Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Персонаж как категория музыкальной поэтики

Немковская, Вера Ильинична — Екатеринбург, 2002

Во всех приведенных цитатах речь, так или иначе, идет о художественной структуре произведений, однако разнообразие точек зрения на нее влечет за собой и различия в интерпретации самой «поэтики». В данной работе, в соответствии с избранной проблематикой, в качестве ориентиров принимаются те определения (Полякова, Тодорова), в которых художественная...

Портрет героя в западноевропейской опере XVII - ХVIII вв.

Сидорова, Марина Альбертовна — Магнитогорск, 2002

Опера, как никакой другой музыкальный жанр, в силу природы и специфики располагает к исследованию образа человека, однако в опероведении работ, подчиненных данному ракурсу, нет. При этом понятие «портрет» в них фигурирует, соотносясь с сольными оперными формами, в первую очередь — с арией или с образом оперного героя в целом...

Поэзия "Волшебного рога мальчика" в музыкально-философском мире Густава Малера

Горн, Анна Викторовна — Санкт-Петербург, 2002

Следует подчеркнуть, что специфика данной темы предполагает несколько генеральных и множество побочных, вспомогательных линий её исследования, которые можно, весьма условно, сгруппировать по двум тематическим направлениям: поэтический "Волшебный рог мальчика", — собрание стихотворений, — как исходная данность для композитора, и малеровский...

Принципы мелизматического распева в русской монодии XI - ХVII вв.

Пожидаева, Галина Андреевна — Москва, 2002

Мелизматический или пространный тип пения существовал на Руси с первых шагов христианства, ибо его необходимость была обусловлена церковным Уставом и, согласно ему, литургическим предназначением песнопений и их ролью в богослужении...

Раннеклассическая музыка

Шушкова, Ольга Михайловна — Новосибирск, 2002

Кроме того, в отечественном музыкознании отсутствует специальное исследование по раннеклассической музыке (наподобие трудов по музыкальной культуре барокко или классического стиля). Достаточно большой исторический период между барокко и классикой настоятельно требует осмысления в самых разных аспектах. Это является ещё одним из аргументов выбора...

Рукописное наследие выговских мастеропевцев

Панченко, Флорентина Викторовна — Санкт-Петербург, 2002

Дружинин, посвятивший ряд исследований выговским сочинениям5 Однако, за редчайшим исключением, музыкально-певческое дело в Выгореции в трудах российских ученых не затрагивалось...

Семантика лирической интонации в музыке А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна

Царенко, Ирина Николаевна — Ростов-на-Дону, 2002

В музыкальной, как и в словесной речи, мысли состоят из ряда отдельных слов и каждое слово в данной мысли точно выражает свое 3 значение и имеет законченную форму. Такое законченное по форме слово в музыкальной речи, выраженное большим или меньшим числом звуков, называется интонацией» (Б. Яворский...

Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом

Кириченко, Полина Владимировна — Уфа, 2002

Однако "разбор" нотного текста и его "чтение" исполнителем опираются исключительно на обозначения грамматики и акустических параметров текста: тональность, размер, темп, знаки динамики и артикуляции и др. Фактурная морфология (двухстрочник) фортепианного произведения, к примеру, определяется технической адаптацией музыкального материала к...

Симфонии А. К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX - начала XX века

Винокурова, Наталья Васильевна — Красноярск, 2002

Позднее, однако, оценки ученого изменились, и именно Асафьеву принадлежат первые глубокие аналитические наблюдения над стилем композитора, суждения о его месте в истории русской музыкальной культуры (см.8, 13, 15, 18...

Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах И. С. Баха, Г. Ф.Генделя, Г. Ф. Телемана

Дружинин, Сергей Вячеславович — Москва, 2002

Время появления риторики - V в. до н.э. Ее основные положения сформированы раньше, чем церковь, римское право, латинская литература. Идеи риторики развивались Исократом, Аристотелем, а ее расцвет связан с именами Цицерона, Дионисия Галикарнасского, Де-метрия и Квинтилиана...

Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации

Пилипенко, Нина Владимировна — Москва, 2002

В музыковедении возникла парадоксальная ситуация: хотя при разборе конкретного музыкального произведения, принадлежащего к романтическому стилю, всегда учитывается его образная сторона, эти наблюдения остаются раз...

Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви

Светлова, Ольга Александровна — Новосибирск, 2002

В настоящий момент в старообрядческой культуре выявляются две противоположные тенденции. Очевидны признаки угасания ста5 рообрядческих традиций, обусловленные неизбежными влияниями внешних факторов, прежде всего длительным периодом богоборчества. Но в то же время, бесспорным является возрождение старообрядчества, о чем свидетельствуют официальная...

Службы сербским святым по русским рукописям XYI-XIX вв.

Чишковская, Елена Викторовна — Москва, 2002

Из всего многообразия имен сербских святых, каждое из которых заслуживает отдельных исторических, культурологических, филологических, искусствоведческих исследований, мы остановили свой выбор на двух святителях - Савве и Арсении, и ограничили себя рассмотрением хорошо известных по русским памятникам служб этим святым...

Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков

Стуколкина, Светлана Михайловна — Москва, 2002

Однако историческая роль стать той страной, в которой был создан новый универсальный музыкальный стиль, выпала не Германии, а Австрии. Венская классика органически соединила в себе чувствительно-экспрессивный стиль итальянцев, галантно-рационалистический стиль французов и широту художественного кругозора и «ученость» немцев. Значительную роль...

Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко

Распутина, Мария Валентиновна — Москва, 2002

О к о м п о з и ц и и в X V I I ВЕКЕ На барокко обычно указывают как на период складывания классических му зыкальных форм — форм, движимых чисто музыкальной логикой, а не логикой словесного текста, условиями исполнения или какими-либо другими внешними причинами. К формированию имманентно музыкальных закономерностей в об ласти композиции...

Стиль синчангак в эстетике и творчестве Ким Тон Дина

Ан Сун Мин — Санкт-Петербург, 2002

Для Ким Тон Дина принципы стиля синчангак имели особый смысл. Они стали главным делом его жизни. Не случайно, его называют как отцом «нового пхансори» (соединенного с оперой), так и отцом «новой корейской песни» (минё). Он не только воплотил стиль синчангак в своих операх, песнях, обработках народных мелодий, но также эстетически обосновал его в...

Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко

Алексеева, Ирина Васильевна — Москва, 2002

Весьма показательным может служить явление внутритекстовых и межтекстовых модификаций темы в рамках конкретного стиля. В данной работе эта проблема ставится в русле инструментальной традиции basso ostinato и рассматривается на образцах-примерах из пассакалий, чакон, граундов и фолий стиля барокко...

Тематическое родство в музыкальной форме

Фуксман, Михаил Адольфович — Ростов-на-Дону, 2002

На наш взгляд, развитие "составных частей" (структурных элементов) в отдельном музыкальном произведении подобно жизни организма, состоящего из биологических клеток. В тексте произведения можно выделить несколько "материнских" клеток. Эти "клетки" являются как структурно оформленные мелодические обороты, ритмические последовательности...

Теоретические основы музыкальной артикуляции

Титов, Евгений Сергеевич — Ростов-на-Дону, 2002

Автор считает чрезвычайно актуальным исследовать музыкальную артикуляцию через призму тех функций, которые она выполняет в исполнительском процессе. Для этого в проекции музыкальной артикуляции исследуются и систематизируются все доступные исполнителю приемы игры. По мнению автора, целостный подход ко всем явлениям звукоизвлечения и...