Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.
Гордин, Александр Михайлович — Санкт-Петербург, 2004Настенные росписи Северо-Восточной Руси XII-XIII вв., учитывая давно признанные художественные их достоинства, а также важность их места в контексте древнерусской художественной культуру в целом, и вместе с тем сугубо фрагментарную сохранность, не менее прочих заслуживают самого пристального и самого детального изучения и полной публикации...
Национально-романтический пейзаж конца XIX - начала XX века в творчестве Фердинанда Рущица
Колесникова, Татьяна Анатольевна — Санкт-Петербург, 2004Поэтому и сегодня многие проблемы становления, развития и функционирования пейзажного жанра на рубеже XIX - XX веков остаются еще не решенными, а, следовательно, актуальными. Среди них - проблема национально-романтического пейзажа, как истори-ко-художественной категории. Эта проблема представляет собой сложную совокупность вопросов, затрагивающих...