Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Музыкальное мышление Востока и Запада, континуальное и дискретное

Алкон, Елена Мееровна — Владивосток, 2001

Интенсивные поиски Западом нового знания ученые справедливо связывают с глобальными изменениями картины мира XX века, далекой от гармоничности, раздробленной, внутренне конфликтной, отягощенной стрессовыми ситуациями [695, с. 3—4]. Стремление Запада к целостности мировосприятия, являющееся следствием некоторого перекоса европейской культуры в...

Музыкально-этнографический комплекс традиционной русской свадьбы Западно-Сибирского Зауралья (Тюменская область)

Демина, Лилия Васильевна — Екатеринбург, 2001

Глубинный слой всякой региональной традиции составляет обрядовый фольклор, фокусирующий в себе наиболее архаичные мировоззренческие, психологические, социальные, эстетические, стилевые и исполнительские ее аспекты. Так, исследователями отмечается связь обряда с мифом,1 которая проявляется в двух аспектах. С одной стороны, систематизация мифов...

Музыкальные культуры Среднего Поволжья

Маклыгин, Александр Львович — Казань, 2001

Формирование и развитие европейских профессиональных музыкальных традиций в каждой национальной культуре имело свою траекторию процессуальности, при которой одни элементы получали яркое воплощение, другие - «уходили» в тень после взятых художественных «проб». Национальная музыкальная культура с ее имманентными законами и представлениями о красоте...

Начальное интенсивное хоровое пение

Венгрус, Любовь Анатольевна — Великий Новгород, 2001

Хоровое пение как искусство базируется на двух составляющих -технологической и художественной, объединяемых одним - певческим голосом, техническое совершенство которого определяет художественное совершенство хорового звучания. Проблема изучения и становления профессиональных певческих голосов выступает как процесс, волнующий многие поколения...

Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века

Денисова, Елена Николаевна — Москва, 2001

В цели исследования входит попытка раскрытия романтической традиции как одного из наиболее устойчивых идеалов художественного творчества завершившегося столетия, рассмотрение различных аспектов претворения эстетики 5 романтизма в культуре и искусстве конца XX века, а также выделение отдельных черт этой эстетической категории как на...

Обрядовая музыка манси

Солдатова, Галина Евлампиевна — Новосибирск, 2001

Этноним манси, согласно гипотезе П. Вереша [26], связан с существующими в хантыйском и мансийском языках словами «рассказать» (man's) и «сказка» (mon's') и имеет значение «говорить». Таким путем могло возникнуть самоназвание, подчеркивающее отличия «говорящих» от «не говорящих» иноязычных племен...

Органное творчество композиторов-"шестидесятников"

Гецелева, Екатерина Борисовна — Нижний Новгород, 2001

Книга О.Минкиной «Русская музыка для органа»5 проникнута просветительско-пропагандистским пафосом; она нацелена на популяризацию отечественных органных сочинений и рассчитана на самого широкого читателя - от простого любителя до профессионала (органиста, музыковеда, композитора). Еще больший объем материала (почти весь XX век) не дает возможности...

От клавира к фортепиано

Розанов, Иван Васильевич — Санкт-Петербург: Изд-во "Лань", 2001

Это формирование происходило на фоне начавшегося коренного преображения духовной атмосферы главного города русского воеводства Речи Посполитой, став в свою очередь одним из его факторов. К рубежу столетий, на протяжении жизни едва ли не одного поколения, в полиэтнической культуре Львова не осталось и следа средневековой корпоративно...

Письма Иоганнеса Брамса; проблематика, перевод, комментарии

Роговой, Сергей Игоревич — Москва, 2001

В связи с этим были поставлены следующие задачи: охватить по возможности полно всю переписку Брамса, дав обзор имеющихся публикаций, выявить и обозначить максимальное число корреспондентов, охарактеризовать их взаимоотношения с композитором и основные темы переписки, составить универсальный хронограф, который оказывал бы существенную помощь при...

Проблемы симфонического и органного творчества Олега Янченко

Ковалева, Марина Людвиговна — Москва, 2001

Автор исследования выделяет два ведущих направления творчества О.Янченко: композиторское - симфоническое и органное - и исполнительское, связанные с решением важнейших теоретических вопросов современного музыкознания...

Проблемы фиксации музыкального произведения в контексте современных информационных процессов

Аронова, Екатерина Ивановна — Новосибирск, 2001

Как и всякая система условных знаков, нотация никогда не могла подменить собой реальное звучание музыки, но, как кажется, только не для теории! Музыкальная теория часто так далеко уходила от своей реальной звуковой почвы, что временами создавалось ощущение, что музыка. мешает музыковедению выстраивать свои концепции. Это - одно из очевидных...

Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX века

Банникова, Ирина Ивановна — Москва, 2001

Материалом исследования является пестрый репертуар русского городского песенного обихода второй половины XVIII - первой половины XIX веков, куда вошли песни-романсы композиторов-профессионалов и безвестных любителей; первые фольклорные песни, записанные и аранжированные городскими музыкантами, а также примеры литературной песни. Бытовая песенная...

Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы

Лии Чао — Санкт-Петербург, 2001

Сходное - пробуждение восторженного интереса к пекинской опере -происходило после знакомства с нею и в других западных странах. Об этом пишет современная исследовательница Чжан Юй-хуа, обозревая отклики деятелей западной культуры на гастроли пекинской оперы.3 Она также обращает внимание на цитированные выше слова Мейерхольда. Подобные высказывания...

Русская звонница

Тосин, Сергей Геннадьевич — Новосибирск, 2001

Значение колокольного звона в общественной и культурной жизни государства трудно переоценить. Пройдя тернистый путь самоутверждения, а также становления в качестве художественного феномена, он стал своеобразным аудиальным символом России - таким же ярким и самобытным, как, например, русская народная песня. Поэтому вполне объясним тот...

Становление и развитие инструктивно-художественных сочинений для скрипки

Третьяченко, Владимир Федорович — Красноярск, 2001

Книга состоит из вступления, семи глав и нотных приложении. Во вступлении автор справедливо указывает на недостаточную исследованность рассматриваемого вопроса и значительные расхождения в плане терминолог ии, хронологии и характеристик предмета исследования в самых авторитетных источниках (справочники и словари Fetis, Rieman, MGG, Grove, Eitner...

Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности

Заливадный, Михаил Сергеевич — Санкт-Петербург, 2001

Изложение работы объединяет в себе исторический и теоретический аспекты; подобное объединение закономерно, поскольку речь идет о явлении быстро развивающемся; с другой стороны, такое единство соответствует и современному этапу развития теоретического музыкознания, для которого уже существенной чертой стало присутствие в музыкально-теоретических...

Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков

Хачаянц, Анжела Григорьевна — Москва, 2001

Такой подход позволяет максимально приблизить теоретические рассуждения к реалиям «времени и места», проецируя их на конкретный рукописный материал. Научным обоснованием каталогизации книг служит учет исторических условий их возникновения и бытования, особенностей структуры, составов, музыкально-текстологического содержания, богослужебный контекст...

Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии)

Покидько, Екатерина Борисовна — Новосибирск, 2001

Для того, чтобы рассмотреть взаимосвязи тойука в фольклоре и композиторском творчестве, необходимо прежде всего выявить специфику его функционирования в традиционной культуре...

Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии

Бадмаева, Герля Юрьевна — Москва, 2001

По сравнению с народами Центральной Азии материальные памятники калмыцкой музыкальной культуры (инструменты) находятся в худшей сохранности. Их количество у калмыков постепенно сокращалось в условиях кочевой жизни и уменьшения с конца XVIII века контактов со своими соплеменниками в Азии. Этот процесс ускорился в 20-40-е годы XX столетия вследствие...

Традиционные жанры и формы в русской органной музыке XX века

Петрова, Анна Алексеевна — Москва, 2001

Начиная с 30-х годов в России появляется все больше органных сочинений, а в послевоенное время начинается расцвет органного искусства. Открываются один за другим органные концертные залы; на смену старшему поколению исполнителей приходит другое2. А...