Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Русские поэты-романтики XIX-го века в восприятии А. Блока

Чой Чжон Сул — Санкт-Петербург, 2001

Есть необходимость ещё и ещё раз пристально рассмотреть на материале творчества Блока символистскую эстетику как плодотворную трансформацию эстетики романтизма, как символизацию романтических представлений, тем, мотивов и образов. 3. Н. Гиппиус в письме Блоку от 24 апреля 1903 г. восклицала'- «О, романтизм! Он хорош лишь преображенный!»2 Блок на...

Русский ампир и поэзия Константина Батюшкова

Сергеева-Клятис, Анна Юрьевна — Москва, 2001

Б.В.Томашевский использовал термин ампир не только в широком контексте мировой и русской культуры, но и применительно к изящной словесности, прежде всего - говоря о поэзии Батюшкова: «Батюшков прошел сквозь эти влияния и увлечения. Воспитанный на французской литературе, он сквозь французские формы воспринял новые стремления»2...

Русско-еврейская литература XX века

Гейзер, Матвей Моисеевич — Москва, 2001

Абхазец Фазиль Искандер все свои произведения написал на русском языке, но сумел передать в них особенности народа, его породившего. Список таких имен в русской литературе можно было бы продолжить: Олжас Сулейменов, Булат Окуджава, Юрий Рытхэу...

Свет в художественно-колоративной системе лирики С. А. Есенина, 1919 - 1925 гг.

Родина, Светлана Алексеевна — Москва, 2001

Вместе с этим нужно признать, что сдержанный по колориту и затемненный художественный мир 1919-1925 годов дает более обширный и серьезный материал для анализа, чем залитое светом и богато расцвеченное пространство ранней лирики. Цветосветовые образы наполняются более глубоким содержанием, ярче заиграли, резче обозначились цветосветовые контрасты...

С. Довлатов

Мотыгина, Жанна Юрьевна — Астрахань, 2001

Названные критики характеризуют особенное ™ мировоззрения и мироощущения С.Довлатова, затрагивают вопрос о способах "отражения" и пересоздания мира в творчестве писателя, размышляют о читательском восприятии его прозы...

Семантика пауз в драматургических текстах Н. В. Гоголя

Зорин, Артем Николаевич — Саратов, 2001

В третьей главе исследуется роль паузы в характеросложении пьесы «Женитьба», в ее ритмическом и композиционном строе, в отображении подтекстового содержания произведения...

Синтез искусств в теории и раннем творчестве Андрея Белого

Поттосина, Виктория Геннадьевна — Москва, 2001

В рамках теории синтеза Белый выстраивает концепцию взаимодействия музыки, живописи и литературы. Его теория явилась предметом осмысления в литературоведении XX века. О проявлении музыкального подтекста в художественных произведениях Белого писали Д.Д. Благой2...

Синтетизм в системе художественного мышления Е. И. Замятина

Шпак, Валерия Геннадиевна — Самара, 2001

Одной из задач первых замятинских рецензентов было поддержать начинающего талантливого автора. И.М. Василевский замечал: "Это писатель. У него не только большая сила изобразительности. У него есть еще какая-то серьезность, почти суровость, которая неизбежна в серьезном деле. Именно такие, энергичные, живые таланты необходимо нужны нашей любимой и...

Система повествования Г. И. Газданова

Семенова, Татьяна Олеговна — Санкт-Петербург, 2001

Не будучи напечатанными в конце 1980-х на страницах «Нового мира» в силу продиктованного моментом редакторского предпочтения, романы и рассказы Георгия Ивановича Газданова (1903-1971) медленно и уже без эйфории первых публикаций потаённой и эмигрантской литературы приходили к российскому читателю. Однако такое негромкое возвращение не означало...

Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина

Чернышова, Ольга Евгеньевна — Тамбов, 2001

Самые разные аспекты замятиноведения обсуждаются на научных конференциях и симпозиумах русских и зарубежных ученых. Сложилось три ведущих центра по изучению творческого наследия писателя: Санкт-Петербург, Тамбов, Лозаннский университет в Швейцарии. В Тамбове в 2000 году был открыт Замятинский научный фонд, включающий около 600 ценных экспонатов...

"Скаски" сибирских землепроходцев в литературном процессе XVII века

Чирейкин, Михаил Кимович — Томск, 2001

Для русской литературы чисто литературные принципы выделения жанров вступают в силу в основном в XVII веке. До этого времени литературные жанры в той или иной степени несут, помимо литературных функций, функции внелитературные» . Из этого вполне справедливого заключения Д.С.Лихачева логично предположить, что и в XVII веке, веке во многих...

Средневековая картина мира в агиографических произведениях Епифания Премудрого

Кузнецова, Татьяна Николаевна — Москва, 2001

Идея единства, - читаем в монографии П.М.Бицилли, - до такой степени гипнотизирует мысль, что само слово «единство» приобретает магическое значение» (Элементы средневековой культуры . С. 123-124...

Становление и развитие философского романа Леонида Леонова

Мирошников, Владимир Михайлович — Москва, 2001

Однако художественный мир Л. Леонова, целиком построенный на мировоззренческих постижениях человеческого духа, в означенном отношении представляет собой "самую крупную купюру мышления", если воспользоваться леоновским же выражением. Он - как мерка. Или лазерный луч, позволяющий увидеть неоглядную иным способом даль возможных человеческих...

Стилевые особенности творчества Н. К. Старшинова

Григорьева, Галина Михайловна — Тверь, 2001

На стилевые искания накладывает свой отпечаток время. Тот или иной век, «отходя» от предыдущих культур, наследует определенные черты, что позволяет говорить о литературной традиции и стиле эпохи...

Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа XIX-XX веков

Третьякова, Ольга Геннадьевна — Москва, 2001

Заданное в празднике ощущение кризисности, глобальных изменений оказалось созвучным переходному времени рубежа XIX -XX веков, прошедшего под знаком исторических катаклизмов и мистических предчувствий "конца мира", что отражено в самих названиях работ художников и мыслителей серебряного века . Неслучайным в свете вышесказанного представляется...

Стиль сказочной прозы А. М. Ремизова

Дроздова, Галина Юрьевна — Москва, 2001

Творчество писателя в последнее время вызывает неподдельный интерес исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Целый ряд работ посвящен выявлению мифологических основ произведений...

Стиль эпохи серебряного века и творческая индивидуальность Анны Ахматовой

Ерохина, Ирина Владиславовна — Москва, 2001

Но здесь перед нами встает как минимум два вопроса, решение которых необходимо для теоретического основания нашего исследования. Во-первых, что есть художественный стиль; во-вторых, что включают в себя понятия «стиль эпохи» и «индивидуальный стиль». 4...

Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.

Давыдова, Татьяна Тимофеевна — Москва, 2001

Американский исследователь А.Шейн, автор первой в мире научной биографии "Жизнь и творчество Евгения Замятина" (Лос Анджелес; Беркли, 1968), дал периодизацию творчества писателя, скрупулезно учел все имевшиеся к тому времени публикации его произведений и проанализировал его прозу, критику и публицистику в контексте русского литературного процесса...

Творческие искания В. Крупина 1970 - 90-х годов

Семыкина, Елена Николаевна — Белгород, 2001

Цитаты из произведений В. Крупина даются по изданиям последней редакции автора с соответствующими цифровыми обозначениями. стве своем составило "разомкнутую духовную систему, которая не только повседневно питает нашу <.> духовную жизнь, но и сообщает литературному процессу плодотворное развитие, о чем свидетельствует и творчество <.> Владимира...

Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры

Комлик, Надежда Николаевна — Тамбов, 2001

Значительный научный интерес к творчеству «возвращенного» художника способствовал возникновению в отечественном замятиноведе-нии двух научных центров со своими теоретическими приоритетами и эстетическими ориентациями - в Санкт-Петербурге и Тамбове, где регулярно организуются симпозиумы, конференции, «круглые столы», издаются многотомные научные...