Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Русская литература 1890-х - начала 1920-х гг., от декаданса к авангарду

Тырышкина, Елена Викторовна — Новосибирск, 2002

...

Русская литература рубежа XVIII-XIX вв., переломный этап национального самопознания

Афанасьев, Эдуард Львович — Москва, 2002

Русская литература конца XVIII-начала XIX вв. совершает разительный качественный скачок; происходит некий геологический сдвиг, который сопоставим, - если брать европейские литературы, -только с аналогичным процессом в немецкой литературе (середина XVIII в.- до 1800 гг.), по времени чуть опережающим нашу литературу...

Русская литературная критика рубежа XIX-XX веков

Обласова, Татьяна Владимировна — Тюмень, 2002

Собственно изучение литературной критики рубежа веков начинается только в восьмидесятые годы двадцатого века, после возвращения всех авторов, репрессированных и эмигрировавших. Активное же издание литературно- критических и эстетических работ философов осуществляется лишь с 1990-х годов...

Русская литературная сказка первой половины XIX века: структурно-повествовательный аспект

Еремеев, Сергей Николаевич — Мичуринск, 2002

Следовательно, уже в XVIII веке началось осмысление сказки как жанра письменной литературы, и русская словесность обратилась к национальным источникам вдохновения, начала искать самостоятельный путь развития...

Русская литературная утопия XVIII - ХХ вв.

Калинин, Илья Александрович — Санкт-Петербург, 2002

См.: [Чечулин 1900]; [Кизеветтер 1901]; [Сакулин 1912]; [Горфункель 1969]; [Штекли 1978]; [Шестаков 1995]. зависят от того, как данный философ или философская школа, к которой он принадлежит, решают для себя проблему самой возможности достижения общественного совершенства, придерживаются ли они традиционных ценностей или ратуют за их радикальное...

Русская метафизическая лирика XIX века

Океанский, Вячеслав Петрович — Иваново, 2002

Художественный топос всегда отмечен человеческой странностью. Взаимопринадлежность русской поэзии XIX века и определенного культурно-природного пространства онтологически исходна и вполне очевидна; интересно, однако, что всякий раз здесь вступают в игру стоящие за словом и местом — личность и глобальное. Эвристическим решением этого...

Русская псалтырная поэзия

Луцевич, Людмила Фёдоровна — Кишинев, 2002

Отечественная культура Нового времени располагает значительным литературным наследием, содержание которого определяется данным текстом. Это полные стихотворные переложения Псалтыри, бесчисленное количество «избранных» поэтических переводов, переложения отдельных псалмов, подражания (а также многообразные формы их влияния и отражения в других...

Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века

Земскова, Елена Евгеньевна — Москва, 2002

Вместе с тем в настоящей работе сам выбор материала подчинен задаче изучения более широкой проблемы возникновения и развития концепции «национального» в немецкой и русской культурах...

Русские переводы Жоржи Амаду как явление отечественного литературного процесса 40-80-х годов XX века

Белякова, Елена Ивановна — Череповец, 2002

Научная новизна заключается, прежде всего, в том, что в работе исследуется уникальный литературный и культурный феномен «русского Амаду», ранее не анализировавшийся и не оценивавшийся с этой точки зрения. Впервые в основу периодизации русско-бразильских литературных отношений, которые рассматриваются с момента их возникновения до начала XXI века...

Русский дом и семья в творческой эволюции Е. И. Замятина: пути художественных решений

Капустина, Светлана Николаевна — Тамбов, 2002

Основой национального бытия, по Замятину, является глубокая связь русского человека с домом в реальном и символико-аллегорическом смыслах. Образ дома в творчестве писателя приобретает широкое художественное трактование...

Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. ХIХ в.

Ильченко, Наталья Михайловна — Нижний Новгород, 2002

А.И.Тургенев выделяет увлечение словесностью Германии. Он говорит, что члены «Дружеского литературного общества» (1801) «получали почти все, что в изящной словесности выходило в Германии. пересаживали, как умели, на русскую почву цветы поэзии Виланда, Шиллера, Гете» [1]. Хорошо известными и читаемыми в России из писателей ХУ111 века были...

Русскоязычное творчество В. Набокова

Сабурова, Оксана Николаевна — Санкт-Петербург, 2002

По утверждению Набокова, «реальность - вещь весьма субъективная». Скажем, дерево, увиденное глазами ученого ботаника, местного фермера и гуляющего туриста, - это совершенно разные реальности. Поэтому разница между фантазией в собственном смысле слова и тем, что принимается за действительность, оказывается достаточно условной, особенно по сравнению...

Самосознание человека в русской литературе 1920-х гг.

Подшивалова, Елена Алексеевна — Ижевск, 2002

Опираясь на достигнутые коллективной научной мыслью результаты в понимании специфики литературной эпохи 1920-х годов, мы постарались подойти к интерпретации художественных явлений еще с одной стороны — с учетом того понимания Слова, которое сложилось в философии, языкознании и художественном творчестве конца XIX — первой трети XX веков. Чтобы...

"Сибирская газета", г. Томск, 1881 - 1888 гг., как явление литературного регионализма

Жилякова, Наталия Вениаминовна — Томск, 2002

Публицистика в «Сибирской газете» - информация, факты, события реальной, движущейся жизни - в литературной обработке, в беллетристических материалах становится концепцией, и таким образом газета приобретает черты «антигазеты», происходит ее романизация.1 Газета выполняла, таким образом, роль воспитателя нравственности, формировала художественный...

Синтез поэзии и прозы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"

Власов, Александр Станиславович — Кострома, 2002

Моно-ди алогический роман Пастернака — это диалога-полифонический роман, основные герои которого прототипически связаны с биографическим автором, но не лишаются при этом ни индивидуально личностной, ни — главное — "идеологической" автономии: их идеи, в основе своей восходящие к определенным моментам выбора в жизни самого автора, к определенным...

Система жанров русской духовной поэзии XVIII в.

Семенова, Елена Владимировна — Москва, 2002

Особенно сложным представляется изучение лирических жанров как системы, в то время как часто именно такой подход позволяет увидеть многие принципиальные явления в поэзии, особенно когда речь идет о характеристике произведений, связанных общностью культурной ситуации [4...

Стилевые процессы развития современной русской драматургии

Данилова, Ирина Леонидовна — Казань, 2002

Усиление роли знаковости в художественном языке драмы на всех уровнях произведения делает пьесы трудными для понимания, следовательно, актуальной является задача раскрытия особенностей их смысла и определения значимости в процессе развития русской драмы последней трети XX века...

Стихотворные переложения псалмов в отечественной поэзии XVII-XX веков

Химич, Галина Александровна — Москва, 2002

Несмотря на всю популярность и значимость для русской культуры, явление массового поэтического переложения псалмов не получило должного изучения в отечественном литературоведении. Лишь в последнее десятилетие исследователи стали обращать внимание на значение Псалтири в становлении и развитии русской поэзии...

Субъектно-объектные отношения в лирике В. Хлебникова

Руденко, Светлана Георгиевна — Астрахань, 2002

Пространственно-временная картина мира воплотилась на всех уровнях творчества. Произведение становится моделью мироздания, где действуют законы «неевклидовой геометрии», где слово - «значащая материя», а не просто оболочка идеи. Жизнь слова - «это борьба миров, борьба двух властей»: звука и разума. «То разум говорит «слушаюсь» звуку, то чистый...

Сюжетно-жанровые особенности русской бытовой повести и городская культура XVII в.

Чернявская, Юлия Олеговна — Томск, 2002

Проблема жанрового определения повести XVII в. состоит в том, чтобы исследовать этот феномен не как устоявшуюся канонизированную дефиницию (повести морально-дидактические / бытовые, или беллетристические / городские), а как становящийся литературный феномен переходного периода, как "случаи литературы", не осознающий своей литературности, а потому...