Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Творчество В. А. Жуковского и фольклор

Артамасова, Мария Александровна — Москва, 2001

Исследований, посвященных непосредственно изучению проблемы фольклоризма Жуковского, не так уж много. Как правило, предметом своего изучения ученые избирают в творчестве поэта какой-либо определенный жанр, связанный с фольклором. В монографиях и статьях, посвященных творчеству Жуковского в целом, обычно дается достаточно беглый общий обзор...

Творчество Новалиса в контексте русской литературы XX века

Давыдова, Екатерина Владимировна — Москва, 2001

Фридрих фон Харденберг (1772 - 1801), писавший под псевдонимом Новалис, был (по признанию как литературоведов, так и самих романтиков) "самым значительным поэтом йенского кружка"5. Гёте, достаточно настороженно относившийся к новому течению в литературе, высоко ценил художественный дар Новалиса и называл его "императором романтизма"6...

Творчество Н. С. Гумилева и православие

Зобнин, Юрий Владимирович — Санкт-Петербург, 2001

Но если более полувека шла героическая борьба русских читателей Гумилева с самым агрессивным в истории человечества тоталитарным режимом -за что конкретно эта борьба велась? Очевидно, что в творчестве поэта скрыто что-то настолько ценное, настолько необходимое для русского чобщественного сознания нашей эпохи, что обретение этого оправдывало в...

Театральная и литературная критика С. Т. Аксакова

Таракин, Петр Михайлович — Самара, 2001

Избранный ракурс исследования (системный анализ театральной и литературной критики С.Т. Аксакова) позволил нам рассмотреть его представления о творческой личности, таланте и мастерстве актера и писателя, о совершенном художнике, которые складывались в его эстетике с самого начала его критической деятельности...

Типология временного конфликта в русской драме

Михеев, Юрий Эдуардович — Тамбов, 2001

В-четвертых, наконец, потребность изучения проблемы времени в его соотношении с конфликтом в русской драме определяется еще одним обстоятельством. ИФ.Анненский, имея в виду драму Л.Н.Толстого "Власть тьмы", высказал такую парадоксальную мысль: в этой драме художественно воссоздана такая действительность, в которой, среди прочего, "нет ни...

Типология повествовательных форм в "Петербургских повестях" Н. В. Гоголя

Силина, Людмила Алексеевна — Елец, 2001

Рассматривая творчество Н.В. Гоголя в историко-литературном контексте эпох, нельзя обойти вниманием работы, появившиеся на рубеже XIX-XX веков. Это совершенно новая интерпретация художественного дарования писателя, полностью отрицавшая представления о Гоголе как писателе-реалисте. В. Брюсов в своем трактате «Испепеленные» писал...

Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С. В. Максимова

Грахова, Светлана Ивановна — Елабуга, 2001

О Стахееве и Максимове писали мало. Недостаточность информации привела к забвению имен талантливых русских писателей, из истории литературы «исчезли» их многочисленные произведения, популярные во второй половине XIX века. Н.М. Валеев отмечает, что богатство и многообразие любой литературы «в наличии большого числа, хоть и различного уровня...

Типы русского исторического романа 20 - 30-х годов XIX века

Линьков, Владимир Дмитриевич — Горно-Алтайск, 2001

Исследования отдельных авторов исторического романа сводились преимущественно к выявлению тенденции развития этого жанра в России с учетом мировоззренческой позиции писателей.5...

Толстой, Чехов, Бунин, Набоков

Щербенок, Андрей Валерьевич — Санкт-Петербург, 2001

Тотальная текстуальность чеховских текстов, чья риторика направлена на деконструкцию не только всех возможных (в частности, толстовских) метафизических смыслопорождающих моделей, но и самой возможности субстанциализации смысла, делает невозможной моделирование истории на уровне прямого интенционального смысла историографического текста. В...

Традиции русской поэзии ХVIII - ХХ вв. в творчестве И. А. Бродского

Ранчин, Андрей Михайлович — Москва, 2001

Термины "цитата" и "реминисценция" используются нами как взаимозаменяемые синонимы. Значительная часть отсылок к претекстам в произведениях Бродского принадлежит, по классификации Н. А. Фатеевой, не к цитатам, а к аллюзиям: "В цитате "прежняя предикация лишь восстанавливается в новом тексте, а не рождается заново"1...

Традиции русской прозы XIX века в романах Владимира Набокова 20 - 30-х гг. и в романе "Лолита"

Целкова, Лина Николаевна — Москва, 2001

Естественно, что в круг интересов отечественных набоковедов прежде всего попадают произведения Владимира Набокова, написанные на русском языке, так как именно они в силу своей языковой труднодоступности были наименее изучены на Западе. Главный вопрос, который занимает русских ученых - определение места признанного классика мировой литературы в...

Трансформация жанров в русской прозе конца XX в.

Звягина, Марина Юрьевна — Астрахань, 2001

Во второй половине XX века жанровые изменения становятся заметной особенностью историко-литературного процесса. Во многом это обусловлено спецификой литературного развития XX века вообще и его второй половины в частности. В литературе этого периода можно наблюдать сосуществование разных концепций мира и личности, определивших многообразие...

Украинская поэзия Румынии второй половины ХХ в. (тематически-жанровые и стилистические особенности)

Василик, Любовь Евгеньевна — Киев, 2001

У роботі охоплено період розвитку української поезії Румунії, починаючи з 1949 р., коли вийшла у світ перша українська газета “Новий вік”, і аж до кііщя XX ст., тобто піввіковий часовий проміжок, упродовж якого українська поезія Румунії утвердилась як вагоме мистецьке явище, яке, на жаль, і досі залишається маловідомим, оскільки донедавна життя...

Уральская стихотворная фельетонистика конца XIX - начала ХХ века

Власова, Елена Георгиевна — Екатеринбург, 2001

А.И.Рейтблат в своей монографии «От Бовы к Бальмонту»4, посвященной истории чтения в России второй половины XIX века. Однако избранные исследователем хронологические рамки не позволили оценить размах процесса сближения газеты и литературы, который пришелся на более поздний период...

Феномен смерти в текстах Велимира Хлебникова: некоторые аспекты проблемы

Пашкин, Дмитрий Александрович — Тюмень, 2001

Но самым важным событием стал выпуск первого тома академического шеститомного собрания сочинений под эгидой ИМЛИ24, подготовленный Р. В. Дугановым. К сожалению, сам Рудольф Валентинович не дожил до этого события; он скончался в 1998 году, так и не увидев своего детища...

Фольклористическая деятельность Н. А. Львова и ее роль в истории русской художественной культуры

Лебедева, Ольга Евгеньевна — Тверь, 2001

Фольклор явился универсальным источником для полноценной культурной жизни России второй половины XVIII в. Весьма приметное место в литературном процессе занимают попытки создания «богатырской поэмы» с национальным сюжетом. Львов в своем аллегорическом вступлении в поэму «Добрыня» почти исступленно призывает «русский дух», прибегая к различным...

Фольклорная традиция в пейзаже А. С. Пушкина

Семенова, Марина Александровна — Волгоград, 2001

Истинный смысл высказывания можно понять только в контексте дальнейших суждений критика о различии Пушкина и Гёте. Он (Пушкин) больше, нежели Гёте, "верен художническому своему элементу", а с другой стороны, в том же самом Белинский видит неизмеримое превосходство Гёте перед Пушкиным: ибо Гёте - "весь мысль, и он не просто изображал природу, а...

Фольклорная традиция в поэме А. С. Пушкина "Полтава"

Яновская, Ирина Владимировна — Волгоград, 2001

Из современных работ, посвященных Пушкину, выделяется раздел А.Д. Соймонова "A.C. Пушкин" в книге "Русская литература и фольклор" (первая половина XIX века) (Соймонов, 1976), в котором делается акцент на раскрытии взаимодействия пушкинских произведений с народнопоэтическим творчеством. Соймонов исследует наиболее важные, с его точки зрения...

Формирование жанровой проблематики и поэтики литературной антиутопии в художественной прозе русских писателей XIX века

Коломийцева, Елена Юрьевна — Ставрополь, 2001

Литературная антиутопия - плод длительного развития. Она зародилась как реакция на утопию, полемика с нею и первоначально функционировала как иллюстрация к философской доктрине. Со временем и утопия, и антиутопия утратили эту строгую привязанность к какой-либо доктрине и стали литературными. В утопии были первоначально заложены перспективы...

Формирование филологической терминологии В. Г. Белинского

Трифаженкова, Инна Анатольевна — Тверь, 2001

При этом надо отметить, что именно в трудах Белинского русское литературоведение заявляет в 1840-е гг. о своей самостоятельности, национальном своеобразии, обретает теоретический характер. Современная литература в ее отношении с современной действительностью была сферой формирования «движущейся эстетики» критика, сферой «приложения диалектической...