Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04

Художественные особенности анималистической иллюстрации

Келейников, Иннокентий Викторович — Москва, 2002

В настоящее время жанр анималистической иллюстрации в силу ряда причин близок к угасанию. Отсутствие ясного представления об анималистической иллюстрации как об отдельном и своеобразном жанре искусства книги препятствует осмысленной творческой работе художественного редактора и иллюстратора над оформлением различных типов изданий анималистической...

Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века

Алексеева, Анастасия Никандровна — Санкт-Петербург, 2001

Творческие установки и вкусы В.Ф.Тимма формировались в Императорской Академии художеств в русле русского академического искусства 40-х годов XIX века. Однако, обращение...

Витебск, жизнь искусства, 1917-1922 гг.

Шатских, Александра Семеновна — Москва, 2001

По мере углубления в материал перед автором настоящей работы все настоятельнее вырисовывалась необходимость создания общей картины бытования искусства в послереволюционном Витебске во всем многообразии его проявлений. Созданию панорамной истории культурной жизни Витебска 1917-1922 годов и были отданы многолетние усилия диссертанта...

"Восток-Запад" в живописи Николая Рериха

Короткина, Людмила Васильевна — Санкт-Петербург, 2001

Основные задачи работы: уточнение места Рериха в художественной жизни России, исследование начала формирования идеи синтеза культур Востока и Запада; раскрытие синтеза культур Востока и Запада через символику образов в произведениях Рериха; анализ индийского периода творчества Рериха с позиций идеи единства мировых религий...

Дом - образ

Кошаев, Владимир Борисович — Москва, 2001

Другой причиной исследования является необходимость теоретического обоснования при введении материалов народного искусства в образовательные программы. Разработка образовательной концепции регионального компонента учебных стандартов с использованием средств истории искусств нуждается в постановке проблем междисциплинарного характера, которые бы...

Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века

Якимович, Елена Александровна — Москва, 2001

Фотография как изобретение XIX века, когда художественное развитие было тесно связано с научным, заняла совершенно новую позицию между искусством и техникой. С помощью фотографии происходит расширение визуального опыта. Теперь знакомство с экзотическими странами или со знаменитыми произведениями искусства было доступно практически любому человеку...

Иозеф Антон Кох и немецкий романтизм

Мельникова, Лидия Ивановна — Санкт-Петербург, 2001

Иозеф Кох - наиболее характерная фигура в искусстве Германии этого периода. Большую часть жизни он провел в Италии, изучая искусство старых мастеров, общаясь с современными ему художниками, теоретиками искусства. В конце 90-х - начале 1800 гг. под влиянием Карстенса Кох обратился к литературным и религиозным сюжетам. Вершиной творчества римского...

Искусствознание Азербайджана, XX в.

Саламзаде Эртегин Абдул Вагаб оглы — Баку, 2001

Предметом исследования избрана искусствоведческая мысль в ее эволюции и характерной специфике, а также образованная ею действующая парадигма искусствознания Азербайджана...

Костюм периода историзма

Ванькович, Светлана Михайловна — Санкт-Петербург, 2001

В искусстве нового времени были периоды излишне категоричны в требовании стилевой чистоты предметных форм, например русский классицизм, предшествующий эклектичному XIX веку. Новое направление в культуре прошлого столетия открывает эпоха историзма. Основой этого 4 стиля, его идеологическим кредо стал историзм мышления- интерес к прошлому, к истории...

Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века

Бурганов, Игорь Александрович — Москва, 2001

Факт возникновения подобной проблемы в музейной теории, который отмечается сегодня как интересом к нему отдельных исследователей, так и стихийными тенденциями в изменении зрительских приоритетов, свидетельствует о том, что проблема малого музея выросла из сути общественных процессов второй половины XX века. Наряду с обозначением музеев по роду их...

Маска и лицо в русском искусстве конца 19 - начала 20 веков

Левицкая, Людмила Владимировна — Москва, 2001

Маска является одним из основных понятий в культурной традиции рубежа XIX-XX веков. Обращает на себя внимание достаточно широкая область, где оно используется: от театра до метафизики. Полемика вокруг проблемы маски сводится к определению ее места в культуре и в жизни и выявлению сути «новой маски», порожденной эстетикой символизма. Следует...

Мастер Йены и вазописцы егро круга

Тугушева, Ольга Виленовна — Москва, 2001

В данной работе мы сосредотачиваем свое внимание на поздних аттических краснофигурных киликах, датируемых первой половиной IV в. до н.э. Этот выбор определяется несколькими моментами. Килики - чаши для питья - одна из самых популярных и любимых гончарами и вазописцами форм в греческой расписной керамике. Прототипы киликов можно найти уже в...

Музыкальная культура древней Месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам

Боровская, Наталия Федоровна — Москва, 2001

С.А. Рашида в серии Musikgeschichte in Bildern. Это корпусное издание практически всех памятников изобразительного искусства, охватывающее огромный „отрезок времени - от раннединастического Шумера до Селевкидской эпохи. К сожалению, комментарии к этому материалу не выходят за $ ш о м-^. рамки популярных описаний, но благодаря богатому объему...

Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX - начала XX веков

Лопес Крус Хосе — Москва, 2001

Веласкеса, сделанных путешественниками, критиками и художниками, так как контраст между ними значительно проясняет характер эволюции эстетических критериев того времени. 6) Изучить различные элементы и аспекты творчества русских художников, в которых проявляется влияние творчества Веласкеса и Мурильо...

Некоторые тенденции развития российской графики 1960 - 1990-х годов

Калашников, Виктор Евгеньевич — Москва, 2001

Творческая организация Союза художников во Владимире моложе многих других в России. Созданная в год окончания Великой Отечественной войны, она первоначально выделялась творчеством мастеров народного (Мстера) и декоративно-прикладного (Гусь-Хрустальный) искусства. Но в конце 1950-х в станковом искусстве о себе заявила своеобразная владимирская...

Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века

Усачева, Светлана Владимировна — Москва, 2001

Сведения об особенностях развития пейзажного жанра содержатся также в трудах, посвященных истории гравюры и монументально-декоративной росписи. Наиболее значимые из них - книга МА. Алексеевой о русской гравюре XVIII века и монография В. Белявской "Росписи русского классицизма". (3...

Пейзажная живопись И. С. Остроухова

Рымшина, Татьяна Алексеевна — Санкт-Петербург, 2001

Эта ситуация выглядит парадоксальной. Трудно найти другого художника, чья фамилия периодически не присутствовала бы на страницах дореволюционных и советских изданий, посвященных пейзажной живописи. Но солидный показатель источников, где встречается Остроухов, только создает видимость изученности его искусства. Большей частью он стоит в...

Портрет и картина в творчестве В. И. Сурикова

Васильева, Галина Леонтьевна — Санкт-Петербург, 2001

В трудах о русском изобразительном искусстве преобладала недооценка взаимосвязей картин и разнообразных портретных изображений, несмотря на то, что суриковский портретизм столь же выразителен и неповторим, как и его самобытный исторический жанр. Возникла настоятельная необходимость в обогащении суриковедения социально-психологическим подходом, в...

Русская "реакционная" художественная критика 1880-х годов

Бобриков, Алексей Алексеевич — Санкт-Петербург, 2001

Эпоха 1880-х в выбрана как, с одной стороны, внутренне целостная, с другой - переходная. В области прессы и критики 1880-е годы интересны разнообразием переходных явлений: возникновением специальных художественных журналов, а также развитием новых для России коммерческих изданий. 4...