Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Вокальные циклы В. Гаврилина: особенности стиля

Супоницкая, Ксения Аркадьевна — Москва, 2011

Наследие Гаврилина колоссально по своему масштабу, в нём много неопубликованного, неизвестного. Ныне оно требует не только специального аналитического и эстетико-стилевого изучения, но, прежде всего, взывает к обобщению совершенно особых, ярко индивидуальных черт. В числе последних, например, такие показательные, как исключительная литературная...

Гитарное искусство Петербурга - Петрограда - Ленинграда в первой половине XX века

Крутиков, Денис Игоревич — Санкт-Петербург, 2011

Проведенное обобщающее исследование и анализ архивной документации на тему «Гитарное искусство Петербурга — Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века» дают основание утверждать, что становление этого искусства проходило в трудных политических и экономических условиях. Ситуация осложнялась тем, что гитарное исполнительство, не имевшее в...

Дирижерская интерпретация музыкального произведения

Фёдоров, Максим Вадимович — Москва, 2011

Вместе с тем, в соответствующей литературе проблема дирижёрской интерпретации музыкального произведения затрагивается лишь фрагментарно. В частности, работы Э. Лайнсдорфа [53], А. С. Сивизьянова [92...

Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм"

Попова, Елена Викторовна — Москва, 2011

В связи с этим, научная мысль в этом направлении также активно развивается: появляются музыковедческие конференции, на которых духовная тематика рассматривается с разных ракурсов. Ученые-богословы, философы, музыканты активно интересуются состоянием современного богослужебного пения...

Духовно-мировоззренческая функция речитатива в русской опере второй половины XIX века

Киреев, Дмитрий Зарифович — Нижний Новгород, 2011

Духовно-смысловой центр оперы не может находиться вне природы драматического искусства — вне сюжета, действия, конфликта, характера героев, вне жанрового наклонения драматического целого. Над всем же возвышается общая атмосфера произведения и его идея, которая во многом определяется ду...

Дьёрдь Куртаг: к проблеме сверхопусной композиции

Анохина, Галина Валерьевна — Нижний Новгород, 2011

В XX веке в композицию вновь активно включилась импровизационная культура2 - это и возвращение некоторых композиторов к истокам музыки (фольклор, импровизационная культура Средневековья), и влияние существующих традиционных национальных культур (преимущественно Востока и Африки), и появление новых типов массовой культуры (джаз и рок), наконец...

Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра

Груцынова, Анна Петровна — Москва, 2011

Работы об истории балета, написанные на рубеже Х1Х-ХХ веков, принадлежат перу любителей этого искусства. Обладая несомненными знаниями в данной области, их авторы отличались некоторой пристрастностью...

Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX - XX веков

Садуова, Алия Талгатовна — Уфа, 2011

В первые годы послереволюционного периода исследователи продолжали придерживаться высказанных ранее суждений3. В частности, Б. Асафьев на протяжении ряда лет подтверждал свою позицию относительно истоков импрессионизма. В 1922-м году в работе «Симфонические этюды» исследователь обращает внимание на проявление импрессионизма в творчестве М...

Инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра

Зварич, Мария Александровна — Ростов-на-Дону, 2011

Еще один фактор актуальности данной темы обусловлен появлением с начала 1990-х годов новых подходов к изучению творческого наследия гениального мастера. Феномен творчества Шостаковича постоянно эволюционирует, обновляется, раскрывая исследователям иные содержательные ассоциации. Это подтверждает формулу гения, открытую в 1913 году А. Шенбергом...

Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка

Гандилян, Софья Степановна — Москва, 2011

...

История и миф в операх Сергея Слонимского

Игнатова, Мария Александровна — Ростов-на-Дону, 2011

Оперное творчество современного композитора Сергея Слонимского — выдающееся явление в истории отечественной музыки. Каждое обращение мастера к жанру поражает неожиданностью художественного замысла и...

История оркестровой педали как элемента функциональной музыкальной ткани

Буймистр, Сергей Владимирович — Москва, 2011

Между тем, педаль относится к числу элементов оркестрового письма, наименее изученных в отечественном и зарубежном музыкознании. Внимание исследователей обычно сосредотачивается на анализе первичных факторов музыки - мелодии, гармонии, ритма. Вторичные факторы, к которым H.A. Римский-Корсаков относил инструментовку (тембровую сторону), чаще всего...

Йодель в истории музыкальной культуры Швейцарии

Хангги Евген Карл — Санкт-Петербург, 2011

Сегодня слово Jodel имеет три основные фонетические разновидности: [.Jo.dl"] [Jodcel'] [Jo.del']. В различных диалектах Австрии и Германии первый гласный слога Jo удлиняется мягким долготным акцентом на о, а заключительное е с последующей мягкой согласной Г почти сливается, часто не произносится и поэтому не пишется (австро-баварский диалект...

Камерно-вокальное творчество якутских композиторов

Спиридонова, Лариса Сулеймановна — Якутск, 2011

В установлении этих связей были немалые трудности. Древняя и исключительно самобытная традиционная культура народа саха, в том числе музыкальный фольклор, довольно поздно (лишь во вюрой половине Х1Х-го века) привлекли внимание ученых, исследовавших жизнь северо-восточных окраин России. И в дальнейшем, когда в Якутии началось интенсивное...

Камерно-инструментальное творчество Антонина Дворжака

Сударева, Мария Александровна — Москва, 2011

...

"Классическая фаза" американского музыкального минимализма

Кром, Анна Евгеньевна — Нижний Новгород, 2011

Современная культурная ситуация, диктует необходимость всестороннего изучения феномена минимализма. Исследование его основ превращается в одно из главных условий понимания и оценки музыкального искусства рубежа XX — XXI веков в целом, поскольку последующая фаза развития этого направления - постминимализм продолжает удерживать ключевые позиции в...

Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов

Волчков, Евгений Анатольевич — Ростов-на-Дону, 2011

С момента создания концерта Н. Будашкина по настоящее время отечественными композиторами было написано около восьмидесяти концертов и концертино (камерной разновидности концерта) для домры. Число вполне достаточное для того, чтобы говорить о своеобразном рекорде в обращении композиторов к данному жанру среди сочинений для русских народных...

Концерты К.Ю. Давыдова в контексте развития жанра

Иванов, Андрей Витальевич — Санкт-Петербург, 2011

...

К проблеме взаимосвязи тембра и формы в музыкальном произведении

Пономарев, Сергей Владимирович — Москва, 2011

...