Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

М. А. Булгаков и М. Е. Салтыков-Щедрин

Борисова, Лариса Владимировна — Ставрополь, 2001

В основе художественного творчества, с одной стороны, лежит трагическое переживание неполноты бытия, с другой — стремление автора выразить и преодолеть этот кризис в эстетической деятельности (Колотаев 1996). Самораскрытие автора, имеющее во многих случаях исповедальный характер, составило весьма существенный пласт литературы ряда эпох, в...

Мир образов ранней Ахматовой, 1909-1921 гг.

Быченкова, Юлия Александровна — Смоленск, 2001

...

Мифологема бала в русской литературе 20 - 40-х гг. ХIХ в.

Юрченко, Татьяна Николаевна — Горно-Алтайск, 2001

В 70-е годы XX века структурно-семиотическая школа снова обращается к «массовой литературе», рассматривая ее в культурологическом плане: именно эта литература в большей степени отражает общий уровень развития культуры. «Массовая литература» для структурно-семиотической школы -это и собственно литературное явление, имеющее самостоятельную ценность...

Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. А. Булгакова

Пенкина, Елена Олеговна — Москва, 2001

Известно, что многие открытия XX века были совершены на «стыке» различных областей знания, в синтезе философии и математики, астрономии и психологии, биофизики, биохимии, биомеханики. Такой метод признавали результативным русские ученые-космисты, А.Чижевский^ в частности. [П1 (3...

Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908 - 1919 гг.

Еременко, Мария Владимировна — Саратов, 2001

В этой связи очень важен вопрос о периодизации творчества J1.H. Андреева. Творческая биография Леонида Андреева представляет собой ломаную линию с поворотами вспять и резкими скачками вперед, периоды светлого, радостного настроения сменяются тяжелой, мрачной тоской. Вот почему его творчество трудно поддается четкому разделению на этапы и до сих...

Мотив дороги как парадигма русской лирики XIX - XX веков

Шакиров, Станислав Маэлсович — Магнитогорск, 2001

Главное свойство мотива — свойство системности. Выражаемые с помощью лирического мотива смыслы и художественные идеи в своей совокупности образуют субстанциальную духовную целостность, присущую национальной культуре. Выйти на усмотрение этой целостности помогает рефлексия — обращение сознания на опыт. Перевыражая новое в известном, рефлексия...

Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века

Кумбашева, Юлия Анатольевна — Санкт-Петербург, 2001

Как подчёркивает В. О. Пигулевский, "в эпоху романтизма — высока роль бессознательного в художественном творчестве. Исторически среди бессознательных состояний души наибольшее внимание привлекал сон. .Во сне видели хранилище духовных тайн"4 При "удвоении мира" "сон" принимает на себя функции посредника между двумя мирами или сам становится иной...

"Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов

Ли Хуэй Чу — Санкт-Петербург, 2001

Мысль семейная» осталась любимой толстовской мыслью на протяжении всего творчества, а толстовское решение «семейной темы» явилось одной из эпохальных идеологических концепций века...

Неоклассицизм как литературно-эстетическое явление рубежа XVIII - XIX веков

Кузьмина, Елена Ивановна — Оренбург, 2001

Значительное место в литературе этого периода занимает тема античности и её рецепции. Древняя Греция, Рим постепенно перестают быть только условным фоном для разговора о современности. При этом осознание исторической, географической и национальной конкретности античной культуры странным образом не удаляет её от современников, а приближает, включая...

"Новая натуральная школа" как литературное течение 1980-90-х гг.

Курбанов, Эрдан Адиль Оглы — Москва, 2001

Почти одномоментная публикация этих произведений в конце 1980-х — начале 90-х годов произвела скандальное, шоковое впечатление (напрашивается аналогия со скандалами, сопровождавшими в свое время выход в свет романов «классического» натурализма), но теперь воспринимается как закономерное явление эпохи социальных и культурных потрясений, как...

"Новый" тип русской женщины в изображении И. С. Тургенева и Н. С. Лескова

Иванова, Татьяна Николаевна — Орел, 2001

Писатели по-разному отреагировали на эту проблему. Однако новые женские характеры, созданные разными художниками, несомненно, можно отнести к одному типу. Это тип женщины не только с пробудившимся сознанием, но и со стремлением отстоять свободу собственной личности и выразить себя в активной деятельности...

Н. С. Лесков 1870-х гг.

Долинина, Ирина Вячеславовна — Иваново, 2001

Тем не менее нельзя полагать, что все проблемы творчества этого писателя эешены. Давно исследованные тексты с течением времени, сменой общественной обстановки, нарабатыванием научной базы обнаруживают новые возможности...

Образ Германии и образы немцев в творчестве И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского

Буткова, Наталья Владимировна — Волгоград, 2001

Не относясь к центральным темам тургеневских сочинений, тема Германии, однако, проходит через многие из них - от ранних стихотворений, комедий, повестей до прозы последних лет, и всегда эта тема согрета чувством симпатии писателя к стране, которая так много значила в его духовном становлении и человеческой судьбе...

Образ-символ "соловей" в русской поэзии XIX в.

Азбукина, Алла Владиславовна — Казань, 2001

Сквозные" образы-символы встречаются в стихотворных текстах различных исторических периодов, поэтому тезис "повторяемость -воссоздание новых символических смыслов" следует распространить и на их функционирование в большом лирическом контексте. По словам В.А.Грехнёва, образно-смысловые функции лирического контекста проявляются в соотношении...

"Окуровская Русь" как социально-исторический феномен в повестях М. Горького конца 1900 - начала 1910-х гг.

Семенова, Александра Леонидовна — Великий Новгород, 2001

Очевидно, что на фоне этих знаменательных процессов, происходивших в русской культуре, для Горького неизбежно было осмысление всего написанного им ранее, что способствовало своеобразному подведению итогов, обобщению его собственного жизненного и творческого опыта. Но, с другой стороны, открывались новые перспективы творчества, возникали новые...

Особенности комического в творчестве В. В. Набокова 1920-х - 30-х годов

Курганова, Елизавета Владимировна — Москва, 2001

Создатель мира фантазии, игры и «миражей в зеркалах»5, Набоков не раз был назван в критике «неисправимым обманщиком», «мистификатором» и «литературным провокатором»6. Мастер парадокса, он соединяет условность театрального действа и ирреальность сна с живостью конкретно-чувственного восприятия и осязаемой точностью детали. Однако его художественный...

Особенности переосмысления библейского архетипа "Жертвы" в романах М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" и Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Колесников, Андрей Александрович — Белгород, 2001

Создание писателем своей романной реальности, этой особой формы существовання жизни, невозможно без мощной подготовительной базы. Одной из составляющей этой оснобы творчества являются архетипы1 - «вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли н чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство...

Очерк второй половины 19 века

Хайруллина, Ольга Николаевна — Владивосток, 2001

Так, исследователь В.А. Богданов (46) специфическими признаками очерка видит аналитическое начало этого жанра, описательность и публицистичность. Он определяет очерк как эпический жанр, в котором описательно-повествовательное изображение складывается в основном из наблюдений «рассказчика», составляющего композиционный центр произведения...

Очерк о Тюменском Севере в русской литературе 70-80-х годов XX века

Шишкин, Николай Эдуардович — Тюмень, 2001

Подлинным разведчиком, первооткрывателем современной Сибири в те годы выступил жанр очерка, теснейшим образом связанный с колоссальными процессами промышленного освоения новых территорий. От него, по мнению авторов "Очерков русской литературы Сибири", ведет свой отсчет весь литературный процесс региона второй половины XX века. Очерк сыграл...

Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века

Котова, Вера Юрьевна — Сыктывкар, 2001

Осмысление особенностей данного жанра оказалось затруднительным. Само понятие «миниатюра» не получило однозначного толкования и употребляется нередко без учета всей специфики этого своеобразного явления. Не решен окончательно вопрос о закономерностях возникновения миниатюры в тот или иной период развития литературы, применительно к творчеству того...