Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Образ народа в украинской советской героико-революционной опере (к проблеме музыкально-сценического воплощения)

Рожок, Владимир Иванович — Киев, 1984

Исключительно яркое и многогранное воплощение получила народно-героическая тема в жанре советской историко-революционной оперы, проблемно-тематический и образно-стилистический спектры кото...

О динамических процессах в музыкальной фактуре (на материале произведений украинских советских композиторов)

Игнатченко, Георгий Игоревич — Киев, 1984

Другой пример. Как отмечает В.Холопова [97,981, в музыке композиторов XX века, в частности, у Стравинского, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, особое, иногда первенствующее значение в становлении музыкальной драматургии и формы приобретает метро- j ритм...

О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)

Масловская, Татьяна Юрьевна — Москва, 1984

Творчество Свиридова, необычайно интересное для исследователя, ставящее перед ним все новые задачи, предлагает, помимо узко аналитических, широкие "пограничные" темы: "пути развития современного искусства", "фольклор и композитор", "народное и профессиональное", "национальные традиции и их жизнь в современной культуре". Последняя тема...

О некоторых тенденциях драматургии латышской советской симфонии 60-х - 70-х годов

Бите, Инесе Аусеклевна — Рига, 1984

В развитие жанра симфонии в латышской советской музыке неоспоримая заслуга принадлежит Я.Иванову - автору двадцать одной симфонии (не такое частое это явление нынче!). Профессиональное мастерство, а также общественное звучание произведений композитора выдвинули его симфоническое творчество на передний план в качестве своеобразного "эталона...

Опера "Кероглу" Узеира Гаджибекова

Кафарова, Земфира Гасан кызы — Баку, 1984

В историческом процессе своего развития моменты стремительного подъема сменялись периодами ее спада и застоя. Однако, какими бы сложными не были эти испытания, выпадавшие на долю предков народов, их духовная жизнь никогда не иссякала, и их культуре всегда сохраняли самобытные черты, привлекая во все времена внимание европейских народов...

О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями

Казанцева, Людмила Павловна — Москва, 1984

Задачи исследования содержания музыкального произведения заметно усложняются в современной музыке. Известно, что не все средства высказывания современных композиторов завоевывают полное признание. Художественные возможности и художественная необходимость новаций подчас требуют солидной аргументации...

Песни-баллады в женской календарной традиции белорусского севера

Якименко, Тамара Семеновна — Минск, 1984

В каждой из своих национальных ветвей славянская баллада обнаруживает ярко индивидуальные, зачастую совсем неповторимые черты,. вызванные своеобразием национального фольклорного творчества. Но всякий раз неся новое в характере музыкально-стилевых форм, условий бытования, сюжетных версий, образности и поэтических средств, национальные разновидности...

Пианистическая культура Харькова последней трети XIX - начала XX столетий

Кононова, Елена Васильевна — Киев, 1984

Основу данного исследования составляют архивные материалы. Автором изучены и систематизированы статьи, рецензии, программы, объявления, отчеты, протоколы, доклады Харьковского отделения Русского Музыкального Общества, опубликованные в местной прессе за период с 1862 по 1917 гг. /ежегодные Харьковские календари, газеты "Харьковские Губернские...

Поздний период творчества Яначека

Кочиева, Татьяна Васильевна — Ленинград, 1984

Неповторим и музыкальный язык Яначека.Усваивая новые,непознанные пласты национального фольклора,композитор обогатил интонационно-гармоническую систему своих сочинений новыми структурными закономерностями, обусловленными особенностями народного музыкального мышления...

Полифония в симфониях Н.Я. Мясковского

Шиманский, Николай Васильевич — Москва, 1984

Полифония - один из важнейших принципов симфонизма Н. Я. Мясковского. Она,органично включаясь в общую систему выразительных средств, часто становится фактором, определяющим художественное содержание и форму...

Принципы драматургии поздних опер А. Дворжака ("Черт и кача" и "Русалка")

Быковских, Майя Вениаминовна — Москва, 1984

Даже в России, как мы видим, чешскую музыку в конце XIX века знали мало. О чешской национальной школе мало писали и наши выдающиеся критики. Так, Б.Б.Стасов, посвятив несколько статей исполнению опер Глинки в Праге, отметив горячий прием, оказанный операм чешской публикой и музыкальной прессой, в своей капитальной работе "Искусство XIX века...

Проблема казахской эпической традиции (на музыкальном материале 1960-80-х годов)

Кунанбаева, Алма Бектурсыновна — Ленинград, 1984

По мнению П.П.Грязнова, ". если еще недавно считалось, что древность героического эпоса народов нашей страны исчисляется лишь немногими веками., то за последние годы исследователи все чаще приходят к заключению о его более глубокой древности, о сложении его в период военно-демократического строя, что на наших территориях соответствует времени...

Проблема становления и развития западноукраинского романса XIX - начала XX вв.

Совяк, Роман Петрович — Киев, 1984

Для культуры западноукраинских земель, насильственно отторгнутых на протяжении нескольких столетий от Надднепрянской Украины, вопрос становления музыкального профессионализма был исклп-чительно актуальным. Этот затянувшийся процесс отличался своими сложностями, сказавшимися на неравномерности развития музыкальных танров, преобладании...

Проблемы мугамного формообразования

Багирова, Санубар Юсуфовна — Баку, 1984

Свое исследование основ мугамного формообразования мы хотели бы предварить следующим разъяснением. Понятие "мугам" в традиционной азербайджанской музыке и музыкальной теории является одним из центральных, и оно, как известно, вбирает в себя ряд значений» Вопрос о многозначности термина "мугам" неоднократно поднимался азербайджанскими музыковедами...

Пути становления польской симфонической музыки и её место в развитии национальной культуры

Явлинский, Иосиф Петрович — Москва, 1984

Выявление путей становления симфонической музыки и определение ее места в развитии национальной культуры представляет значительный научно-теоретический и познавательный интерес как для осмысливания.прошлого, так и для лучшего проникновения в сущность современной польской симфонической музыки. Кроме того, это позволит обнаружить ее преемственную...

Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)

Валиходжаев, Н. — Ташкент, 1984

Самаркацц является одним из цёнтров общественной, научной и культурной жизни Узбекистана. Положение Самарканда как столицы республики с 1925 г. до 1930 г. имело огромное значение для расцвета города, обусловило открытие в нем многих учреждений культуры,театров, клубов,библиотек,учебных заведений. Благодаря развитию промышленности, интенсивной...

Ранний этап формирования творчества А. Хачатуряна (в свете традиций Востока и Запада)

Тер-Казарян, Зара Гайковна — Ереван, 1984

Зрелость раннего периода - особый тип одаренности творческой личности, начинающей свой путь от "вершины источника" при соответствующем сочетании историко-культурной и идейно-художественной ситуации. Именно такой оказалась творческая индивидуальность Арама Хачатуряна, получившая в сложные и в то же время исключительно благоприятные в этом плане...

Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана

Багдасаров, Михаил Георгиевич — Баку, 1984

Как известно, музыкальное произведение с начала своей "жизни" проходит ряд стадий. Оформившись как объективная реальность в результате творческой деятельности композитора, оно передается на второй стадии исполнителю, роль которого принципиально детерминирована зафиксированным в нотах сочинением композитора. Общественно-музыкальная же функция...

С.Е. Фейнберг - исполнитель и педагог

Когтева, Л.В. — Москва, 1984

На протяжении почти пятидесяти лет С.Е.Фейнберг непрерывно концертировал. Основное содержание его исполнительской деятельности связано с развитием и переосмыслением традиций, обновлением путей интерпретации, стремлением приблизить свое искусство к решению актуальных задач современности. Постоянное расширение репертуара, обогащение его...