Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца XIX - начала XX веков
Вологина, Ольга Валентиновна — Орел, 2003Так, Н.Н. Арсентьева приходит к выводу, что нравственные чувства, переживаемые андреевскими героями, восходят к трем началам этики, осмысленным в трактате Вл. Соловьева «Оправдание добра» - стыд, жалость (как сострадание), благоговение. Преодолевая устоявшиеся взгляда на Андреева как мрачного пессимиста в решении им онтологических проблем...
Творчество раннего В. Маяковского в контексте русского авангарда
Чернышева, Ольга Викторовна — Магнитогорск, 2003Нельзя обойти вниманием и исследования, посвященные религиозному аспекту творчества молодого поэта. М. Вайскопф, М. Пьяных, С. Ломинадзе уделяют этой проблеме повышенное внимание. В исследованиях выделяется несколько позиций: от огульного атеизма до глубокой религиозности...
Творчество раннего Пастернака и поэтика символизма
Казмирчук, Ольга Юрьевна — Москва, 2003Черняк Я. Борис Пастернак: «Сестра моя - жизнь» // Печать и революция. 1922. №6. С. 303 - 304. ство Пастернака, принадлежит P.O. Якобсону, его знаменитые «Заметки о прозе поэта Пастернака» были опубликованы в начале 30-х годов...
Типология двойников в творчестве Ф.М. Достоевского и повесть "Двойник" (1846/1866)
Ким Юн Кюн — Москва, 2003Не только у Д. С. Мережковского, но и у других символистов проблема «двойничества» Достоевского связана с таинственным единством героев и поддается философскому осмыслению на мифологическом и мистическом фоне. В этом аспекте нами понимается и мысль Вяч. Иванова, заметившего в творчестве Достоевского талант «проникновения в чужое "я"»6 и видевшего...
Типология конфликтов в повестях Андрея Платонова
Бульская, Яна Руслановна — Москва, 2003Исследователи часто цитируют фрагмент из письма, адресованного М.А.Платоновой: "Все хорошо знавшие Андрея Платоновича говорят об одержимости его единой идеей - "идеей жизни", как он сам ее называл. "Мои идеалы однообразны и постоянны, - признавался он в письме жене и самому близкому другу, Марии Александровне. - Я не буду литератором, если буду...
Типология литературного портрета в творчестве Игоря Северянина
Прокофьев, Дмитрий Семенович — Новгород Великий, 2003Литературоведческие работы - анализы творчества поэта, а также статьи учебных пособий по истории русской литературы, в которых упоминается имя Северянина, появившиеся за последние 25-30 лет, можно условно поделить на четыре основные группы...
Топологические оппозиции в романах Ф. М. Достоевского
Извекова, Татьяна Федоровна — Барнаул, 2003Взгляды на топологию другого представителя современной философской школы М. Хайдеггера, несмотря на его связь с феноменологией, существенно отличаются от тех, что выражены у Гуссерля. Физическое пространство Хайдеггер определяет как однородную, ни в одной из возможных точек ничем не выделяющуюся, но по всем своим направлениям равноценную...
Традиции ранней русской драматургии в пьесах Владимира Маяковского
Чебанова, Ольга Вадимовна — Москва, 2003На уровне сюжета прослеживаются следующие параллели: отсылка к средневековым театральным жанрам (миракль, мистерия) и жанрам ораторской прозы и "зерцал"; реконструкция библейских сюжетов; общность композиционных акцентов (значимость пролога и эпилога, связь с церковным календарем (пасхальный или рождественский сюжет); организация пространства...
Традиции Сергея Есенина в поэзии Арсения Несмелова
Епишкина, Наталья Вячеславовна — Москва, 2003Так, в начале 1940-х годов, знакомя молодых поэтов Харбина с произведениями советской литературы, Несмелов говорил: «Есенин такой же советский поэт, как и я. И вообще, запомните: современная советская литература — это наполовину фикция, высосанная из пальца. Лет через 40-50 будет настоящая русская литература, <.> откроются старые имена, которых...
Традиции сказового повествования в прозе Л. С. Петрушевской
Кузьменко, Оксана Анатольевна — Улан-Удэ, 2003Повествовательная манера в русской литературе 80-90-х годов XX века продолжала оставаться продуктивной формой, позволявшей писателям придти ко множеству новаторских решений. Так, повествование в последнем романе Ю. Трифонова «Время и место» оформляется как «интеллигентский сказ». В прозе В. Маканина («Голубое и красное», «Лаз», «Кавказский...
Трансформация романтического конфликта в литературе русского символизма
Светикова, Елена Юрьевна — Санкт-Петербург, 2003Вместе с тем, наверное, ни одна эпоха в истории русской литературы не была так тесно связана с предшествующими традициями мировой культуры, как начало XX века. Как неоднократно отмечали многие отечественные и...
Ф. В. Булгарин в литературном контексте первой половины XIX века
Акимова, Наталья Николаевна — Санкт-Петербург, 2003По нашему мнению, феномен Булгарина в русской культуре выходит за рамки проблемы литературной репутации и напрямую соотносится с процессом возникновения русских культурных мифов. Термин миф предполагает довольно широкое толкование. Так, одной из отчетливых литературоведческих тенденций последнего времени стало стремление к демифологизации...
Ф.М. Достоевский в художественном мире В.В. Набокова. Тема нимфолепсии как рецепция темы "Ставрогинского греха"
Шепелев, Алексей Александрович — Тамбов, 2003В последние годы набоковедение развивается очень стремительно. Перечень достижений этой отрасли литературоведения за текущее десятилетие занял бы много страниц, но это в основном работы научно-популярного или эссеистического характера. Можно выделить три хронологические составляющие набоковедения (русская эмигрантская критика о Набокове-Сирине...
Ф. М. Достоевский и философия права 1860-х годов
Жаров, Владимир Алексеевич — Тверь, 2003Представляется необходимым для более адекватного восприятия как романов Достоевского, так и предлагаемого ниже их анализа привести исто-рико-правовую справку, посвященную периоду Судебной реформы Александра II и ее содержанию...
Фольклорные традиции в ранней лирике и в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
Горланова, Нина Геннадьевна — Самара, 2003Фридрих Боденштедт, немецкий писатель, переводчик, критик, лично встретившийся с Лермонтовым в 1841 году и выпустивший в 1852 году в Берлине двухтомное издание "Поэтическое наследие Лермонтова" (куда вошли переводы на немецкий язык значительной части произведений Михаила Юрьевича), с чуткостью отмечает, что Лермонтов "выше всего там, где...
Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля
Опря, Оксана Викторовна — Самара, 2003Демократическая литература 1850-х годов не приняла устоявшихся представлений о «народном писателе», тем более что Даль не разделял их излишне радикальных политических воззрений6. Н.Г.Чернышевский в № 4 «Современника» за 1861г. в рецензии на далевские «Картины из русского быта» по-новому осмысляет суждения Белинского, Гоголя, Тургенева о Дале и...
Формирование творческой личности в автобиографической прозе М.И. Цветаевой о детстве поэта
Калинина, Ольга Владимировна — Саратов, 2003Автобиографическая проза Цветаевой о детстве по содержанию и принципам повествования неоднородна. В одних текстах ребёнок -свидетель событий, в центре же другое лицо семейного круга: «Музей Александра Ш», «Лавровый венок», «Открытие Музея», «Отец и его Музей» посвящены деятельности отца, Ивана Владимировича...
Формирование художественного образа самозванца Лжедмитрия I в русской литературе XVII-XIX веков
Лазуткина, Мария Геннадьевна — Москва, 2003История любого народа и, в особенности, наиболее острые ее периоды -это всегда богатейший материал для литературно-художественной обработки. Некоторые же факты и даже целые периоды прошлого стали более широко известны благодаря таланту литераторов, чье перо подробно описало дела давно минувших дней. Самозванство явилось стержнем первого периода...
Формообразование русской драмы
Миловзорова, Мария Алексеевна — Иваново, 2003Вопрос сложения национальной драматической формы особенно важен для русской драмы, которая не закрепилась в своей формальной специфике вплоть до эпохи А.Н.Островского, значительно отставая от драмы европейцев, не укоренившейся на русской почве, несмотря на неустанные усилия драматургов XVIII и первой трети XIX века...
Формотворческие тенденции в прозе конца XX века
Маркова, Татьяна Николаевна — Екатеринбург, 2003Условия и предпосылки для возникновения нетрадиционной литературы конца 1980-90-х годов складываются в недрах литературного процесса 1960-1970-х годов, а именно - в радикальных ее попытках изнутри традиционных форм (форм воплощения военной, деревенской, городской прозы) расширить свои границы. Так, эволюция военной прозы 1960-1970-х годов...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- ...
- 238
- Следующая страница »