Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Онтология и теория познания Специальность ВАК РФ: 09.00.01

Красота: онтологические аспекты философского анализа

Сокровищук, Алсу Ахметовна — Кострома, 2011

Признавая важность исследований, осуществлённых упомянутыми авторами, всё же возникает необходимость осуществить более детальную проработку структуры сознания в контексте субъективно-идеалистических представлений формирования красоты, а также обосновать онтологические основания метода реинтерпретации, используемого для реализации...

Метатеоретический подход к анализу сознания

Игнатова, Антонина Анатольевна — Ростов-на-Дону, 2011

Выход на уровень метасознания потребовал привлечения всего многообразия методологических принципов современной философии, а именно^ символогических, семиотических, герменевтических, структурных, деконструктивных, аксиологических и иных методов...

Метод в гуманитарном исследовании: этапы философской рефлексии

Суворов, Глеб Владимирович — Киров, 2011

Теоретической и методологической базой исследования стали следующие идейные стратегии: технологический подход к деятельности интеллекта, схема трёхуровневой структуры метода, сравнительный и сравнительно-исторический методы, принцип единства гносеологического и методологического подходов...

Миф как особая форма осмысления бытия

Савинов, Михаил Викторович — Москва, 2011

На наш взгляд вышеуказанная проблема в определенной степени может быть решена через выявление значения мифа как особой формы осмысления бытия, с учетом трансформации стандартов и идеалов научности, происходящей на этапе современности...

Модели и интуитивно-эвристические компоненты в науке

Гришунин, Сергей Иванович — Москва, 2011

Мы согласны с тезисом Форрестера о том, что нельзя основывать свои решения только на интуиции. В самом деле, во-первых, нашей интуиции нельзя безоговорочно доверять, она нуждается в контроле. Во-вторых, человек не в состоянии интуитивно усвоить и проанализировать огромные массивы исходных данных о сложных объектах, обладающих множеством цепей...

Научная рациональность и конструктивизм

Даниелян, Наира Владимировна — Москва, 2011

В XX веке в неклассической эпистемологии рациональным считалось понимание субъекта и объекта как единой системы, тогда как сегодня, особенно с позиций конструктивизма, осознается, что традиционное деление на субъект и объект, человека и природу слишком абстрактно и не отражает реальных отношений их взаимодействия. Во многих научных проектах речь...

Научная теория как форма актуализации достоверного знания

Горковенко, Иван Александрович — Санкт-Петербург, 2011

...

Нелинейно-динамическая картина мира

Мартынович, Кирилл Андреевич — Саратов, 2011

...

Новая парадигма техники

Черняков, Алексей Адольфович — Новосибирск, 2011

Уникальность подобного несоответствия и порождаемых им проблем связана, прежде всего, с продолжающимися процессами интенсификации и экстенсификации развития техники и, соответственно, ее влиянием на все сферы общественной жизни, достигшим, по мнению большинства ученых, некоторого предела, что требует преодоления пока еще по преимуществу...

Ноосферное знание в современной научной картине мира

Беззубцева, Нина Александровна — Тюмень, 2011

Понятие "ноосфера" достаточно устойчиво закрепилось в современном цивилизационном мире. Оно помещается в пространство самых различных реальных, прежде всего, предметно-научных, философских и педагогических сфер деятельности. При рассмотрении концепции ноосферы представляется необходимым обладать достаточной определенностью представлений о...

Обыденное сознание и мифотворчество

Найдыш, Ольга Вячеславовна — Москва, 2011

Кроме того, под воздействием обыденного сознания профессионализированные формы духовной культуры существенно трансформируются и порождают «духовных монстров» - параполитику, квазимораль, поп-арт, квазирелигию1 и др. Иррациональные компоненты обыденного сознания проникают даже в «святая святых» рационализма - в...

Онто-гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства: философский анализ

Карпова, Елена Владимировна — Магнитогорск, 2011

Во-первых, социокультурное восприятие пространства — это своеобразный модус или видопроявление процесса восприятия, событие, обладающее самостоятельным онтологическим статусом, выражающее особую связь человека с миром, обусловленное взаимодействием субъектов, культурными смыслами, значениями, ценностями, нормами и их материальными носителями...

Онтологическая и методологическая специфика синергетического сциентизма

Жилин, Владимир Ильич — Омск, 2011

Пытаясь аргументировать междисциплинарные претензии, авторы большинства публикаций, в которых идеи синергетики переносятся в социогумани-тарную область, как правило, перечисляют условия, ведущие к самоорганизации и саморазвитию в неживой природе. К таковым чаще всего относят открытость системы, нелинейность, кооперативное поведение её элементов...

Онтологические основания художественного творчества

Деменёв, Денис Николаевич — Магнитогорск, 2011

Возникает вопрос: что лежит в основании художественного произведения? Что за механизм такой включается и позволяет переводить наблюдаемые вовне предметы и явления в чувственные образы, но образы не просто...

Онтологическое содержание виртуальной реальности

Елхова, Оксана Игоревна — Уфа, 2011

Методологические и теоретические основы исследования. Необходимость целостного и комплексного философского изучения виртуальной реальности определила многоуровневый, многоаспектный анализ объекта исследования в сочетании с синтезом полярных парадигм и концепций...

Онтология и эпистемология фантастики

Коротков, Николай Владимирович — Киров, 2011

Многие черты «коперниканского искусства», которому в концепции Н.Ф. Федорова отводится ключевая роль, а также конкретные естественнонаучные, экософские и философско-антропологические идеи русского космизма оказались коррелятивными идеям, конституировавшим фантастику в качестве особой социокультурной реальности. Именно Философия общего дела задает...

Онтология "осевого сознания": от метафизики центризма к антропологии культуры

Круглов, Виктор Леонидович — Томск, 2011

Не есть ли «художественное зазеркалье» культуры один из способов такого отражения и прояснения человеческого лика эпохи? Случайно ли эстетическое состояние сознания эпохи является отправным показателем самосознания культуры? Случайно ли на фоне децентрации культуры мы наблюдаем вал дегуманизации — «прогрессирующего исключения человеческого...

Онтология целеполагания как проблема концептуализации образования

Ломако, Владислав Олегович — Саратов, 2011

Общими тенденциями философии- образования в новом XXI веке являются, во-первых, осознание кризиса системы образования, философской мысли и педагогического мышления как выражения кризисной духовной ситуации нашего времени, во-вторых, — трудности в определении идеалов и целей образования, соответствующего новым требованиям научнотехнической...

"Онтос" и "гнозис" во всеедином универсуме

Донской, Алексей Геннадьевич — Магнитогорск, 2011

Если обратиться к уже сформировавшимся и существующим до сих пор концепциям универсума в гуманитарном и естественнонаучном мышлении рубежа ХХ-го и XXI-го столетия, то можно выделить четыре основных модели Универсума, которые имеют свою генеалогию и историю развития...

Опыт мышления тела

Степанов, Михаил Александрович — Санкт-Петербург, 2011

Инструментальное отношение к телу распространилось и на центральный предмет философских изысканий — мышление. С эпохи Просвещения мышление в первую очередь относится к логике: существует некий всегда и всюду опознаваемый в качестве мыслящего субъект, обладающий в некотором роде врожденной «логикой», что является основным отличием его от животного...