Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Поэтика финала в русской драматургии 1820 - 1830-х гг.

Данилевич, Ирина Викторовна — Санкт-Петербург, 2001

Принимая во внимание вышесказанное, мы предприняли попытку обобщить, систематизировать и дополнить уже имеющиеся наблюдения, связанные с поэтикой финала в русской драматургии, учитывая при этом теоретико-литературный и историко-литературный аспекты. В качестве...

Поэтическая интонация в лирике И. А. Бродского

Калашников, Сергей Борисович — Волгоград, 2001

После смерти поэта количество публикаций как его оригинальных текстов, так и литературно-критических материалов о его личности, творчестве и судьбе значительно возросло. Следует отметить выход в свет второго издания «Сочинений Иосифа Бродского», в которое вошли практически все известные произведения поэта, в том числе написанные в последние три...

Поэтическая функция образов пластических искусств в творчестве Н. В. Гоголя

Гуревич, Павел Юрьевич — Москва, 2001

Судя по началу (статьи „Об архитектуре." - Ю. М.) мы ждали бы призыва к реставрации готики. Но как вместо идеализации „идеальной" живописи и еще более идеальной музыки, мы нашли у Гоголя идеализацию „скульптурного...

Поэтический мир К. Ф. Рылеева

Толстоус, Олег Иванович — Смоленск, 2001

Нестор Котляревский, автор первой монографии о Рылееве (Рылеев. — СПб., 1908) также ставит задачу показать, представить Рылеева как личность (предпоследняя часть книги, в которой делаются основные выводы, так и озаглавлена — «Личность Рылеева»). Последовательно прослеживаются этапы жизни поэта: детство, кадетский корпус, заграничные походы, служба...

Преображение трагического

Плеханова, Ирина Иннокентьевна — Иркутск, 2001

Философ-экзистенциалист определяет контекст этого рождения как «речь» и, пользуясь средствами языковой игры, сформулирует идею онтологической расположенности всего быть осмысленным: «Сущее есть независимо от опыта, знания и постижения, какими оно размыкается, открывается и определяется. Но бытие «есть» только в понимании сущего, к чьему бытию...

Принципы изображения человека в прозе А. П. Чехова: социально-психологический тип "барышни"

Страхова, Алла Сергеевна — Санкт-Петербург, 2001

Решение данной проблемы, пожалуй, не стоит сводить к одной из этих позиций. Основой категорических утверждений является давнее стремление исследователей обнаружить некие универсальные законы для всего творчества А.П.Чехова. В самом деле, когда стремятся доказать, что природ>' чеховских персонажей определяет «индивидуальное», в качестве примеров...

Принципы фольклоризма в поэтике И. С. Тургенева

Ильина, Виктория Владимировна — Иваново, 2001

Так, например, Н. И. Савушкиной принадлежит подробное описание форм так называемого «открытого» фольклоризма: стилизация, прямое цитирование, использование сюжетов и образов фольклора. Однако в ходе острых дискуссий о роли и значении фольклора в развитии литературы сами авторы понимают необходимость углубления понятия фольклоризма...

Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг.

Чурляева, Татьяна Николаевна — Новосибирск, 2001

МетОДОЛОГИЯ И методики исследования обусловлены стремлением дать целостный анализ ключевых произведений В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг., проследить их эволюцию и обнаружить культурные источники. Это определило ориентацию на структурный метод, на принцип историко-генетического исследования, на метод интерпретации текста...

Проблема билингвизма и англоязычное влияние в поэзии И. Бродского и В. Набокова

Маслова, Жанна Николаевна — Балашов, 2001

Мировая литература - поток множества разноязычных национальных литератур, тесно соприкасающихся или относительно изолированных друг от друга. МЛП осуществляет две системы связей: собственно литературные и связи литературы с историко-культурной ситуацией. Эта концепция намечена у Д.С. Лихачева: «Литература получает энергию из действительности...

Проблема взаимодействия эпоса и лирики в творчестве П. Ф. Якубовича

Фомина, Алла Николаевна — Комсомольск-на-Амуре, 2001

Итак, современные литературоведы стремятся характеризовать литературный род комплексно, как тип художественного содержания, соотнесенный с определенными художественно-речевыми формами. Обобщая вышеизложенные позиции, можно утверждать, что литературный род как тип художественного содержания определяется особой субъектной организацией, особой...

Проблема революции и культуры в публицистике И. А. Бунина, 1918 - 1953 гг.

Мочалова, Наталья Владимировна — Москва, 2001

Первостепенной задачей является анализ проблемно-содержательной стороны бунинской эмигрантской публицистики и случаи жанрового взаимопроникновения публицистики и мемуаристики, публицистики и художественного творчества...

Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова

Ильинская, Татьяна Борисовна — Санкт-Петербург, 2001

Все сказанное приводит к выводу, что ретроспективные явления в творчестве Гончарова не были предметом целостного рассмотрения, которое, однако же, необходимо как для полноты представления о художественном мире писателя, так и для понимания Гончарова-мемуариста...

Проблема художественного психологизма в русскоязычных романах Владимира Набокова

Хонг, Елена Юрьевна — Москва, 2001

Многие из ранних критиков отрицали «личностное» начало у персонажей Набокова, опираясь в своих оценках на эстетические позиции русской классической литературы XIX века. Г. Адамович, один из самых жестких критиков Набокова в 30-е годы, впоследствии признал ошибочность такого...

Проблемы альтернативных путей в русской литературе

Пенская, Елена Наумовна — Москва, 2001

Так, к примеру, вся вторая половина XIX в. целиком и отдельными явлениями стала фоновым, проходным звеном в изучении золотого и серебряного века, по вполне понятным, но достаточно ситуационным причинам приковавшим внимание современной аудитории. Прежняя жесткая иерархия сменилась анархией, где "новые стереотипы складываются как последовательная...

Проблемы научного издания сочинений Д. И. Писарева

Щербаков, Виктор Игоревич — Москва, 2001

...

Проблемы развития русской литературы и журналистики конца XIX - начала XX века, С. Ф. Шарапов

Кирютина, Татьяна Михайловна — Смоленск, 2001

Огромное наследие Шарапова остается неисследованным. Он мало известен как журналист и издатель, еще меньше - как писатель. Слабой изученностью материала обусловлена научная новизна работы...

Проблемы творческой эволюции В. М. Шукшина

Куляпин, Александр Иванович — Барнаул, 2001

Отодвигаясь все дальше в прошлое, Шукшин не превращается в застывшую академичную фигуру. Примечательно, что в полемических статьях даже последних лет он рассматривается как участник современного общественно-литературного процесса. С одной стороны, это является показателем злободневности шукшинского творчества, а с другой - залогом непреходящей...

Проза А. Ф. Вельтмана как явление переходной эпохи

Балашова, Елена Анатольевна — Елец, 2001

Под переходной эпохой 20-40-х годов XIX века мы понимаем художественную систему, центральной категорией поэтики которой становится не стиль или жанр, а автор, отсюда особые, новые отношения, складывающиеся между автором, героем и читателем. Кроме того, поэтику исследуемой переходной эпохи отличает личностное сознание, которое, опираясь на...

Проза Бориса Савинкова

Гончарова, Елена Ивановна — Санкт-Петербург, 2001

Личность знаменитого террориста Бориса Савинкова представляется символичной для революционной эпохи. Но легендарная карьера Савинкова- террориста заслонила собой для исследователей интерес к Ропшину -писателю. В этом, на наш взгляд, главная причина отсутствия исследовательского интереса к творчеству Савинкова- Ропшина. В последние годы...

Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа

Татьянина, Анна Григорьевна — Москва, 2001

Необходимость выделить жанр семейного романа в русской литературе и дать его относительную характеристику во многом сопряжена с определением основных особенностей романа в целом. Невозможно говорить об одном из типов романа без обзора попыток создания типологии жанра, нередко предпринимавшихся в российском и зарубежном литературоведении...