Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Онтология и теория познания Специальность ВАК РФ: 09.00.01

Диалектика бытия и ничто: классика и современность

Обыдённый, Денис Николаевич — Воронеж, 2006

Вместе с тем сама проблематика диалектики бытия и ничто в философской онтологии ещё не получила достаточной разработки. Это обусловлено в значительной степени тем, что сами основы неклассического философствования ещё не вполне ясны. Выражаясь в терминологии Т.Куна, современное философствование переживает период своего рода революции, смены...

Диалектика всеобщего, особенного, единичного: реконструкция становления "я" как понятийной формы

Иващук, Ольга Федоровна — Ростов-на-Дону, 2006

В связи с этим необходимо поставить вопрос о тех возможностях классического понимания разума, которые еще не были выявлены. Для этого нужно принять во внимание внутренне присущую разуму самокритику. Это означает усмотреть формирующийся в культуре запрос на новую логику, долженствующую осмыслить эти нераскрытые пока возможности с<хшпостижения...

Диалектика рационального и внерационального в фольклоре

Красноперова, Яна Николаевна — Кемерово, 2006

Техногенная рациональность вытесняет разумные тенденции, то, что традиционно называлось мудростью. И, как выяснилось, господство технологического над духовным в обществе прослеживается во всей его истории, тенденция эта восходит к неолитической революции. Однако в XXI веке она приобрела особый размах, совершенно оттеснив разумные начала. Чтобы не...

Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека

Волкова, Вера Олеговна — Москва, 2006

Современное понимание бытия связано с признанием его неоднородности. Такие проявления бытия, как жизнь и ее смысл, свидетельствуют о единстве мира. В отношении человека они распределяются в качественной бесконечности и могут иметь критериальное значение как в отдельности факта, так и в виртуальных границах принципа, когда структуры смысла...

Знание и понимание в познавательном процессе

Аветисян, Борис Абелович — Краснодар, 2006

Исследование знания и понимания во взаимосвязи актуально еще и потому, что механизм перевода знания в понимание может быть объективно представлен лишь при условии рассмотрения их в единстве. Исследование понимания безотносительно к знанию, равно как и анализ последнего вне контекста проблемы понимания, носит односторонний, фрагментарный характер...

Значение невербальных когнитивных актов для формирования знания

Сапрыгин, Борис Владимирович — Новосибирск, 2006

Никакие внешние по отношению к языку факторы не могут определять то, что говорится в языке. Язык определяет себя сам, независимо от того, что мы воспринимаем вовне. Притом именно язык формирует то, что называется знанием. Как утверждает Рорти, мир может, поскольку мы уже запрограммировали себя языком, стать причиной наших верований, но он не может...

Игра как предмет философского познания: онтологический и гносеологический аспекты

Ильясов, Радик Равилович — Уфа, 2006

Игра, в отличие от неигры, ориентирована не столько на результат, сколько на сам игровой процесс. С одной стороны, играющий субъект осуществляет реальное действие, оказываясь тем самым включённым в социальное бытие, а с другой - сама игровая деятельность носит условный характер. Структуре игровой деятельности присущи все признаки социального...

Идея подвижной иерархии в структуре философского дискурса

Фатенков, Алексей Николаевич — Нижний Новгород, 2006

Авторская гипотеза заключается в том, что именно идея подвижной иерархии вправе претендовать на роль конститутивной по отношению к онтологически и аксиологически глубокой постклассической философии...

Измененные состояния сознания и их роль в творческой деятельности: философский анализ

Виноградова, Светлана Геннадьевна — Москва, 2006

Принципиальное значение в этом плане имела разработка холономного подхода, в рамках которого измененные состояния сознания интерпретируются как явления, обеспечивающие и выражающие особые формы духовной связи человека с миром, как альтернативное (по отношению к рациональным формам) средство его постижения и духовного освоения. При этом...

Изменные состояния сознания как эпистемологическая проблема

Петраш, Анна Владимировна — Москва, 2006

Индивидуальное сознание людей не могло бы возникнуть без наличия у них сознания и самосознания как генетически обусловленной родовидовой когнитивной способности. Этой способностью обладали и обладают все без исключения (кроме патологических случаев) представители гоминид, хотя она и представлена у различных человеческих популяций в разной степени...

Индетерминизм в системе предпосылок философского постмодернизма

Билан, Ольга Александровна — Санкт-Петербург, 2006

Современная цивилизация динамична, в ней прорисовываются устойчивые тенденции к дальнейшему усложнению и в то же время к распаду и кризису. Современная технологическая цивилизация, несмотря на свои успехи, уже в зародыше таит потенцию гибели. Расцвела псевдокультура без моральных табу, которая пробуждает в человеческой личности самое темное...

Интеллект как репрезентация и отражение действительности

Попова, Наталья Юрьевна — Красноярск, 2006

И тем не менее явление интеллекта еще не получило необходимого осмысления, не было дано всестороннего анализа интеллекта в двух основных системах теоретизирования как отражения действительности и как репрезентации действительности, не исследовано место и роль интеллекта в метафизической и диалектической системах теоретизирования, не в полной мере...

Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля

Орлова, Юлия Олеговна — Санкт-Петербург, 2006

Представляется, что именно в связи с историческим развитием проблем интенциональности и рефлексии и исследованием взаимообусловленности этих понятий в трансцендентально-феноменологической философии становится возможным открытие сознания как трансцендентального феномена сознания. Понимание природы сознания не как разорванной внутри себя дихотомии...

Интерпретация античного принципа симметрии в современных научно-философских исследованиях

Бицин, Янко Христов — Москва, 2006

Принцип симметрии является одним из фундаментальных принципов современного естествознания. Физика элементарных частиц и физика Вселенной, теория строения атома и атомного ядра и теория гравитационных притяжений, теории порядка и хаоса, обобщают интеллектуальные результаты таких научных анализов, которые основаны на конкретной гносеологической...

Информационная техника как фактор развития социума

Магарян, Артур Анушаванович — Москва, 2006

Человек — личность, а не просто субъект, поэтому и техника должна рассматриваться не просто как объективация деятельности субъекта и средство для реализации его активности, но как процесс актуализации...

Истинность музыки

Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна — Сибай, 2006

Возможности музыки как одного из способов философского осмысления мира издавна привлекали внимание мыслителей. Одна из первых теорий отражения музыкой универсальных канонов бытия, - пифагоровское учение о «поющей гармонии небесных сфер», - уже обладает высокой степенью философского обобщения, так как музыка в ней рассматривается с точки зрения...

Историософская парадигма в проблемном поле исторических исследований

Мельникова, Светлана Викторовна — Хабаровск, 2006

Таким образом, имеется социальная, гносеологическая и методологическая потребности системного исследования особенностей детерминации исторических исследований...

Когнитивное и ценностное в научном исследовании

Селезнев, Вячеслав Михайлович — Киров, 2006

...

Когнитивные функции мнения

Нехаев, Андрей Викторович — Тюмень, 2006

При этом постепенное укрепление в современной эпистемологии представлений о том, что любой предмет, на который оказывается направлен познавательный акт, может быть категоризован и описан с одинаковым успехом многими способами, которые отличаются по существу в онтологическом наполнении, что влечет за собой взаимную несовместимость данных...

Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества

Павловская, Ольга Виленовна — Тюмень, 2006

Следовательно, с одной стороны, имеется новый вид творчества, в рамках которого постоянно осуществляется не только замысливание и воплощение некоторых идей, но и непрерывная их экспериментальная проверка и совместное воплощение на разных уровнях; с другой стороны, сформирован максимально анонимный и неподцензурный механизм воздействия на сознание...