Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Траурный марш: история и теория жанра
Наумов, Александр Владимирович — Москва, 2001Центральная проблема этого исследования - самостоятельность жанра траурного марша не только в ряду разновидностей марша, но и в ряду прочих, независимых от маршевости жанров XVIII-XIX столетий. В ходе решения этой проблемы мы исследуем исторические аспекты существования траурного марша и его сущность с точки зрения жанровой теории. На наш взгляд...
Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма
Шайхутдинов, Рустам Раджапович — Магнитогорск, 2001При изучении фортепианного искусства, помимо работы над общими проблемами исполнительства и педагогики, принципиально важным и значимым является изучение сформировавшихся в рамках национальных культур школ и направлений, комплексный анализ творческой деятельности крупнейших мастеров пианизма. Отечественная культура завершившегося века богата...
Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма
Коробейников, Сергей Савельевич — Новосибирск, 2001Для изучения истории фуги романтический этап представляет несомненный интерес, а семантический угол зрения позволяет спроецировать на фугу весь комплекс стилеобразующих средств, без которых эта форма как развивающееся музыкально-историческое явление просто немыслима...
Хор в творчестве А. Шнитке
Бевз, София Викторовна — Москва, 2001Идея полистилистики, с которой часто связывают имя Шнитке, относится к числу тех, которые что называется «носятся в воздухе». Она созрела почти одновременно в творчестве многих композиторов на Западе — Берио, Пуссера, Циммермана, Штокхаузена, Хенце и была живо подхвачена в России. Но, пожалуй, ни один из композиторов не воспринял полистилистику в...
Ансамблевое письмо в поздних операх Монтеверди
Наумович, Степан Борисович — Санкт-Петербург, 2000Предметом изучения выступают ансамблевые сцены в «Возвращении Улисса на родину» и «Коронации Поппеи». Хотя музыкальный материал обеих опер не дошел до нас в полном виде, имеющихся сцен достаточно для того, чтобы сделать важные выводы о драматургическом значении и композиционных структурах ансамблей в них, а также о характерности выявленных...
Античность в музыкальной культуре Серебряного века
Кривошеева, Ирина Владимировна — Москва, 2000Данная тема позволяет выявить и обобщить целый ряд фактов и явлений, как малоизвестных, так и относящихся к крупнейшим завоеваниям эпохи, войти в русло её магистральных идей, обратиться к творчеству многих, принадлежащих к различным направлениям художников. Музыка предстанет здесь в плотном окружении других искусств, ибо в большинстве случаев...
Архив П. И. Чайковского
Вайдман, Полина Ефимовна — Москва, 2000Архив Чайковского рассматривается как целое вне зависимости от того, где в настоящее время хранятся те или иные документы. Главный вопрос: какие именно типы документов формировались в процессе жизненного и творческого пути композитора. Учитываются также документальные комплексы, существовавшие прежде, о чем имеются неопровержимые свидетельства, но...
Балетный жанр как музыкальный феномен
Дулова, Екатерина Николаевна — Москва, 2000Именно эта способность музыкального театра, в частности, балетного, сочетать изысканно-утончённую эстетическую метафоричность с "направленностью на восприятие", на зрительский и слушательский отклик, нередко превращающий сцену театра в концертную эстраду, когда выходы и поклоны солистов столь же желанны, как и само действие, когда подобный...
Башкирская фортепианная музыка
Гарипова, Нинель Федоровна — Магнитогорск, 2000Башкирская фортепианная музыка, история становления которой началась на заре нашего столетия, отражает по существу историю формирования национального композиторского языка и стиля, с его неповторимым в своем колорите образным и эмоциональным миром. Первые профессиональные композиторы - Нариман Сабитов (1921г.—1971г.), Масалим Валеев...
Волочёбные (христославные) песни восточных славян
Латышева, Светлана Александровна — Москва, 2000Довольно долго в этномузыковедении при исследовании календарных песен традиционной была практика анализа исключительно структурных особенностей их напевов. Этнографическому и - шире -мифологическому контекстам, в которых существуют песни, не придавалось должного значения. Лишь в последнее время в этномузыкознании, накопившем опыт работы в области...
Гавриил Николаевич Попов
Ромащук, Инна Михайловна — Москва, 2000В неопубликованных при жизни Записных книжках Эдисон Денисов, уже в 80-е годы, скажет о трагедии нескольких поколений, о деятелях искусства, обреченных на не прекращавшиеся весь советский период репрессии: «Люди, которые настойчиво борются с нами в течение двадцати-тридцати лет, ставят нас непрерывно (и, практически, ежедневно) в такие условия...
Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология
Мурашова, Наталья Сергеевна — Новосибирск, 2000Предметом исследования послужили ДС старообрядцев Рудного Алтая как синтетическая жанровая система, объединяющая вер-бально-поэтический и музыкальный компоненты, имеющая отличительные особенности функционирования. Выбор Рудного Алтая не случаен. В регионе сложились давние старообрядческие традиции, уходящие корнями в первую половину XVIII в. По...
Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма
Березин, Валерий Владимирович — Москва: Изд-во ИОСО РАО, 2000...
Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель
Санько, Анатолий Константинович — Б. м., 2000Особый интерес вызывают найденные автором отзывы о Голубеве его учителей: Шебалин В., "Отзыв о Голубеве". Автограф, 1940; Мясковский Н., "Отзывы о Голубеве". Автограф и машинопись, 1941. Статьи Голубева, включающие 14 публикаций, позволяют глубже понять личность композитора и его взгляды (см. Приложение...
Е. К. Голубев: композитор, педагог, музыкальный деятель
Санько, Анатолий Константинович — Москва, 2000Практическая ценность работы заключена в том, что она дает возможность познакомиться с обширным творчеством Голубева, чертами его стиля, осознать его роль в музыкальной культуре Москвы и России XX века. Положения работы могут быть использованы в научном плане — при изучении истории Московской...
Инструментальная сюита в творчестве композиторов Молдовы
Березовская, Татьяна — Кишинев, 2000В результате анализа большого количества сочинений (свыше 100) делается вывод о том, что сюиты композиторов Молдовы отличаются значительным разнообразием. В них представлены жанрово-бытовые, пейзажные и портретно-характеристические зарисовки, "венки" народных мелодий, "детские" альбомы, "мемориальные" циклы, сюиты-транскрипции, сюиты-стилизации (в...
Интекст как компонент стилевой системы П. И. Чайковского
Спорыхина, Ольга Игоревна — Москва, 2000Интертекстуальный метод подхода к наследию Чайковского дает ключ к осознанию логики и принципов организации его стилевой системы в контексте стилевых особенностей эпохи и национальной композиторской школы. Основная задача интертекстуального анализа - выявление возможных первоисточников музыкальных произведений - прото-текстов, необходимое для...
Интонационная драматургия Рихарда Вагнера
Седов, Виктор Константинович — Москва, 2000Собственно, исследование началось с последовательного прослеживания проведений лейтмотивов через всю тетралогию. Это позволило выявить внутреннее развитие каждого лейтмотива во взаимо...
Интонационная основа вокальной мелодики М. П. Мусоргского: к проблеме организующей роли гармонии
Руднева, Ольга Викторовна — Санкт-Петербург, 2000Обратим внимание на важное обстоятельство: ни в одном из своих писем Мусоргский не дал «ключа» к разгадке методов решения своих задач. В его эпистолярии нет ни строчки о том, какими именно приемами в работе над «говором человеческим» в каждом отдельном случае он достигал неповторимого эффекта так называемой «речевой мелодики», где и в чем черпал...
Исполнение скрипичной музыки барокко в свете культурно-исторической традиции
Шлыкова, Елена Александровна — Ростов-на-Дону, 2000В полном объёме вопросы интерпретации оказались актуальными только в XX веке, что вызвано развитием музыкального исполнительства. В обсуждении разнообразных аспектов данной проблемы как проблемы исполнительского искусства принимают участие музыковеды, исполнители, музыканты-педагоги и философы. Тем не менее наблюдается известная разобщённость...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- ...
- 94
- Следующая страница »