Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

К феномену стиля современного композитора-баяниста

Карташов, Виктор Дмитриевич — Санкт-Петербург, 2011

Если рассматривать баянный репертуар в этом широком ракурсе, то следует отметить, прежде всего, молодость инструмента. Но, несмотря на данный факт, репертуар, созданный за последние 50-60 лет, уже позволяет делать выводы о перспективах его развития в дальнейшем. Более того, этот полувековой промежуток условно можно соотнести с небывалым расцветом...

Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века

Пэн Чэн — Нижний Новгород, 2011

Впервые они были сформулированы в 1934 г. китайским ученым Ван Гуанци в его книге «История музыки Китая», где даётся описание семиступенной ладовой теории «Янь дяо ( зй£ 'Ш! )». Эта теория упоминалась в древней китайской книге «Янь юэ» периода правления династии Сун (960 - 1279 гг.) и книге «История Сун». В 1952 г. Ян Иньлю в «Тезисах истории...

Лирические оперы А.Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра

Скирдова, Анна Александровна — Ростов-на-Дону, 2011

Один из сильнейших резонансов, сложившихся в оценке творческой деятельности Рубинштейна, заключается в абсолютном признании высокой степени художественного совершенства в «Демоне» и одновременно — устойчиво сохранявшемся ограниченном и необъективном представлении о композиторском наследии Рубинштейна в целом. Безусловно, в «Демоне» начальный...

Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века

Баранов, Алексей Геннадьевич — Казань, 2011

На русском языке нет никаких трудов, посвященных исключительно мессам Гайдна. Между тем последние мессы Гайдна в зарубежных и некоторых отечественных исследованиях признаны подлинными шедеврами. По художественному значению и уровню композиторской техники их ставят в один ряд с его Лондонскими симфониями. В Европе и Америке мессы Гайдна исполняются...

Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны

Голубенко, Святослав Сергеевич — Нижний Новгород, 2011

Второе издание основано на воспоминаниях выпускников и педагогов МГК. Впервые в отдельную книгу были собраны мемуарные свидетельства о первых годах работы вуза, его великих основателях и замечательных профессорах. Отдельные очерки посвящены деятельности структурных подразделений вуза и его художественных коллективов, таких, как «Вокальная...

Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России

Филаретова, Светлана Михайловна — Петрозаводск, 2011

Обращение к документам середины XIX столетия (Ф. 725. Оп. 1. Дц. 6014, 6055) позволило ознакомиться с положением хора певчих в Первом Петербургском корпусе. Из переписки стало известно, что певческий хор в 1850-е годы был задействован не только в корпусном храме, но и Петербургской Сенатской Александро-Невской церкви...

"Музыка для живых" Г. Канчели: проблемы жанра и драматургии оперы

Деканосидзе, Натиа Амирановна — Санкт-Петербург, 2011

Г. Орджоникидзе сравнивал творческий путь Канчели-симфониста с «восхождением на одну гору»2. Это сравнение применимо и к опере «Музыка для живых». Занимая особое место в творчестве композитора, «Музыка для живых» представляет своеобразную квинтэссенцию важнейших тем, образов...

Музыкально-инструментальная традиция и драматургические особенности медвежьего праздника обских угров

Шесталов, Владимир Иванович — Санкт-Петербург, 2011

В работе была представлена задача выявления научной реконструкции жанровой, сюжетной и мифологической структуры медвежьего игрища обских угров в его целостной драматургии...

Музыкально-театральная деятельность Екатерины II

Семёнова, Юлия Сергеевна — Казань, 2011

Его роль в русской культуре последней трети XVIII века и особенно в жизни императорского двора была огромной. В театрализованном виде представала любая, даже самая незначительная придворная? церемония. Тщательно продуманное грандиозное действо; посвященное коронационным торжествам 1763 года, открыло блестящуюi эпоху екатерининского правления. В...

Музыкальный театр Франсиса Пуленка

Киндюхина, Елена Александровна — Москва, 2011

Задачей работы стал анализ тех произведений композитора, которые мыслились им как музыкально-сценические: это, прежде всего, оперы и балеты, а также некоторые оригинальные жанры (концертная ария, хореографический концерт), примыкающие к ним. Основная задача подразумевала решение задач более частного порядка: выявить те особенности мировоззрения...

Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства

Третьяченко, Владимир Федорович — Новосибирск, 2011

Осмысление комплексных текстов нотных учебников с обозначенных позиций позволяет выявить в их структуре процессы моделирования предметной (учебно-исполнительской) деятельности. Это позиционирует нотные учебники в качестве одного из важнейших материальных средств обучения музыканта-исполнителя, являющегося одновременно источником опыта...

Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй

Будаева, Туяна Баторовна — Москва, 2011

Цзинцзюй представляет собой одну из разновидностей китайского театра, в целом обозначаемого понятием сицюй QÜoffi, букв, «[традиционный] театр»). Театр в Древнем Китае, как и в культурах других стран, включал в себя...

Наследие М.Е. Пятницкого в контексте современной этномузыкологии

Цветкова, Елизавета Викторовна — Москва, 2011

Полного освещения всех сторон деятельности М.Е. Пятницкого в научной литературе пока не было сделано. Имеющиеся публикации о нем носят, как правило, просветительский характер. Они обычно отражают сведения о жизни, связывая их преимущественно с созданием и основными этапами развития хора. Аналитические же исследования, посвященные его...

Национальная картина мира в камерно-вокальной музыке французских композиторов рубежа XIX-XX веков

Корниенко, Елена Юрьевна — Саратов, 2011

Рубеж столетий во французской культуре отмечен ошеломляющим взлётом творческого потенциала, достижения проявились во всех сферах жизни общества, а Париж по праву заявил о себе как о крупнейшем культурном центре мира. Одну из причин, объясняющих столь мощный подъём уровня французского самосознания, обнаруживаем в учении Л. Гумилёва [45...

Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана

Галиахметова, Азалия Юсуповна — Москва, 2011

Немаловажную роль в понимании национальных особенностей современной таджикской музыки представляет та область творчества, которая связана с обращением к скрипке. Востребованность этого инструмента в современной композиторской практике Таджикистана имеет несколько причин. Прежде всего следует назвать ее близость таджикской инструментальной...

Нравственно-философская концепция творчества В.А. Гаврилина

Иванилова, Татьяна Валерьевна — Санкт-Петербург, 2011

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, а также в выступлениях на международных (СПб., 2007-2010), городских (СПб., 2010) научно-практических конференциях. Основные положения работы отражены в 12...

Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины XX - начала XXI веков

Сурминова, Ольга Викторовна — Казань, 2011

Современные произведения с тайнописью имен носят эзотерический характер, и музыкальные шифры в них раскрываются лишь при кропотливом анализе нотного графического текста (тем более, что музыкальные шифры-алфавиты нередко изобретаются самими композиторами). В таких сочинениях усилена роль конструктивного ' начала, и поэтому они, в определенной...

Онтологические аспекты громкостной динамики музыки

Рыбкова, Ирина Владимировна — Саратов, 2011

Исследователь, опираясь на опыт культуры, искал примеры тишины не только в музыке, но и литературе, характеризуя типы тихого и громкого звучаний, посредством которых раскрываются глубинные аспекты содержания музыки. Как писал Е.В. Назайкинский, «смыслы динамических нюансов оказываются проводником значений в почти герметичную сферу...

Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков

Нагин, Роман Александрович — Москва, 2011

За последние десятилетия ситуация в отечественном музыковедении коренным образом изменилась. Проблема соотношения национального и общеевропейского, «своего» и «чужого» в операх Глинки начала привлекать пристальное внимание. Так, например, в статье М. Арановского «Слышать Глинку» содержится призыв к переоценке значения творчества композитора для...