Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Традиционные религиозно-мифологические представления чепецких татар
Касимов, Рустам Нуруллович — Ижевск, 2004Известно, что мифологию невозможно изучать без учета социальных, ритуальных и этических аспектов [Малиновский, 1998: 281]. Во многом в соответствии с законами религиозно-мифологического мироощущения выстраивалась жизнь социума и человека. Мифологические представления и образы несут на себе отпечаток эпох, в которых они возникали, существовали и...
Традиционный спортивный праздник "Эрын гурбан наадан" ("Три игрища мужей") и его место в культуре бурят
Дугарова, Раджана Дашинимаевна — Улан-Удэ, 2004Один из основоположников эволюционизма Г. Спенсер указывал на распространение игры у высших животных и на ее упражняющую функцию. Последователь Спенсера К. Гросс считал игру специфически присущей высшим видам животных, проистекающей из внутренней потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения...
Убыхский род Берзек и его абхазо-адыгские родословные ветви
Кишмахов, Магомет Хаджи-Бекирович — Карачаевск, 2004Убыхское прошлое бесписьменное, поэтому исследование их истории не только по архивным и печатным, но и по полевым материалам будет способствовать восстановлению целостной картины прошлого этого самобытного народа...
Феномен межэтнического взаимодействия
Столярова, Гузель Рафаиловна — Казань, 2004Проблема межэтнического взаимодействия имеет для республики, как и для всей Российской Федерации в целом, исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором...
Формирование и традиционная культура этнотерриториальных групп чувашей в Урало-Поволжье
Ягафова, Екатерина Андреевна — Самара, 2004В ряде работ высказывается точка зрения, примиряющая эти концепции и признающая, что «природа этнического феномена настолько сложна и разнообразна, что постижение ее в рамках одной методологической; модели невозможно»15. И.Ю. Заринов утверждает, что противоречия? между концепциями мнимы, «поскольку рассматривается один и тот же феномен...
Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX-XX вв.
Булатов, Абдулгамид Османович — Москва, 2004В тот период шаманство рассматривалось нами в рамках более общего исследования домонотеистических верований народов Дагестана в качестве их составной части. Было установлено существование реликтов шаманства в быту и следов шаманских воззрений в местном культе святых.1 В результате последующих полевых изысканий, проводившихся нами в течение более...
Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - начале XX века
Таймасов, Леонид Александрович — Чебоксары, 2004Изучение неоднозначных этнорелигиозных процессов под воздействием политики христианизации нерусских народов региона сегодня столь же важно, как ив прошлые века, так как здесь продолжается сосуществование и взаимодействие православия, ислама и язычества. Горький урок межнациональных трений в постсоветскую эпоху, в котором конфессиональный фактор...
Черкесское (адыгское) клинковое оружие
Наков, Феликс Русланович — Нальчик, 2004Как и в любом рыцарском социуме, в адыгском обществе клинковое оружие имело высокую ценность, выполняя не только утилитарную (боевую), но и сакрально-церемониальную, семиотическую, финансово-экономическую и многие другие функции. Глубокое и всестороннее исследование черкесского оружия позволяет проследить основные черты динамики развития адыгского...
Этническая идентичность и культура камчадалов Магаданской области
Хаховская, Людмила Николаевна — Магадан, 2004В состав камчадалов Магаданской области вошли представители таких общностей, как оседлые коряки, кочевые и «пешие» тунгусы (эвены), якуты и русские. Мозаичность этнических компонентов обусловлена миграционными подвижками, имевшими место в регионе. Смешение коряков-автохтонов и пришлых тунгусов привело к складыванию «пеших» тунгусов. Районы...
Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв.
Корнилова, Екатерина Ивановна — Якутск, 2004В дореволюционный период и в первые годы после нее экономика Вилюйского округа представляла собой замкнутую систему традиционного жизнеобеспечения и природопользования с характерной скотоводческой отраслью хозяйства, земледелием, а также технической отсталостью, удаленностью от транспортных коммуникаций. Коренное население размещалось более или...
Этнические потребности и национальные интересы в российском социокультурном пространстве
Соблиров, Хасан Хажмуридович — Нальчик, 2004Объектом настоящего исследования является внутренние основания этнонационального бытия, тесно связанного с особенностями этнического и национального самосознания. Подробно рассматривается в этой связи различные аспекты этничности, способы формирования и существования этнических систем...
Этнический состав и малые этнические группы города
Раднаев, Эдуард Владимирович — Улан-Удэ, 2004Представляется весьма актуальным изучение этнического состава и социокультурного развития малых этнических групп г. Улан - Удэ. Он является административным, экономическим, культурным центром одной из национальных республик полиэтничного Российского государства, сосредотачивает в своих границах наибольшее число представителей различных этнических...
Этнический состав населения Нижнего Притомья и его динамика в XVII - начале XXI в.
Гончарова, Татьяна Александровна — Томск, 2004Вопросы коммуникации в сибирском обществе поднимались и в исследованиях последующих десятилетий1, однако в концептуальном аспекте они не внесли ничего нового...
Этнокультурная адаптация поздних переселенцев в Западной Сибири (конец XIX - первая четверть XX вв.)
Коровушкин, Дмитрий Георгиевич — Новосибирск, 2004Следует сказать, что отечественными этнографами и историками накоплен огромный опыт реализации исследовательских программ по изучению этнических процессов у целого ряда этносов и их частей в бывшем СССР и за его рубежами. Наряду с трудами теоретического характера появлялись работы об отдельных народах и этнических группах, написанные по...
Этнокультурная динамика жизнедеятельности уйльта
Миссонова, Людмила Ивановна — Москва, 2004Безусловно, уйльта - один из самых малочисленных народов России. Именно поэтому исследователь не может и не должен пройти мимо жизненных проблем этнической общности, которая, несмотря на свою малочисленность, равновелика по праву быть максимально изученной в рамках возможных источников и достойно представленной в ряду этнического многообразия...
Этнокультурные традиции татар-мишарей Республики Мордовия в системе их жизнеобеспечения
Щанкина, Любовь Николаевна — Саранск, 2004Татары-мишари - одна из основных этнографических групп, в связи с особенностями своей этнической истории, обладающая рядом специфических этнокультурных черт, часть которых связана длительными контактами с мордовскими племенами. В связи с этим показательным будет изучение этнокультурных традиций татар-мишарей, проживающих на территории Мордовии...
Этноэкологическая характеристика коми-ижемского оленеводства
Истомин, Кирилл Владимирович — Сыктывкар, 2004В нашей стране, где теоретическое осмысление культуры долгое время базировалось на марксистской модели развития и функционирования общества, производственной деятельности в теоретическом плане придавался статус основного фактора, формирующего поведение человеческих групп. Описания традиционных занятий занимали важное место в этнографических...
Брачно-семейные отношения в обычном праве мордвы конца XIX - начала XX вв.
Мокшина, Юлия Николаевна — Саранск, 2003Актуализация роли обычного права в целом естественно предполагает изучение и его отдельных отраслей, в ряду которых наиболее важным является, несомненно, брачно-семейное право, на своеобразном микроуровне воспроизводящее и контаминирующее едва ли не все аспекты традиционной юриспруденции. Брачные и семейные устои - один из древних эталонов...
Гендерные отношения в традиционной культуре кабардинцев
Сабанчиева, Любовь Хабижевна — Нальчик, 2003Социальные трансформации конца 80-х - начала 90-х годов XX века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на женщине, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации. Видимо, это явилось одной из причин обращения российских ученых к «женской» теме, открытия центров тендерных исследований...
Дербент в XIX - начале XX в. Этносоциальные и этнокультурные процессы
Махмудова, Зоя Увайсовна — Москва, 2003Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период от фактического присоединения Дербента к России в 1806 году (формально признанного Ираном в 1813 году) до начала XX века...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- ...
- 58
- Следующая страница »