Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов)

Крюков, Андрей Николаевич — Ленинград, 1985

Высокими примерами духовности богаты девятьсот героических дней Ленинграда. К числу самых поразительных и наглядных ее проявлений относится музыкальная жизнь осажденного города»которая и исследуется в данной работе. На основе сказанного, избранная тема представляется актуальной...

Музыкальное восприятие в условиях модального многоголосия XVI века как историко-культурный феномен (опыт характеристики слуховой установки)

Ходорковская, Елена Семеновна — Ленинград, 1985

Весь этот комплекс методологических предпосылок определил избранный в настоящей работе ракурс исследования. В ней предпринята попытка рассмотреть актуальный для западноевропейской профессиональной музыки ХУ1 века тип музыкального слышания, обусловленный действенной для этой эпохи системой композиционных нормативов. Поставленная таким образом...

Панчо Владигеров и его симфоническое творчество

Хурцидзе, Ирина Автандиловна — Москва, 1985

Помимо основополагающей теории Б.Асафьева /1.4; 2.9/, чрезвычайно актуальной для нашей работы стала книга М.Аранов-ского "Симфонические искания" /1.3/, суммировавшего содержательные функции сонатно-симфонического цикла с момента возникновения и до наших дней. Она помогла в определении места...

Песенная культура Аш-Шайгия

Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан — Ташкент, 1985

Этнический тип древнего суданца представлял собой "смесь африканской расы с белой хамитской, с преобладанием последней" /5.30, 24/. Население древнего Куша говорило на различных языках-на кушитском, древнеегипетском, а также нубийском и мароэтском, относящихся к хамитской группе...

Песенная культура Аш-Шайгия. Приложения

Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан — Ташкент, 1985

...

Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации

Попандопуло, Татьяна Александровна — Ленинград, 1985

Таджикская фортепианная музыка предстает перед нами неотъемлемой частью "нового проспекта"»вливающегося, в свою очердь, в магистраль многонационального советского музыкального искусства. I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.23, с.145-146...

Фортепианная культура Карелии

Портной, Виктор Саулович — Ленинград, 1985

В развитии духовной культуры общества значительное место занимает процесс изучения и обобщения достижений музыкального искусства. Только на основе глубокого и всестороннего анализа процесса исторического развития прошлого возможно дать объяснение многим явлениям сегодняшнего дня. Вместе с тем, подлинный прог...

Фортепианные сочинения Стравинского и проблемы их интерпретации

Куликова, Ирина Вячеславовна — Москва, 1985

Наследие Стравинского, являясь чрезвычайно актуальным по своим выдающимся новаторским открытиям для художественной культуры XX века, обозначает один из важнейших этапов в общеисторической перспективе развития музыкального искусства. Формируясь в необычайно слоеной, насыщенной событиями большого значения эпохе, параллельно с творчеством таких...

Хоровое творчество Анджея Кошевского.

Заборовски, Леон — Москва, 1985

В помещенной в этом сборнике статье*/' 'выдакхрйоя польс-еий музыковед - Зофья Лисса анализирует совокутшоотв /композиторского творчества периода 1945-1956 годов,- 3.Лисса рассматривает поочередно различные жанры: симфоническую музыку, камерную и сольную инструментальную музыку,оперу ш балет,а также вокально-инструментальные и вокальные сочинения...

Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков (на материале певческой рукописной книги "Обиход")

Бурилина, Евгения Леонидовна — Ленинград, 1984

На уровне композиционного изучения песнопений выделяются вопросы эволюции во взаимодействии слова и музыки,определения стабильных и мобильных моментов в соотношении их структур. Происхождением древнерусских песнопений обусловлено появление проблемы связи структур греческих и славянских песнопений...

Генезис жанра колядки и его взаимодействие с другими народнопесенными жанрами (на материале украинского музыкального фольклора)

Якименко, Нина Дмитриевна — Киев, 1984

Календарные обряды украинского народа уходят корнями в глубокую древность. В сложных переплетениях и трансформациях запечатлели они тысячелетнюю социальную историю, формирования мировоззрения, отношения человека к природе, обществу и себе. Календарные обряды доносят до нас отголоски древнейших исторических эпох, начиная с охотничьей первобытности...

Демократическая музыкальная культура Западной Украины 20-30 гг. XX в. в социальном процессе

Булка, Юрий Петрович — Киев, 1984

Хронологические рамки темы охватывают межвоенное двадцатилетие. Началом этого важного и сложнейшего для данного региона периода стали Великая Октябрьская социалистическая революция, приведшая к образованию первого в мире рабоче-крестьянского государства и самым существенным образом повлиявшая на общественно -политическую ситуацию в Европе, а также...

Исторический аспект проблемы неоклассицизма.

Варунц, Виктор Пайлакович — Москва, 1984

Г.Гессе, попытавшийся впоследствии, уже в годы Второй мироУ Дословно; "й - музыка, оно - музыка" /нем./. ^ Характерное замечание Эйслера: "Это невыражение себя в неоклассицизме есть только особая форма выражения себя* Потому что даже з холоднейшей музыке холод является выразительным средством11 /122, с. 180/.- 12 -. < вой войны в беллетристической...

"Книга песен" Аль-Исфахани в аспекте межрегиональных музыкально-транскультуративных процессов

Назаров, Абдуманнон Файзуллаевич — Ташкент, 1984

Изучение средневековых письменных источников в аспекте межрегиональных музыкальных связей в современном музыкознании еще не получило должного распространения. В числе немногих исключений можно назвать работы Д.Рашидовой /111.19/ и А.Джумаева /Ш.4/, в которых средневековые трактаты представлены сквозь призму музыкально-культурного обмена между...

Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII- начала XVIII века

Ефимова, Ирина Викторовна — Ленинград, 1984

Основателем другой линии изучения был В.В.Стасов* В "Заметках о демественном и троестрочном пении" / 110 / он попытался найти объяснение особенностям русского многоголосия, исходя из лингвистического толкования терминов, и пришел к ГБЛ, ф.2Ю № 24. Запись Одоевского на л.132 об...

Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)

Соколова, Александра Константиновна — Киев, 1984

В отечественной фольклористике изучению культуры компактных этнических групп посвящены лишь единичные исследования /3.91; 3.70 ; 4.56/. Вместе с тем свидетельством значительного интереса к данной теме является целый ряд сборников поэтических текстов песен, например: Русское народное творчество в Башкирии /3.74/, Русский фольклор в Латвии /3.92...

Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре (к проблеме влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования)

Лукишко, Анатолий Иосифович — Ленинград, 1984

Научить петь каждого и научить петь всех вместе, в ансамбле -такова двуединая задача вокальной работы в хоре. Сднако чаще всего здесь решается успешно ее вторая часть: хормейстеры, заботясь о развитии хора в целом и ориентируясь при этом на суммарный звуковой результат , за общими требованиями к коллективу теряют, зачастую, из виду индивидуальное...

Образ народа в украинской советской героико-революционной опере (к проблеме музыкально-сценического воплощения)

Рожок, Владимир Иванович — Киев, 1984

Исключительно яркое и многогранное воплощение получила народно-героическая тема в жанре советской историко-революционной оперы, проблемно-тематический и образно-стилистический спектры кото...

О динамических процессах в музыкальной фактуре (на материале произведений украинских советских композиторов)

Игнатченко, Георгий Игоревич — Киев, 1984

Другой пример. Как отмечает В.Холопова [97,981, в музыке композиторов XX века, в частности, у Стравинского, Прокофьева, Бартока, Шостаковича, особое, иногда первенствующее значение в становлении музыкальной драматургии и формы приобретает метро- j ритм...