Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX вв.
Дурандина, Елена Евгеньевна — Москва, 2002Это и провоцировало уникальную ситуацию - фактически русский романс на начальном этапе своего развития был един в двух обликах -изысканной вокальной «пиэсы» и «русской песни». Изначальная неразделенность бытовой и салонной традиций - очень существенный исторический факт. Именно черты бытового романса придают жизнеспособность ранним вокальным...
Камерный вокальный ансамбль в русской музыке: история и типология жанра
Наумова, Екатерина Евгениевна — Москва, 2002Результаты длительного архивного поиска позволили составить ряд важных собраний как справочного, так и практического назначения. В их числе: Хрестоматия и несколько каталогов вокально-ансамблевых сочинений. Хрестоматия включает в себя произведения русских композиторов современным исполнителям мало или совсем не известных и сочинения зарубежных...
Композитор Юлия Вейсберг: личность и творческое наследие
Мазур, Марина Моисеевна — Санкт-Петербург, 2002В раннем вокальном опусе, некоторых оркестровых сочинениях немецкого периода, а затем позднее в творчестве Вейсберг проступает другой пласт ее композиторского сознания — русский. Здесь очевидна приверженность традициям Римского-Корсакова, есть отражения композиторских стилей Глазунова и Лядова (родство с последним особенно заметно в симфонической...
Константные элементы волшебной музыкальной сказки
Попова, Ирина Петровна — Москва, 2002Здесь возникает вопрос о предмете исследования. Даже беглый взгляд на существующие музыкальные работы дает следующую картину: преимущественно предметом музыковедческих исследований становятся музыкальные сказки для театра оперы-сказки, балеты-сказки. При этом акцент ставится на изучении сценической драматургии (170, 185, 188), анализе сказочных...
Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника
Пивоварова, Инна Лаврентьева — Магнитогорск, 2002Между тем 400-летняя история жанра показала, что качество либретто во многом определяет успех оперы. Являясь «посредником» между литературным произведением и оперой, оно выступает как продукт и объект интерпретации. Оперы, созданные на литературной основе, абсолютно преобладают над операми на самостоятельный сюжет. В силу чего встает важнейшая...
Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля
Королькова, Инга Владимировна — Санкт-Петербург, 2002Вопросы изучения жанровых и стилевых свойств лирических песен в настоящей работе решаются на примере песенных традиций, распространенных на территории Северо-Запада России. В песенной культуре этого региона группа лирических песен женской певческой традиции имеет ключевое значение. Во-первых, песни этой группы составляют основу репертуара...
Мелодика в современной хоровой музыке
Фролова, Юлия Васильевна — Ростов-на-Дону, 2002В. Холопова занимает противоположную позицию, отмечая насыщение мелодизмом многообразных, разнородных пластов фактуры, наполнении их живительными соками (129, 23). Размышляя о роли мелодии в инструментальных сочинениях, подобным же образом акцентирует его главенствующее положение В. Задерацкий: «.именно тематизм с интенсивным мелодическим...
Музыка в системе карнавальной культуры
Шаймухаметова, Елена Раисовна — Москва, 2002Впервые идея «карнавальносги», как известно, была рассмотрена М. Бахтиным, где карнавал предстал как особый метаязык культуры, «кочующий сюжет», особая «картина мира». Данная проблема нашла продолжение в других видах искусствознания, в частности, при анализе живописи, в театроведении (43;44;46;47...
Музыкальная культура народов Сибири
Шейкин, Юрий Ильич — Санкт-Петербург, 2002Становление глобальной эстетики как философии нового типа может способствовать расширению спектра научных интересов у специалистов в малоизвестном звуковом мире традиционных культур народов Сибири. Более чем вековая история региональной музыкальной этнографии накопила достаточный материал для того, чтобы стали возможными сравнительные...
Музыкально-хореографические формы в структуре обрядово-праздничного комплекса братчины
Парадовская, Галина Петровна — Санкт-Петербург, 2002По мнению исследователей, в своих истоках братчина «восходит к дохристианским социальным союзам» - мужским (охотничьим), воинским (княжеские пиры), женским и девичьим.4...
Музыкально-художественная система традиционного японского театра Но
Южакова, Елена Васильевна — Новосибирск, 2002Кроме того, изучение такого типа традиционной музыки, как музыка восточного театра, само по себе весьма актуально: труды по этой тематике в России, к сожалению, встречаются редко. Не менее актуальным представляется на данном этапе и исследование стилистики традиционной музыки...
О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля
Логинова, Валентина Александровна — Москва, 2002Актуальная задача искусствознания и музыкознания - воссоздать образ «серебряного века», открыть и вписать неизведанные страницы русского искусства начала XX века, возрождая и оценивая заново забытые имена...
О музыкальной композиции начала ХХ века
Логинова, Валентина Александровна — Москва, 2002Проблема «самопознания» (Н.Бердяев) и соотнесения себя с реалиями являлась, пожалуй, наиболее актуальной и важной в искусстве начала XX века. Каждый мог сказать: «Я пережил <.> все события моего времени, как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. <. .> я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира через собственную судьбу» (Бердяев...
Опера-фарс А. П. Бородина "Богатыри"
Мартынова, Светлана Сергеевна — Москва, 2002До сих пор были опубликованы лишь несколько хоровых номеров и отрывков из «Богатырей»: в сборнике «А.П. Бородин. Хоры в сопровождении фортепиано» (60) напечатаны ария Милиг-рисы с хором (№ 5 Ь) и «Сцена жертвоприношения» (№ 6); в сборнике «А.Бородин. Избранные хоры» (58) - фрагмент Марша богатырей (№ 7), куплеты Ксении (№ 17) и песенка про Фому из...
Оперная поэтика Глинки в контексте национальных культурных традиций
Смагина, Елена Владимировна — Ростов-на-Дону, 2002По нашему мнению, отечественная глинкиана в своем развитии отражает три стадии концептуального подхода к оперному творчеству композитора. Каждая из них соответствует идеологическим установкам крупных исторических периодов, характеризующих историю отечественной культуры в целом и музыкознания, в частности: дореволюционного, советского и так...
Оперный триптих Пауля Хиндемита как явление западноевропейской культуры 1910 - 1920-х гг.
Воробьёва, Елена Борисовна — Нижний Новгород, 2002Острое чувствование проблем пола - характерная черта философии и культурологии начала XX века. Это заметно при сравнении двух фундаментальных трудов русских мыслителей - «Смысла любви» Вл.Соловьёва и «Людей лунного света» В.Розанова. Со-ловьёвская апология Эроса модулирует у Розанова в обострённый интерес к сексуальным проблемам. Последний считает...
Оркестровые жанры в западноевропейской опере начала XX века
Медведева, Юлия Петровна — Москва, 2002Оркестровые жанры оперы - лишь одна из многочисленных составляющих синтетического целого. Однако и эта узкая область дает почву для изучения оперного жанра. Подобно магическому кристаллу, она позволяет разглядеть большое в малом. Сквозь призму симфонических фрагментов можно не только увидеть образ конкретных оперных сочинений, но и попытаться...
Оркестровые жанры в западноевропейской опере ХХ века
Медведева, Юлия Петровна — Нижний Новгород, 2002Несмотря на обилие названных работ (их более полный перечень включен в Список литературы), изученность оркестровых жанров - лишь кажущаяся. До сих пор не существует общепринятой классификации оркестровых жанров, между исследователями нет единства в вопросе характерных для каждого из них функций, не выяснена до конца природа многих жанров (в...
Орфическая тема в ранней опере
Ильина, Татьяна Федоровна — Новосибирск, 2002Вероятно, не случайно сюжеты об Аполлоне и Дафне, а также об Орфее и Эвридике идут рука об руку с самого момента рождения оперного жанра. Они - суть две стороны одной медали, две составляющие орфической темы, которые дополняют одна другую. В названных операх идея подвига, совершенного для блага людей, и мысль о всепобеждающей силе искусства...
Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах
Бучнев, Александр Алексеевич — Москва, 2002Сегодня музыкальная педагогика открыта поиску, как в своих теоретических, так и практических основаниях. Она постоянно нацелена на разработку, осмысление, распространение и внедрение тех или иных прогрессивных изменений, включающих и те возможности, которые связаны с техническими средствами обучения. На этом пути находится сегодня теория и...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- ...
- 94
- Следующая страница »