Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников
Базлов, Григорий Николаевич — Москва, 2002Динамика развития восточнославянской культуры, как и у большинства индоевропейских народов, находится в известной зависимости от оппозиции мужского и женского в обычае и ритуале...
Детский цикл обычаев и обрядов у карачаевцев
Боташева, Лариса Хасанбиевна — Москва, 2002Без пристального изучения этой многокомпонентной системы и понимания механизмов ее трансформации невозможно даже приблизиться к решению таких глобальных проблем современности, как планирование семьи и демографическое прогнозирование происходящих в ней процессов...
Духовная культура алтайцев
Ямаева, Елизавета Еркиновна — Горно-Алтайск, 2002Благодаря интенсивным археологическим раскопкам, проводившимся в районе Улалинской и Денисовской пещер, возраст которых исчисляется 300400 тыс. лет, ученые смогли сделать важные выводы, касающиеся этнической истории этого региона, уходящей в глубину тысячелетий, в эпоху палеолита. Наибольшего расцвета достигла материальная и духовная культура...
Картина мира в медвежьих игрищах северных хантов
Молданов, Тимофей Алексеевич — Томск, 2002Исследование выполнено по материалам территориальной группы казымских хантов. Её выделение как объекта этнографического исследования целесообразно по многим обстоятельствам. Во-первых, их территория и в прошлом, и в настоящем выделяется как историко-культурная область. Во-вторых, на данной территории коренное население живёт сравнительно...
Коллективные представления нивхского этноса: взаимодействие человека, социума и природы
Филимонов, Алексей Геннадьевич — Хабаровск, 2002Объект исследования и его территориальные рамки. Объектом исследования является традиционная культура нивхского этноса. Как известно, по территориальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную (сахалинскую). Материковые нивхи живут на Нижнем Амуре, вдоль побережья Амурского лимана, Охотскогоморя и Татарского пролива. Самым...
Материальная культура и система жизнеобеспечения верхнеуральских казаков-нагайбаков второй половины XIX-начала XX вв.
Атнагулов, Ирек Равильевич — Новосибирск, 2002Территориальные рамки исследования. Исторически нагайбаки сформировали три территориальные группы. По состоянию на конец XIX -начало XX вв. они были локализованы следующим образом: первая группа населяла Троицкий уезд Оренбургской губернии (посёлки Попово, Варламово, Краснокаменский, Болотово, Ключевский второй); вторая группа населяла...
Материальная культура эвенов Якутии
Алексеева, Евдокия Кимовна — Якутск, 2002Историография темы. Традиционная культура народов Сибири издавна привлекала к себе внимание путешественников, миссионеров, ученых и неоднократно становилась объектом специального исследования. Наиболее ранние этнографические сведения об эвенах оставили русские служилые и промышленные люди, которые с 1630-х годов стали проникать в Якутию. В их...
Место интеллектуальных карточных игр в традиционной духовной культуре Японии
Войтишек, Елена Эдмундовна — Новосибирск, 2002При этом праздники и связанная с ними игровая обрядность представляются сложным многогранным общественным явлением, своеобразным отражением социально-политической, историко-культурной и духовной жизни любого этноса. Как концентрированное выражение материальной и духовной культуры народов праздничноифовая обрядность несет на себе печать этнической...
"Мир невидимых" по традиционным воззрениям хакасов
Бурнаков, Венарий Алексеевич — Новосибирск, 2002Пантеон представителей невидимого мира духов в хакасской традиции широк. В эту категорию входят обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров. Верхний Мир населен девятью главными божествами - чаянами (творцами). Средний Мир - собственно человеческий мир, в котором человек полностью реализуется. Здесь он испытывает на себе воздействие духов...
Мужской и женский миры в системе отношений традиционной культуры Манси: обряды перехода
Попова, Светлана Алексеевна — Томск, 2002Отсутствие отдельных видов воспитания как самостоятельной творческой деятельности, их слитность в едином жизненном потоке и многие другие особенности культуры оказались слабо изученными и невключенными в общий сложный механизм, осуществляющий воспроизводство культуры. Более или менее детально, как мы увидим в соответствующих разделах, в научной...
Мусульмане Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
Кобзев, Александр Викторович — Ульяновск, 2002Мусульманская религия традиционно была важной духовной опорой исповедующих ее народов, неотъемлемой частью их обществе!шо-культурно-го быта. Поэтому закономерно к числу задач исследования отнесено изучение места ислама в этническом самосознании крещеных татар, перешедших в ислам, чуваш-мусульман и «легальных.» татар-мусульман; рассмотрение роли...
Народные знания в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина, середина ХIХ - ХХ вв.
Подмаскин, Владимир Викторович — Владивосток, 2002На пути решения данных задач большое значение приобретает изучение народных знаний коренных малочисленных народов России, входящих в широкий круг проблем взаимосвязи и взаимодействия составных частей «человек - природа - общество». Есть все основания полагать, что уходящая в глубь веков практика отношений людей с окружающим миром может оказать...
Нормативная практика тундровых ненцев
Жанайдаров, Султан Ерденович — Москва, 2002В нормативной этнографии существуют различные концепции обычая и обычного права. В.А.Зибарев разделяет обычаи на неюридические и юридические. В первом случае имеются в виду правила поведения людей, правила человеческого общежития; во втором - обычаи, по которым разрешаются споры. Когда несоблюдение обычая влечет за собой санкцию, неюридический...
Обрядовая одежда народа Саха
Петрова, Светлана Ивановна — Якутск, 2002В работе использованы методы, широко применяемые в историко-этнографических исследованиях: описательный, типологический, сравнительно-исторический, принцип системности, семантический и морфологический анализ, семиотическое рассмотрение покроя, украшений обрядовой одежды. Так как теоретической базой предлагаемой работы являются исследования по...
Обские угры, атрибутика и миф
Бауло, Аркадий Викторович — Новосибирск, 2002Среди культовых атрибутов многих народов мира выделяются изделия из металла. Благодаря устойчивости ко времени они сохраняют свое центральное место в обрядовых системах на протяжении столетий. Увеличение "срока жизни" повышает их священный статус и, соответственно, уровень эталонности...
Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев
Керейтов, Рамазан Хусинович — Москва, 2002Тюркское присутствие с самого начала формирования ногайского народа и иллюстрирует и знаковое обозначение этнонимов тюркским словом "тамга", широко распространенного и в настоящее время не только среди ногайцев, но и соседних народов, с кем они в течение веков живут в контакте...
Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв.
Смагулов, Болат Кудайбергенович — Омск, 2002Исследование настоящей темы откроет путь к более глубокому знанию традиционной культуры казахского населения на обозначенной территории и пониманию происходящих в ней процессов...
Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири конца XIX - ХХ вв.
Свитиев, Алексей Борисович — Новосибирск, 2002Территориальные и хронологические границы исследования. Территориальные рамки ограничиваются современными территориями Омской, Новосибирской и Томской областей, так как именно в рамках этих администратишю-1ерриюриальных ipaiiuu сосредоточен основной массив компактного расселения латышей и латгальцев в западносибирском регионе...
Проблемы этнокультурного развития удэгейцев во второй половине XIX - XX вв.
Старцев, Анатолий Федорович — Владивосток, 2002В годы советской власти хозяйство и культура народов Нижнего Амура и Приморья развивались по единому плану и законам, за исключением некоторых особенностей, характерных для разных народов. Все народы Севера по единому плану прошли процесс советизации, кооперации, коллективизации и т. д. Даже в своем социально-экономическом и культурном развитии...
Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в.
Лузгин, Александр Степанович — Саранск, 2002Говоря о сути крестьянской промысловой деятельности, надо отметить, что к концу XIX века существовало достаточно развитое правовое пространство промыслово-предпринимательской деятельности. Оно заключалось в получении лицензий на предпринимательскую деятельность, формы кредитования, учета и контроля за перемещением промыслового населения...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- ...
- 58
- Следующая страница »