Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Теоретические основы становления ритмической культуры музыканта

Ефремова, Нина Ивановна — Магнитогорск, 2002

Однако в сложившейся практике музыкального образования и исполнительства до сих пор сохраняется ряд укоренившихся трудностей и нерешенных проблем, существенно снижающих значимость обучения музыкально-исполнительскому искусству в культурной жизни общества и деятельности музыкальных учебных заведений разных уровней. Эти трудности в значительной мере...

Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса

Фаттахова, Лейла Ринатовна — Новосибирск, 2002

Во-вторых, старообрядческий этап развития средневековой певческой культуры демонстрирует преобладание новой - устной - формы ее бытования, что неизбежно приводит к вариантной реализации канонической модели. Особенно этот процесс усиливается в советский период. Начиная с 30-х гг. XX в. совершено определенно прочерчивается линия отделения устной...

Формирование хоровой, исполнительской и музыкально-театральной культуры в Самаре

Мжельская, Марианна Владиленовна — Санкт-Петербург, 2002

Степень изученности темы. Изучение музыкальной жизни дореволюционной Самары современниками не практиковалось. Данное обстоятельство объясняется достаточно небольшим отрезком ее губернской истории (1851-1917 гг.). До середины XIX века Самара была уездным городом, ад...

Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен

Мельникова, Наталия Ивановна — Новосибирск, 2002

Немаловажное значение в решении поставленной задачи имел выбор угла зрения, который помог бы четко обозначить суть и определить последующий анализ проблемы. Как наиболее оптимальная для данных целей была избрана непривычная (новая) для исполнительского «. один из существенных вопросов исполнительского искусства - вопрос о взаимоотношении...

Хельмут Лахенманн

Колико, Наталия Ивановна — Москва, 2002

Встреча с Адорно - выдающимся немецким философом, ставшим в 5060-е годы кумиром и властителем дум для целого поколения европейской интеллигенции, - стала решающим фактором в формировании эстетических и социально философских воззрений Лахенманна, о чем не без гордости говорил впоследствии сам композитор: "К школе Адорно я не принадлежу, но я у них...

Хор в творчестве Рихарда Вагнера

Храмов, Денис Юрьевич — Москва, 2002

Недостаточная исследованность вагнеровского хора объясняется, главным образом, отсутствием "ключевого подхода" к проблеме использования хора великим мастером. Такой подход заключается в первую очередь в отказе от одностороннего понимания хора как непременно самостоятельного "коллектива". Хор Вагнера, наравне с оркестром, солистами, декорациями...

Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии

Полякова, Ольга Николаевна — Новосибирск, 2002

Другим моментом, делающим избранную тему актуальной, является тот очевидный факт, что национальное начало в музыке, идущее от фольклорных корней, определяется особенно на ранних этапах становления той 4 или иной национальной культуры, прежде всего в хоровых жанрах и в песне, в том числе, хоровой. Однако выявление и теоретическое осмысление данных...

Художественно-образная концепция Шёнберга и её развитие в творчестве Веберна и Булеза, опыт интерпретации

Сивков, Игорь Владимирович — Новосибирск, 2002

В этой работе будет предпринята попытка осветить именно эти серьёзные проблемы и определить, кто и в какой мере ответственен за них. Безусловно, как утверждал Шёнберг, немалая вина лежит на самом обществе, хотя этот упрек, однажды брошенный композитором, сам по себе мало что объясняет. Во всяком случае, настало время попытаться преодолеть пропасть...

Альтгорн в духовом исполнительском искусстве

Коваленко, Александр Николаевич — Магнитогорск, 2001

К середине XX века в духовом исполнительском искусстве сложились самобытные национальные школы — американская, английская, немецкая, чешская, французская, которые в настоящее время определяют мировой уровень исполнительства и педагогики в данной сфере музыкального искусства...

Белорусский жнивный напев: архетипы и инновации

Кутырева-Чубаля, Галина Григорьевна — Москва, 2001

Различные стороны 'жнива' как фольклорно-синкретического комплекса изучены не в равной мере. Первое упоминание о жнивной обрядности относится к XIV веку (81, с.7). Однако по существу и официально начало собирания сведений об обрядово-бытовых особенностях жнивной поры датируется примерно серединой 30-х годов XIX века. Материалы XIX века...

Джазовый свинг

Юрченко, Ирина Викторовна — Москва, 2001

Прежде чем перейти к намеченной проблеме исследования, необходимо остановиться на общем понимании ритма в музыке, его основных значениях и на ведущей функции в музыкальной культуре. Это поможет увидеть, какое место здесь отводится джазовому свингу и какие из музыкально-ритмических процессов он собой воплощает...

Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы

Быкова, Ольга Павловна — Санкт-Петербург, 2001

Приведем в качестве примера работу Н. В. Рамазановой «Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярин...

Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века

Седов, Павел Викторович — Москва, 2001

Суровая логика замысла в нем сочетается с выразительностью; .точность его никогда не переходит в холодность. Это вдохновенное спокойствие таит в себе кипучий внутренний темперамент, закованный в высокие гранитные берега классики и в какой-то мере несомненно исключает эффекты, направленные на чисто эмоциональные реакции" (И.Ямпольский [92, с...

История исполнительства на арфе

Покровская, Надежда Николаевна — Новосибирск, 2001

В работе недостаточно было перечислить давно известные сведения и повторить уже устоявшиеся оценки многих явлений арфового искусства, но следовало, по мысли автора, рассмотреть уже знакомые и вновь обнаруженные факты и даты в их связях со всеми значительными событиями общественной и культурной жизни разных стран в определенный исторический период...

Клавирные сонаты Гайдна

Тропп, Владимир Владимирович — Москва, 2001

Таким образом, процесс формирования жанра клавирной сонаты - жанра, возможно, наиболее «плодоносящего» и изменчивого - в стадии его превращения в «классический» образец (и отвечающий именно классицистской...

Модально-серийные системы в отечественной музыке XX века: синкретизм и синтез принципов организации

Северина, Ирина Марковна — Москва, 2001

В конце столетия, на завершающей фазе эпохи становится возможным понять ретроспективно логику историко-эволюционного процесса и поэтапно представить ее целостную картину. Особого внимания требуют синкретический и синтетический этапы эволюционной триады как наименее исследованные. Анализ модально-серийных систем в этом аспекте представляется...

Музыкальная нотация в компьютерном представлении

Трубинов, Петр Юрьевич — Санкт-Петербург, 2001

Для культуры нотопечатания, неспешно формировавшейся веками, сегодня открываются новые возможности, основанные на применении компьютерной технологии и смене традиционных методов работы с нотным изданием на новые. Для воплощения этих возможностей необходимы серьезные разработки как в научно-концептуальном, так и в информационно-технологическом...

Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского

Гаврилова, Людмила Владимировна — Санкт-Петербург, 2001

Истоки амбивалентной природы художественного мышления обращают к различным национально-историческим традициям. Прежде всего - греческого театра (для состязаний трагический поэт сочинял трилогию трагедий и сати-ровскую драму) и европейского средневекового фарса. Характер соотношения трагедии и фарса в жанровой структуре опер позволяет говорить о...

Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история)

Палкина, Ирина Дмитриевна — Ростов-на-Дону, 2001

Ростов и Новочеркасск как города начали развиваться в XIX столетии, а сферы влияния на жизнь края окончательно и бесповоротно поделили к концу века, что и определило хронологические рамки исследования...