Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Сюита
Маслий, Светлана Юрьевна — Москва, 2003Если аналитико-грамматическая форма сюиты демонстрирует явно выраженную циклическую децентрализацию, то ее внутренняя, интонационная форма таит в себе некую целостность, скрытую за внешней калейдоскопичностью и функционирующую в глубине. Сюита имеет свою «протодраматургию», образующую устойчивый семантический каркас, присущий столь не похожим друг...
Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности
Джумакова, Умитжан Рахметулловна — Москва, 2003Обоснованием для рассмотрения обозначенного периода как относительно завершенного музыкально-исторического явления послужили два важнейших социально-политических события в истории Казахстана. Октябрь 1917 года обозначил начало композиторского творчества в Казахстане. В социально-политических условиях советского государства сложилась уникальная...
Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века
Лыжов, Григорий Иванович — Москва, 2003В большей части нотных примеров используется так называемая межстрочная тактовая черта. В результате этого упраздняются лиги, обозначающие продление звучания ноты через тактовую черту, и, таким образом, графическое выражение ритмики в голосах приближается к тому, какое она имела в допартитурной нотации XVI века в партиях голосовых книг. Это...
Феномен импровизации в джазе
Лившиц, Дмитрий Романович — Нижний Новгород, 2003Энциклопедические издания традиционно понимают под импровизацией искусство спонтанного создания музыки в ходе выступления. Эта точка зрения, изложенная впервые Г.Риманом (74) сохранилась без существенных изменений до наших дней (135; 136). В рассуждениях же, выходящих за пределы общей дефиниции сразу обнаруживается противоречивость толкований. Ряд...
Фортепианная соната и концерты вьетнамских композиторов: национальные особенности и европейская традиция
Та Куанг Донг — Москва, 2003В XX веке профессиональное фортепианное искусство во Вьетнаме развивалось быстро и интенсивно, превращаясь в неотъемлемую часть 1 национальной культуры. Открывались музыкальные школы, училища, консерватории. В этих условиях особенно остро вставала проблема репертуара, основанного на национальных традициях - и не только простого в исполнительском...
Фортепианное творчество Л. Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века
Максимов, Евгений Иванович — Москва, 2003Особенно ярким было различие венских и английских инструментов. Точность, четкость и прозрачность звука венских инструментов давала возможность добиваться предельной ясности и применять более быстрые темпы. Тяжелая и глубокая механика английских фортепиано, придававшая звуку наполненность, позволяла использовать эффекты динамических контрастов и...
Фуга в немецкой инструментальной музыке XIX века
Доможирова, Елена Владимировна — Петрозаводск, 2003Д.С.Лихачев отмечает, что во вторичных стилях сильнее обнаруживаются тенденции к саморазвитию, самоусложнению. Внутри них может появляться множество самостоятельных стилей. XIX столетие отличается от предыдущих тем, что в этот период отпадает необходимость в едином стилистическом ключе — гибкость восприятия, узнаваемость нескольких стилей...
Хоровые жанры в творчестве Макса Регера
Карнухова, Вероника Александровна — Нижний Новгород, 2003Избранную для нашей работы область регеровского творчества в России на сегодняшний день можно назвать terra incognita. Об этом свидетельствует полное отсутствие его хоров в репертуаре отечественных коллективов, дефицит научной литературы о них. Между тем, эта грань наследия композитора, бесспорно, представляет интерес. В качестве аргументов...
Хоровые жанры в творчестве Макса Регера
Карнаухова, Вероника Александровна — Нижний Новгород, 2003Однако, дело не только в регеровском консерватизме или, как вернее его будет назвать, принципиальном традиционализме. Восприятие его музыки слухом безусловно затрудняют и присущая ей тяжеловесность, вязкость, утрированная динамика. Не случайно, по отношению к регеровскому творчеству звучат такие определения как «лава»1, «глыба». Сложно подчас...
Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области
Гайнуллина, Наиля Галимовна — Казань, 2003Более развернутые исследования традиционной культуры астраханских татар были проведены этнографом-музыкантом, действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, офицером русском армии В. А. Мошковым. В его «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края», собранные от...
Этапы развития чувашской профессиональной музыки к проблеме становления национальной композиторской школы
Данилова, Ирина Витальевна — Москва, 2003Процесс христианизации оказал непосредственное влияние па формирование профессиональных музыкальных культур письменного (европейского) типа у многих поволжских пародов, находившихся в сфсрс влияния православной церкви. Параллельно процесс проникновения, закрепления и творческого усвоения представлений о европейской культуре интенсифицировался в...
Ars combinatoria и музыкальная практика XVIII в.
Лебедева, Анна Вадимовна — Москва, 2002Вторую группу составляют музыкальные игры XVIII века. Мы располагаем значительным числом сочинений этого жанра: «Ein-fall einen doppelten Contrapunct in der Octave von sechs Tacten в переводе Р.А.Насонова...
Ave Maria
Немкова, Ольга Вячеславовна — Ростов-на-Дону, 2002В легендах и мифах, в культурах и религиях многих народов земли есть образ огромной внутренней силы, наполненный безграничной мудростью и любовью — образ Богини-Матери. Не счесть имен ее: в Древнем Египте она звалась Исидой, в Вавилоне — Иштар, в Индии — Лакшми, у древних славян — Берегиней. Традиции культов Матерей человечества уходят своими...
Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра
Катонова, Наталья Юрьевна — Москва, 2002В отечественной профессиональной терминологии жанровые понятия разделены нечетко: произведения для двух фортепиано зачастую называются и "дуэтом" и "фортепианным ансамблем" - так же, как и состав исполнителей. Определение "фортепианный дуэт" используется как название исполнительской категории или номинации на международных конкурсах и фестивалях...
Башкирская протяжная песня
Галимуллина, Резида Талгатовна — Казань, 2002Особого внимания заслуживает утверждение С.Г. Рыбакова о ритмической стороне башкирских протяжных песен, «мелодиям которых, -как пишет он, - менее свойственны украшения в восточном вкусе: фиоритуры и прочее; их ритм отличается большей ровностью, чем в известной степени татарских мелодий и не очень отличается от ритма европейских мелодий» (там же...
Время и ритм в музыке второй половины XX в.
Цареградская, Татьяна Владимировна — Москва, 2002Невозможно обойти стороной тот очевидный факт, что весь XX век живет под знаком необыкновенного интереса к вопросам времени. Ощущение немыслимого ускорения, нарастающей скорости движения -не есть ли это главный исток той мысли о времени, которая пронизывает все пространство Новейшей истории? Явно, что рефлексия по поводу проблем времени и...
Диалогические традиции современного отечественного инструментализма
Демешко, Галина Андреевна — Новосибирск, 2002Между тем, исчерпав к концу столетия ресурсы гомофонии как целостной системы языка, наиболее емкое по проблематике инструментальное творчество не просто выживает. В 70-80-е годы XX века оно обнаруживает внутри себя начало новых созидательных процессов, связанных с включением в культурный обиход чужеродного по отношению к господствующей традиции...
Древнерусская церковно-певческая книжность XI - XIV вв. в историко-функциональном аспекте
Заболотная, Наталия Викторовна — Москва, 2002Обратимся к истории, чтобы проследить, как формировалась эта доминанта современной музыкальной медиевистики, обеспечиваюш;ая ее преемственную связь с опытом предшествуюш;их эпох, начиная с традиций древнерусской теоретической мысли...
Жизнь и творчество Иоганна Кунау в контексте немецкой музыкальной культуры XVII - XVIII веков
Остроумова, Наталия Викторовна — Москва, 2002Наряду с этим, Кунау являлся крупным музыкальным теоретиком своего времени, был автором двух трактатов, ныне утерянных. Его взгляды, касающиеся музыкальной теории и эстетики, дошли до нас в виде предисловий к изданиям его сочинений. Имеются эстетические экскурсы и в текстах его литературных произведений. Последние заслуживают особого упоминания...
Интерпретация ночных мотивов в европейской музыке и смежных искусствах XIX - первой половины ХХ вв.
Шульга, Елена Николаевна — Новосибирск, 2002Функционирование темы ночи в европейской художественной культуре имеет глубокие мифологические истоки. Постоянный, устойчивый интерес к ночным образам характеризует живопись северонидерландского и итальянского Возрождения. Еще более внимание к этой теме усилилось в предромантиче-скую эпоху в жанрах «готического романа» и ночной кладбищенской...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- ...
- 94
- Следующая страница »