Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Памирская традиционная инструментальная культура

Юссуфи Гулджахон — Москва, 2003

Народная инструментальная музыка занимает особое положение в духовной жизни народов Припамирья. Она тесно переплетена с их историей, бытом, религиозными и художественными представлениями. "Инструментальный фольклор таит в себе частицу народной души, отражает мысли и чаяния народа, его представления о правде и красоте", - пишет Ф.М.Кароматов (145...

Пентатоника в песенной традиции бурят

Новикова, Ольга Владимировна — Новосибирск, 2003

Таким образом, буряты неоднородны по своему этническому составу [8; 10; 18; 50]. Разные группы бурят сформировались на различных субстратных основах под влиянием тех этносов и этнических групп, которые присоединялись к бурятам на протяжении их этнической истории или имели с ними экономические и культурные контакты [66; 134; 157; 158...

Петербургская ветвь в Новом направлении, Н.И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко

Артёмова, Евгения Георгиевна — Москва, 2003

Сложившееся в эпоху «серебрянного века». Новое направление развивалось под влиянием общих религиозных веяний того времени и было связано и с подъемом русской религиозно-философской мысли, и с некоторыми явлениями в искусстве.1 Оно отразило характерный для своей эпохи феномен «расширения сознания...

Петербургская ветвь в Новом направлении: Н.И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко

Артемова, Евгения Георгиевна — Москва, 2003

Сложившееся в эпоху «серебрянного века». Новое направление развивалось под влиянием общих религиозных веяний того времени и было связано и с подъемом русской религиозно-философской мысли, и с некоторыми явлениями в искусстве.1 Оно отразило характерный для своей эпохи феномен «расширения сознания...

Письма Иоганнеса Брамса

Роговой, Сергей Игоревич — Москва: "Композитор", 2003

...

Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна

Янкус, Алла Ирменовна — Петрозаводск, 2003

Полифоническая техника в эпоху классицизма — неотъемлемая составляющая музыкального воспитания, залог роста и профессиональной состоятельности композитора и исполнителя: «Имитационный и неимитационный контрапункт, отнимавший львиную долю времени при обучении композиции, прочно откладывался в сознании и находил применение не только там, где на...

Последние фортепианные сонаты Франца Шуберта

Русанова, Тамара Марковна — Москва, 2003

Отношение к шубертовским сонатам на протяжении двух веков было весьма противоречивым. Хорошо известны восторженные отзывы Р.Шумана, который, обращаясь к «нашим любимцам - сонатам Франца Шуберта», писал: «Он находит звуки для тончайших чувств и мыслей, даже для...

Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси

Твердовская, Тамара Игоревна — Санкт-Петербург, 2003

Ставя во главу угла новое дебюссистское понимание качества музыкального звука, Гарри Хальбрейх дает следующий ответ на вопрос о жанровых предпочтениях композитора: «. очевидно, что Дебюсси, первый западный композитор, сочиняющий музыку с помощью звуков более, чем с помощью нот (курс. мой. — Т. Т.), наиболее полно и совершенно реализует свою мечту...

Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений Нового времени

Ковшарь, Инга Федоровна — Москва, 2003

Объектом исследования являются массовые музыкальные представления Нового времени как органическая часть культуры, а предметом — проблемы их истории и теории...

Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя

Салдаева, Галина Михайловна — Магнитогорск, 2003

Постановка в настоящее время проблем оптимизации в теории исполнительства и педагогике музыки может оказаться весьма плодотворной, ибо позволит под новым углом зрения осмыслить эмпирически сложившиеся каноны обучения музыканта-исполнителя и во взаимосвязи с накопленным здесь огромным эмпирическим опытом поможет увидеть скрытые доселе...

Проблемы современной органной музыки

Воинова, Марина Владиславовна — Москва, 2003

Особую благодарность автор адресует ректору Московской консерватории, доктору искусствоведения, профессору А. С. Соколову за действенную поддержку концертно-издательского проекта «Органная музыка XX века» (с 1997) — «Современная органная музыка» (с 2000), с которого началось практическое освоение проблематики, давшее импульс к дальнейшему научному...

Проблемы формообразования в музыкальном минимализме

Крапивина, Ирина Владимировна — Новосибирск, 2003

В настоящее время на русском языке число специальных исследований о минимализме весьма ограничено [63,80,122]. Преобладают работы о частных аспектах, либо обзорные статьи или переводы [14,16,17,19,50,53,90,152,153]. Серьезные труды на английском и немецком языках для русского читателя -музыковеда и любителя - все еще мало доступны. Однако ситуация...

Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции

Петрусева, Надежда Андреевна — Москва, 2003

Возможно различать первый авангард (1908 — 1925) и второй авангард (1946 — 1968).' Первый авангард дал музыке новую тональность (Прокофьев, Стравинский, Берг), новую модальность (Мессиан...

Ритмическая структура тофаларских народных песен

Скворцова, Наталья Михайловна — Новосибирск, 2003

Особую остроту проблема ритма приобретает в связи с изучением народной музыки коренных этносов Сибири и Дальнего Востока. Ритмическая организация автохтонных музыкальных традиций этого региона, как правило, резко отличается от ритмических систем европейской музыки. Поэтому применение к такому материалу методов и подходов, сформировавшихся в...

Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке

Акишина, Екатерина Михайловна — Москва, 2003

Семиотика и ее составляющая часть - семантика - являются той областью научного знания, которая оказалась в .цещре-внимания гуманитарной мысли XX века. Именно в данную эпоху культурно-историческая парадигма отличается повышенным интеллектуализмом, часто зашифрованностью смыслов, и очевидном зиакоеохшью. Поэтому здесь семиотический и семантический...

Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры

Ло Шии — Москва, 2003

Конфуций и сам разбирался в музыке, умел играть на каменном гонге цин, цитрах сэ, цине2, пел, сочинял музыку и т. д. Из «шести искусств», которые он считал необходимыми для образования в Китае: ритуала, музыки, стрельбы из лука, верховой езды, каллиграфии и счета, музыка занимает второе место. И в дальнейшем среди образованных людей в старом Китае...

Симфоническое творчество Альфреда Шнитке

Дзюн Тиба — Москва, 2003

Стилистический плюрализм как художественная концепция, которая характеризует философско-эстетический принцип Шнитке, находит свое подтверждение и новое обоснование в теории интертекстуальности. Ее суть исходит из понимания литературы как текста, согласно которому смысловое богатство текста заключается в месте его расположения в потенциально...

Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков

Бабюк, Валерия Львовна — Магнитогорск, 2003

Концертмейстерство в его разных проявлениях, вызревая в недрах русской фортепьянной культуры, формируясь в тесном общении с оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанным с ними исполнительством, постепенно обрело статус вполне самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает из сосуществования двух функционально...

Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Чепниян, Наталья Львовна — Ростов-на-Дону, 2003

А. Сохор, определяя специфику именно музыкальной культуры, представляет последнюю в виде системы, включающей: музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки); все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, распространению и усвоению; всех субъектов указанных видов деятельности; все специальные институты и...

Стив Райх и судьбы американского музыкального минимализма

Кром, Анна Евгеньевна — Нижний Новгород, 2003

Еще один «лик» Minimal art'а, вызывающий не менее очевидные параллели с музыкальным минимализмом, представляет техника серийных образов (serial imagery), в которой любые изменения элементов внутри художественного объекта полностью просчитаны и систематизированы. Ощущение завершенности цикла оказывается напрямую связанным с исчерпанностью возможных...