Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Стилевые тенденции развития украинской советской симфонической музыки 60-70-х годов (на примере камерной симфонии)

Савицкая, Наталия Владиславовна — Ленинград, 1984

Современная концепция социалистического реализма как искусства богатства форм и разнообразия художественных направлений выдвигает задачу всестороннего изучения советской музыки. Один из важнейших аспектов - определение и исследование общих стилевых тенденций в их связях с национальными истоками и во взаимодействии с коллективным опытом...

Творчество Д.Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны

Овсянкина, Галина Петровна — Ленинград, 1984

Изучение деятельности Шостаковича в Великую Отечественную войну как части истории культуры этого периода привлекало внимание музыковедов, публицистов. Здесь можно наметить несколько этапов. Начальный охватил 1941-1947 годы, когда по горячим следам исполнений Седьмой симфонии появилось множество газетных, журнальных отзывов, интервью композитора...

Теоретические вопросы взаимодействия музыкальных систем устной и композиторской традиции в регионе Востока (на материале творчества М. Ашрафи)

Темина, Елена Абрамовна — Ташкент, 1984

Данный аспект проблемы, как и целый ряд других ее аспектов, в настоящее время широко разрабатывается в отечественном музыкознании, где изучаемая проблема является одной из центральных /последнее вытекает из самих основ многонационального советского искусства/. Отметим, однако, что названные выше общетеоретические работы по проблеме "фольклор и...

Теоретические проблемы советской музыкальной критики на современном этапе

Кузнецова, Лариса Панфиловна — Ленинград, 1984

Опираясь на огромный исторический опыт и учитывая особенности современного этапа в развитии художественной культуры, партия последовательно проводит курс на повышение общественного авторитета литературно-художественной критики. Ей уделялось большое внимание на ХХУ и ХХУ1 съездах КПСС. В январе 1972 года было принято специальное постановление Щ...

Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР)

Афанасьева, Алла Борисовна — Ленинград, 1984

Диссертант, подразделяя музыкально-хореографический фольклор в крупном плане на три вида: хороводы, пляски и танцы, и учитывая их взаимовлияние, приводящее к образованию переходных форм, оговаривает отличительные черты собственно танцев: сложность, многофигурность, стабильность композиции, обязательная парность, определенное расположение пар...

Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта)

Титова, Елена Викторовна — Ленинград, 1984

Термин "стиль", ведущий свое происхождение от греческого з^боэ, обозначавшего стерженек для писания на восковых дощечках, впервые возникает в античной риторике - теории красноречия /12; 152; 160;/, До наших дней дошли цитаты из учебника "О стиле" Феофраста. Известны исследования о стилистике Дионисия Га-ликарнасского "О расположении слов" и...

Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича (образный строй, выразительные средства)

Шафаренко, Григорий Маркович — Ленинград, 1984

К концу 60-х годов необходимость фундаментального обращения к практически мало изученной, но распространявшейся среди пианистов музыке композитора явно назрела. В 1964 году появилась небольшая книжка С.М.Хентовой "Шостакович-пианист", в которой фортепианное творчество служило материалом, подтверждающим характеристику эволюции Шостаковича как...

Хоровое пение абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма (вопросы исполнительства)

Судакова, Ольга Михайловна — Ленинград, 1984

Изучение современного фольклоризма в его исполнительском аспекте дает богатый материал для лучшего понимания целостной картины развития любой национальной музыкальной культуры, помогает почувствовать специфику формирования национальных культур, проследить и осознать наиболее обще законы диалектики и их развития в рамках общего движения...

Эволюция темы фуги в классической и современной музыке

Калужский, Владимир Михайлович — Новосибирск, 1984

Сам термин "тема фуги" вводит исследователя в область изучения мелодического тематизма, одной из самых сложных и привлекательных сторон профессионального композиторского творчества. Именно здесь ярче всего проявляется индивидуальность создателя музыки, привлекая слушателя своим "лица необщим выраженьем". И в то же время в мелодическом тематизме...

Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана

Агагишиева, З.З. — Ленинград, 1984

По Прикаспийской низменности, через город Дербент, известный всему древнему и средневековому миру, шел один из главных караванных путей с Запада на Восток. Здесь царила атмосфера оживленной торговли, постоянными гостями были заезжие люди, богатые купцы; Дербент славился пышными караван-сараями, где встречались разноязыкие представители племен и...

Эстетико-теоретические проблемы советской телеоперы

Мусаева, Фарида Сейфал кызы — Москва, 1984

Вопросы развития телевидения, его идейной направленности и технической оснащенности подняты в Программе КПСС; в ряде постановлений ЦК КПСС: "Об улучшении сети корреспондентов центральных газет, ТАСС, радиовещания, телевидения и Совинформбюро" от 6 июля 1960 г., "0 мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения" от 6 июня 1962 г...

Эстонский рунический напев и методика его исследования

Липпус, Урве Энделевна — Москва, 1984

Первые четыре главы работы посвящены рассмотрению разных сторон мелодики рунических песен: (I) поиску следов исторического развития рунических мелодий, (2) описанию некоторых явлений взаимовлияния мелодии и речевой интонации на основе акустического анализа, (3) анализу звукорядов рунической песни на фонологическом уровне, т.е. на уровне...

Взаимовлияние музыкального синтаксиса и семантики (на материале европейской профессиональной музыки XVIII-XX веков)

Терентьев, Дмитрий Григорьевич — Киев, 1983

Предметом исследования в данной работе является взаимосвязь мевду процессуально-логической и семантической сторонами музыки в их проекции на средства, представляющие логику музыкального развития на элементарном уровне - го есть средства музыкального синтаксиса а также исторический процесс актуализации выразительных потенций, вложенных в эти...

Виолончельные сюиты И.С. Баха и их значение в формировании музыканта-исполнителя

Щелкановцева, Елена Михайловна — Москва, 1983

Теоретическая разработка вопросов интерпретации заключает в себе известную сложность- Акт исполнительства, через котог-рый музыкальное произведение предстает именно как художественный феномен, осуществляется, в диалектическом взаимодействии объективного и субъективного, общего и отдельного, материального и идеального,. Применительно к музыке Баха...

Генамисотонические ладообразования в творчестве украинских советских композиторов (к проблеме модальности)

Зинкив, Ирина Ярославовна — Киев, 1983

Постановка и решение этих задач в свою очередь выдвигает ряд вопросов, косвенно связанных с ними, а именно: преемственность традиций /национальных и общеевропейских/, характер развития индивидуально стилевых особенностей на различных этапах развития украинской советской музыки, наконец, влияние этно-диалектных особенностей фольклора на...

Исполнительское искусство М.В. Юдиной. Черты стиля

Федосеева, Стелла Леонидовна — Казань, 1983

Огромен вклад Шиной в пропаганду новой музыки, всего современного прогрессивного искусства. Она считала это своим прямым долгом и делала, невзирая ни на какие трудности. Как отмечал Г.Коган, "если теперь Стравинский и Прокофьев, Барток и Хиндемит занимают почетное место в даших учебных курсах и концертных программах, то немалая заслуга в этсм...

Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции

Котляревский, Иван Арсеньевич — Киев, 1983

Все эти общие установочные положения делают очевидной важность методологического обеспечения вузовских курсов и превращения данной части их содержания в активно усваиваемый студентами материал. Особенно велико значение указанной проблемы в курсах истории той или иной области научного знания. В них тесно переплетены обобщение и критический анализ...

Национальное и интернациональное в инструментальной музыке таджикских композиторов

Гейзер, Эрна Робертовна — Душанбе, 1983

Музыкальное искусство таджикского народа развивалось в русле бесписьменного народного творчества и профессиональной музыки устной традиции. Несмотря на свою высокую художественную ценность, музыкальное искусство таджиков в силу длительной социально-политической и культурной изоляции не вышло за рамки определенного культурного региона, который мы...

Национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет

Зурабян, Жанна Петросовна — Ереван, 1983

Армянская симфоническая музыка всегда представляла богатый и интересный материал для советского музыкознания. За последние десятилетия было создано немало ценных трудов, посвященных проблемам армянской симфонической музыки. В них особенно широко представлено симфоническое творчество А.Спендиарова и А.Хачату...

О формообразующей роли кульминации в музыкальном произведении (на примере фортепианных произведений С.В. Рахманинова)

Андреева (Орлова), Наталия Николаевна — Свердловск, 1983

В данной работе впервые в музыковедении драматургия как неспецифический ряд развития, условно отделенная от архитектоники и волновой динамики, рассматривается с позиции системы взаимосвязанных этапов (публикации 1970,1972,1974,1975 гг. и т.д.), в их субординации, причинно-следственной зависимости и обусловленности, определяемой направленностью к...