Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Этнографический очерк о Дагестане в русской художественно-публицистической литературе второй половины XIX века
Абдурагимова, Варвара Александровна — Махачкала, 2003Очерковая литература XIX века явилась подготовительным этапом для появления художественно-обобщенных повествований о жизни российского народа. В художественно-документальных и этнографических очерках разрабатывался круг социальных, философских проблем, актуальных для современного общества. Не претендуя на создание целостных, художественно...
Homo prostituens в русской литературе рубежа XIX - XX веков
Бакалдин, Игорь Петрович — Пятигорск, 2002Любовь нисходящая", одна из доминант фаллической эпохи, подразумевает половое грехопадение, в частности - женское проституирование. В нашей работе эпохальный фаллизм рассматривается именно в преломлении к явлению женской проституции, хотя при этом мы не ограничиваемся исключительно образом "падшей женщины". Речь идет вообще о грехопадении человека...
А. В. Дружинин - критик
Шевцова, Лариса Ивановна — Москва, 2002Научная новизна работы заключается в том, что впервые в истории отечественного литературоведения предпринимается попытка дать развернутое и системное исследование важнейших критических работ А.В. Дружинина, посвященных русской и западноевропейской литературе, намечаются новые подходы в рассмотрении эстетических принципов "артистической школы...
Автобиографическое начало в литературе Древней Руси
Июльская, Елена Геннадьевна — Москва, 2002Степень изученности вопроса. Проблема автобиографического повествования в древнерусской литературе затрагивается во многих исследованиях4. В основном ученые касаются вопросов бытования элементов автобиографизма в отдельных памятниках, и в этой сфере ими сделаны ценные открытия. Наиболее детально рассмотрено "Поучение" Владимира Мономаха и...
Авторизованный перевод как средство интерпретации художественного произведения
Жук, Денис Юрьевич — Санкт-Петербург, 2002При этом следует отметить, что любой перевод является не только средством коммуникации и адаптации, но и средством интерпретации оригинального произведения. Художественному тексту по природе присущ интегративный многоуровневый комплекс смыслов, контекстов, подтекстов, аллюзий. Поэтому переводчик, преобразуя текст на ином языке, должен его...
Авторская позиция в произведениях М. Горького 1890-х годов
Леднева, Татьяна Петровна — Ижевск, 2002Так, Е.А.Соловьев-Андреевич в своей статье о М.Горьком поднял вопрос о специфике «оригинального романтизма» писателя. «В его очерках и рассказах, - пишет критик, - вы найдете вещи воистину романтические, например, «Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Здесь романтическое настроение, чуждое обыденного и презирающее его...
Арсений Несмелов: Поэтическая судьба в контексте переломной исторической эпохи
Царегородцева, Татьяна Ивановна — Омск, 2002Предметом исследования является специфика художественного зрения А. Несмелова, отразившаяся в выборе поэтических тем, в характере лирической образности его произведений...
Архетип "Ницше" в русской литературе 1890-1910 гг.
Соколова, Юлия Павловна — Магнитогорск, 2002Более того, рубежу столетий, как правило, сопутствуют чувство надвигающейся опасности и предощущение грядущих катаклизмов. Поэтому особую роль нередко начинает играть мистико-пророческая тематика. Интерес представляют в данном случае конец XIX - начало XX веков, отметившиеся в истории России (и не только России) как период кризисных, упадочных...
А. Чехов - В. Маяковский
Комаров, Сергей Анатольевич — Екатеринбург, 2002Стержневое положение комедии в системе драматургических жанров русской литературы XVIII и XIX веков сегодня авторитетно установлено [Берков 1977: 8; Журавлева 1981: 24-25; Хализев 1988: 17; Лебедева 19966: 9, 13]. Зафиксирован и убедительно описан инвариант русской высокой комедии на временном промежутке от середины XVIII века до конца XIX века...
"Белые ночи": тема мечтательства и тип мечтателя в раннем творчестве Ф. М.Достоевского
Син Ми Хе — Санкт-Петербург, 2002На протяжении первой половины XIX века происходит обогащение понятия «мечта». Творчество Н. В. Гоголя занимает в этом процессе особое место. Гоголь вскрывает важный аспект мечтательности: «Она нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т. е. к Богоборчеству».6 Реальная жизнь...
Борис Пастернак как интерпретатор творчества И. В. Гёте
Коваленко, Наталья Владимировна — Москва, 2002Основным материалом исследования стали произведения Б. Пастернака: поэзия, автобиографическая повесть «Охранная грамота», теоретические работы и материалы к биографии Бориса Пастернака, переписка поэта, дневниковые записи, воспоминания современников...
Валентин Распутин
Калимуллин, Ирик Имамгалеевич — Бирск, 2002Все же главным признаком общественного признания писателя является то, что его произведения не просто читаются, но обсуждаются, подвергаются глубокому литературоведческому анализу...
В. В. Набоков и Л. Н. Толстой, особенности эстетической и литературной рецепции
Михайлова, Марина Рудольфовна — Псков, 2002Противостояла этим высказываниям позиция В. Вейдле, В. Ходасевича, И. Андреева, считавших, что произведения Набокова - «дело подлинного таланта, росток от того корня, что дал нам Толстого, Достоевского и Гончарова»4...
В. В. Розанов - литературный критик
Егоров, Павел Анатольевич — Москва, 2002Требует специального анализа фактор влияния представителей русской консервативной традиции - писателей, философов, журналистов XIX - начала XX веков на формирование ценностных ориентации критика. Не менее важным представляется вопрос о сотрудничестве Розанова в...
"Вечные образы" в творчестве А. П. Чехова
Коммиссарова, Ольга Владимировна — Москва, 2002Переходя в разряд «вечных образов», литературный герой, безусловно утрачивает часть многостороннего универсального содержания, заложенного в него автором, взамен приобретая черты, созвучные определенной эпохе и той культуре, в которую он попадает, поэтому собирательные образы русского Гам...
Владимир Маяковский и русский литературный авангард в интеллектуальном контексте эпохи
Кацис, Леонид Фридович — Москва, 2002Столь же активно изучается и русский художественный авангард. Из актуального для нашей работы отметим каталог выставки "Великая утопия" (тексты исследований в разноязычных версиях существенно различаются), многотомное собрание как теоретических текстов, так и литературных произведений К. Малевича в 5 томах, работы Комиссии по изучению русского...
"Война и мир" Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении
Юхнович, Вячеслав Иванович — Тверь, 2002Первая задача - это выявить и определить круг «воображаемого читателя» Толстого к моменту начала работы писателя над романом-эпопеей, иначе сказать - представление Толстого о «воображаемом читателе» и сознательную писательскую стратегию автора в ориентации на этого читателя...
Воплощенное время в романах Ф. М. Достоевского
Гузаевская, Светлана Николаевна — Новосибирск, 2002Куда ж его спрячут? Никуда не спрячут. Время не предмет, а идея. Погаснет в уме"1. Можно говорить, что Кириллов представляет себе время, скорее, как элемент языка, описывающего объективный мир, но принадлежащий иной системе — сознанию субъекта. Ставрогин, в отличие от него, мыслит время предметно. Таким образом, в художественной системе...
Воспоминание в художественной системе романа Л. Н. Толстого "Воскресение"
Матвеева, Инга Юрьевна — Санкт-Петербург, 2002Изучение романа «Воскресение» как на идейно-тематическом уровне, гак и на уровне по п ики требует обращения к «позднему» творчеству Толстого. особенно популярному в литературоведении последних лет; при ггом современное состояние пауки о творчестве Толстого характеризуется уходом от сложившегося мнения, что в «позднем» творчестве писателя...
"Гамлет" в контексте творчества И. С. Тургенева
Швецова, Татьяна Васильевна — Архангельск, 2002Историк литературы не может игнорировать факт поразительного интереса русской публики к шекспировскому «Гамлету» в XIX столетии. Знаменательно рассуждение Э. Роуэ, исследователя литературной истории гамлетизма в России, о Гамлете: «его пассивность, его постоянная рефлексия, его непрестанная задумчивость — не есть ли это типично русские черты? Мы...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- ...
- 238
- Следующая страница »