Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему История философии Специальность ВАК РФ: 09.00.03
И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов
Деменев, Алексей Григорьевич — Москва, 2001Одним из основных источников информации о творческом пути учёного становятся воспоминания, опубликованные его супругой - О.Н.Мечниковой - в 1926 г. Благодаря ей в научный оборот был введён архив рукописных и документальных материалов учёного...
Исследование оснований бытия человека в классической немецкой философии
Тимофеев, Александр Иванович — Санкт-Петербург, 2001Классическая немецкая философия имеет определенную специфику в способе понимания оснований бытия человека. Была осознана потребность, с одной стороны, показать, как телесно-духовное существо человека соотносится с целостностью мироздания, а с другой, исследовать связь таких метафизических проблем, как свобода, отношение добра и зла, с...
Историко-философский опыт и современные тенденции проблем социализации молодежи
Кузнецов, Юрий Валентинович — Мурманск, 2001Параллельное существование старых и новых социальных структур втягивает молодежь в сложное переплетение социальных конфликтов. Попытки самостоятельно разрешить противоречия своего и общественного бытия довольно часто оказываются для нее мощным социальным стрессом. Развитие молодежи является важным условием социальной стабильности, понимаемой не в...
Когнитивный стиль как принцип типологического анализа культуры
Плебанек, Ольга Васильевна — Санкт-Петербург, 2001Проблема типологии культуры в свою очередь не может быть разрешена без определения фундаментальных категорий философии культуры. Дело в том, что само понятие культуры концептуально. А это означает, что авторы, дающие собственные определения культуры, анализируют только тот объект, который они под этим понятием подразумевают; и за пределами анализа...
Конкретность свободы в философии Гегеля
Нешатаев, Игорь Георгиевич — Мурманск, 2001Исходя из того, что наиболее полно, фундаментально и системно понятие свободы было развито в философии Г.В.Ф. Гегеля, в настоящее время с высоты нового видения, новых потребностей общества целесообразно обратиться именно к его фундаментальному исследованию. Однако важно отметить, что Гегель не редуцирует тематику свободы к политико-экономическим...
Концепция бессмертия души в философии Фомы Аквинского и ее историко-философские истоки
Бандуровский, Константин Владимирович — Москва, 2001Томистская концепция бессмертия души являет собой яркую и уникальную страницу в истории обсуждения этой проблемы. Фома совершает значительный поворот, отказавшись от традиционной многовековой трактовки этой проблемы, базирующейся на платоновских философских началах и от весьма сильно аргументированной, обширной платоновской концепции бессмертия...
Концепция времени в экзистенциальной философии Карла Ясперса
Байдаева, Фатима Батыровна — Москва, 2001Проблема времени, одна из самых древних и интересных проблем, не утратила своей актуальности и сегодня. Она по-прежнему привлекает внимание не только философов, но и специалистов самых различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания...
Концепция справедливости в средневековой арабо-мусульманской мысли
Гусейнова, Замира Ибрагимовна — Москва, 2001Второй подход к проблеме справедливости представлен фалсафой или восточным перипатетизмом. Само слово "фалсафа" указывает "на связь с античной философией - оно было заимствовано оттуда и обозначало совершенно определенное течение в духовной культуре исламского Востока - учение, которое считалось наследием греческой мудрости" (146, 77). Не вызывает...
Метафизика механицизма в новоевропейской философии XVII - XVIII вв.
Погоняйло, Александр Григорьевич — Санкт-Петербург, 2001Но почему это реальное основание философских учений и систем надо называть "философией", а не, скажем, идеологией (связанной с определенным экономическим базисом), массовым или обыденным сознанием, языком культуры или как-нибудь еще? При чем тут философия, ведь философия - это как раз учения и системы? Разве не их историю, т. е. смену во времени...
Метафизика процесса: история и современность
Скворчевский, Константин Анатольевич — Москва, 2001С другой стороны, остались непроясненными взаимосвязи данного направления и философии естествознания XX века, в частности концептуальных представлений о динамике нелинейных открытых систем и роли времени в становлении таких систем...
Метафизические миры Достоевского и Ницше
Кузубова, Тамара Сергеевна — Екатеринбург, 2001Сопоставление метафизических миров Достоевского и Ницше вращается вокруг вопросов, связанных со становлением парадигмы неклассического философствования и многое дает для осмысления этого процесса. Исследование двух проектов бытия и человеческого существования позволяет увидеть в свете бытийной и исторической ситуации их возникновения дальнейшие...
Механизмы бессознательного социального извращения феноменологии архетипа
Некита, Андрей Григорьевич — Киев, 2001Исследование комплекса разнообразных связей человека как с социумом вообще, так и с теми, или иными его институтами, должно выстраиваться с учетом специфики формирования и функционирования процессов имагинации бессознательных архетипических содержаний на индивидуальном, групповом и глобальном уровнях. В противном случае, исследователь рискует...
Мировоззрение Ю.О.Мартова: становление, эволюция, социально-исторический контекст
Лаврищев Артем Дмитриевич — Москва, 2001Осуществленная Ю. Мартовым дескрипция таких черт большевизма, как максимализм требований без учета условий их выполнения, преобладание в связи с этим «точки зрения потребителя над точкой зрения производителя», склонность к решению «всех вопросов политической борьбы, борьбы за власть методами непосредственного применения вооруженной силы даже в...
Моральная концепция Вл. Соловьева
Мартеева, Лариса Владимировна — Москва, 2001Переход людей от невольного участия в прогрессе человечества к участию свободному и осознанному, к выполнению общего дела как своего собственного Вл. Сололвьев называл "одухотворением или морализацией человеческой солидарности"3 Жизнь философа протекала в непростой исторической обстановке, когда нравственное состояние общества явно оставляло...
Национальный дух как основание русской религиозной философии
Фомин, Вадим Евгеньевич — Барнаул, 2001В таком ракурсе наш взгляд на русскую философию преломляется сквозь призму национального духа - метафизического основания бытия народа, его мировоззрения, национального самосознания, впитавшего в себя всю глубину сверхэмпирической данности, определяющей единство нации...
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века
Булгакова, Ирина Яковлевна — Москва, 2001Четыре знаменитых вопроса Канта в результате проведенных исследований, с нашей точки зрения, будут раскрыты более полно, если к каждому из них добавить выражение в "идеале": что я могу знать в идеале? Что я должен делать в идеале? На что я могу надеяться в идеале? Что такое человек в идеале? Суждения И.Канта подтверждают подобную постановку...
Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С. Л. Франка
Назарова, Оксана Александровна — Москва, 2001Весь объем работ, посвященных изучению творчества Франка, можно было бы условно разделить на несколько групп. Первую из них составляют концептуальные исследования, критические отзывы, небольшие заметки его коллег-философов, а также историков русской философии — его современников. Их труды публиковались как на родине, так и в зарубежных изданиях...
Органическая философия Вл. Соловьева: от парадигмы к "философскому деланию"
Андреев, Виталий Борисович — Москва, 2001Все многообразное содержание философии Вл. Соловьева, а именно, вся обширная религиозно-метафизическая проблематика, которая присутствует в его творчестве, также как и его изыскания в областях историософской, эстетической и гносеологической, нас будет интересовать лишь в той степени и в том объеме, в каком они имеют отношение к конституированию...
Оформление логического инструментария в истории русской философии XVII - начала XVIII вв.
Ивлев, Виталий Юрьевич — Москва, 2001Для адекватного понимания сущности средневекового философского миросозерцания необходимо помнить о его принципиальном делении на философию «внутреннюю» и философию «внешнюю». Если под первой подразумевалась любовь к мудрости христианской, прежде всего святоотеческой, ориентированной на Богопознание и спасение, то под второй - любовь к мудрости...
Персоналистические тенденции современной англо-американской философии
Дворецкая, Екатерина Викторовна — Санкт-Петербург, 2001Решение онтологических проблем философии зависит от определения характера бытия того, кто их ставит и решает, то есть, от характера собственно человеческого бытия. Главное не то, как "децентрализованный" субъект плюралистичного мира задается вопросом...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- ...
- 87
- Следующая страница »