Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13

Эволюция взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР и в постсоветской России

Маслобоев, Николай Константинович — Санкт-Петербург, 2003

Чтобы избежать нежелательных издержек этого сложного и противоречивого процесса, не имевшего прецедентов ни в советское время, ни в досоветское, его участникам необходимо разобраться в ситуации и найти оптимальные формы взаимодействия РПЦ с Российским государством, в равной степени устраивающее обе стороны. Помочь им в этом - обязанность...

Эволюция роли личности учителя в культуре России XX века

Поспелов, Евгений Александрович — Ставрополь, 2003

России начала XXI века характеризуется глубокой дифференциацией, устойчивой поляризацией, усилением маргинализации основных социальных слоев, криминализацией, разрастанием вторичной социализации. В условиях потери единого общественного идеала наблюдается снижение престижа человека труда, падение нравственных норм, ослабление социального контроля...

Эволюция социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX в.

Бабаева, Анастасия Валентиновна — Нижний Новгород, 2003

Но говорить о том, что в православии до конца XX века вообще не было выхода на социальный уровень нельзя. В качестве определенного этапа эволюции социального учения Церкви необходимо рассматривать концепцию «коммунистического христианства», возникшую на волне модернизма. Однако в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых...

Экологический императив в культуре информационного общества

Колосова, Ольга Юрьевна — Ставрополь, 2003

Жанейро в 1992 г. На этой конференции была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности...

Энциклопедия как объект философско-антропологического анализа

Храбрый, Иосиф Семёнович — Санкт-Петербург, 2003

Наконец, старая задача - типологизация, классификация и систематизация массива знаний - по-прежнему стоит перед создателями современных энциклопедий. Центральной проблемой при этом оказывается полноценный охват той информации, тех знаний, которые могут быть востребованы современным человеком. Систематизация становится, с одной стороны, отражением...

Азовские походы Петра I в контексте философии русской культуры

Булгакова, Татьяна Андреевна — Санкт-Петербург, 2002

Методика исследования. В соответствии с задачами исследования применялся герменевтический метод как наиболее оптимальный, позволяющий выявить глубинные взаимосвязи исторических и культурных процессов, повлиявших на характер дальнейшего развития российской цивилизационной и культурной модели и её регионального варианта в Подонье и Приазовье...

Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов

Макеев, Александр Валентинович — Москва, 2002

В связи с этим, в настоящее время уже недостаточно ограничиваться ни общей характеристикой различных направлений российского протестантизма в целом, ни поверхностным описанием истории их социально-экономической деятельности. Назрела необходимость в углубленном и комплексном исследовании всех аспектов их духовного и практического бытия, прежде...

Антропологические аспекты архитектуры русского модерна

Петрова, Екатерина Владимировна — Москва, 2002

Проблема перестройки социокультурного пространства и связанные с этим негативные явления, такие как смена духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих ориентиров, тенденция к культурной идентичности, духовный кризис личности, изменение психологических доминант и мировосприятия, ведут к «усреднению» образа человека, что находит отражение не...

Антропологический принцип в философии истории

Невелева, Вера Сергеевна — Екатеринбург, 2002

Искомый смысл не может явиться как нечто абсолютно внешнее, трансцендентное по отношению к человеку. Напротив, новый смысл, основополагающий принцип, «господствующая идея» могут быть предъявлены человечеству только человеком. XX век окончательно развенчал надежды на обновление каким-либо «частным» способом, возведением на пьедестал очередной...

Антропологический смысл отечественного естествознания

Чижова, Валерия Михайловна — Волгоград, 2002

Человек, как особое живое существо, представляет собой уникальное единство названных тенденций, которое в философской антропологии выражено формулой: человек принципиально тождествен животному и принципиально противоположен ему. Понять, объяснить и предсказать (прогнозировать) человеческое бытие в его внутренней противоречивости и неоднозначности...

Антропология правового конфликта

Васильченко, Валерий Александрович — Ставрополь, 2002

Предметом исследования являются антропологические аспекты правового конфликта, в первую очередь ценности и нормы, а так же мотивы и цели участия субъектов различного уровня в конфликтном взаимодействии...

Богостроительство А. В. Луначарского

Наумов, Игорь Анатольевич — Санкт-Петербург, 2002

Представители богостроительства объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии. В ней отсутствовал бог в традиционном понимании. Она фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса ("коллективного разума" передовой группы общества). Богостроительство, по мнению A.M. Горького, призвано было возбуждать в новом человеке...

Бытие человека как диалектика жизни и смерти

Тронина, Лариса Анатольевна — Ставрополь, 2002

Кроме того, «природа философского знания не будет до конца выясненной, если оставить без внимания мировоззренчески-антропологические вопросы о смысле жизни, о назначении человека».1 А именно эти вопросы интересовали русских философов всеединства. «Отсюда с полной ясностью следует, что ныне необходимо вычленить и проанализировать те аспекты...

Вера Бахаи: основы вероучения, культовая практика

Петрова, Виктория Владимировна — Москва, 2002

Особым объектом внимания этих объединений является молодое поколение, не имеющее жизненного опыта и устоявшихся мировоззрения, системы ценностных ориентации, не находящее ответов на острые вопросы современности ни в официальной государственной идеологии, ни в традиционных религиях. Так, исследуемое объединение «Вера Бахай»1 представлено в 78...

Взаимосвязь духовных ценностей в культуре

Яцук, Дмитрий Николаевич — Санкт-Петербург, 2002

Ценностная проблематика является актуальной для философии культуры и философской антропологии, потому что по системе ценностей можно судить о состоянии конкретного общества, о его...

Виртуализация опыта в культуре постмодерна

Галкин, Дмитрий Владимирович — Томск, 2002

В предлагаемом исследовании рассматривается проблема виртуализации опыта. Является ли виртуализация лишь определенной ступенью технологического развития и либерализации в «век информации»? Означает ли виртуализация вызов и угрозу «витальной регрессии», угрозу упразднения реальности повседневной жизни? Какие новые формы опыта возникают в...

Деловая культура, универсальность и специфика

Невлева, Инна Михайловна — Ростов-на-Дону, 2002

Деловая культура - это культура исключительно индустриального и постиндустриального общества, культура бизнеса. Бизнес же является ни чем иным, как экономической деятельностью, дающей прибыль, приносящий доход. Субъектами бизнеса являются только непосредственные участники стяжания прибыли - активные экономические деятели. В этом смысле мы не можем...

Доверие как феномен жизненного мира

Тишкова, Наталья Юрьевна — Владивосток, 2002

Как пишет 3. Бауман, за последние десятилетия «ненадежность - нестабильность, уязвимость - стали широко распространенными (и наиболее болезненно ощущаемыми) чертами современной жизни. «Ненадежность сегодня - это не вопрос выбора, это - судьба» [146,с.154]. Такое положение вещей возникает в условиях отсутствия четко определенных идеалов и целей...

Жизненно-практический аспект веры как основополагающего феномена социально-культурных отношений

Базаров, Евгений Юрьевич — Екатеринбург, 2002

Плюрализм представлений о вере, реализуемый в современных научных дискурсах, дает определенные перспективы видения феномена веры в различных сферах социальной действительности. Парадоксально, но именно в теории оказываются размытыми переходы от гносеологического рассмотрения феномена веры к аксиологическому или теологическому подходу...