Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Х.К. Андерсон в русской литературе конца XIX - начала XX века: восприятие, переводы, влияние

Орлова, Гаянэ Корюновна — Москва, 2003

В настоящее время тема «Андерсен и русская литература конца XIX - начала XX в.», охватывающая период конца 1880-х - 1910-х гг., по-прежнему недостаточно освещена, не существует крупных исследований, посвященных данной теме, в то время как период этот представляет особый интерес в процессе ассимиляции творчества датского писателя в России...

Хронотоп прозы А. П. Чехова как явление поэтики и онтологии

Жеребцова, Елена Евгеньевна — Челябинск, 2003

Время и пространство как эстетические категории являются предметом нашего исследования и определяют методологическую основу работы: понимание художественного мира писателя как системы, а элементов художествен...

Художественная аксиология Михаила Булгакова

Петров, Василий Борисович — Москва, 2003

Социально-исторический фон времени определялся тремя тенденциями: эсхатологическими настроениями5, распространением социалистических идей и пересмотром системы ценностей.6 Мир, расколотый надвое, отразившись в умонастроениях писателей, предопределил противоречивость его оценки...

Художественная картина мира в творчестве Г. Газданова 1920-1930-х гг.

Подуст, Оксана Сергеевна — Воронеж, 2003

Не было недостатка в однозначно высоких оценках творчества Г. Газданова. Издатель и друг писателя М. Слоним отметил, что его первые рассказы о гражданской войне «обратили на себя внимание не только сочетанием иронии и лирики, но остротой слога и каким-то мажорным, мужественным тоном.»2 «Он тяготел к «типизации деталей» и к ироническому...

Художественная перспектива в поэзии И. А. Бунина

Ермакова, Елена Евгеньевна — Тюмень, 2003

В научных трудах буниноведов, с нашей точки зрения, все еще недостаточное внимание уделяется поэтическому наследию художника. Бунин-прозаик, вольно или невольно, заслонил собой Бунина-поэта, хотя сам мечтал об обратном. А. В. Бахрах записывал: "Бунин.неизменно хотел, чтобы его в первую очередь считали поэтом, а как раз его поэзию как бы не...

Художественная проза А. Мариенгофа 1920-х годов

Чипенко, Галина Геннадиевна — Южно-Сахалинск, 2003

Романы А. Мариенгофа представляют собой яркий пример русской модернистской прозы 1920-х годов. Для развития культурного процесса этого периода одной из актуальных проблем стал поиск нового героя, поиск форм выра...

Художественная эманация идей и образов Ф. М. Достоевского в русской литературе начала XX века

Юрьева, Ольга Юрьевна — Москва, 2003

Проясняя некоторые положения данной работы, оговорим хронологические рамки понятия «начало XX века». В отечественном и зарубежном литературоведении не сложилось определенного мнения о том, в какой временной промежуток укладывается понятие «литература и культура начала XX века». В...

Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина

Шевцова, Галина Ивановна — Елец, 2003

Непросто складывались отношения А. Грина с современниками. В дореволюционной критике его произведения гораздо чаще получали пренебрежительный отклик, чем доброжелательный. В 1914 году в послании к редактору В. С. Миролюбову Грин с горечью писал: «Мне трудно., Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и...

Художественное своеобразие романов Гайто Газданова

Дьяконова, Ирина Анатольевна — Северодвинск, 2003

История взаимоотношений творческого наследия Гайто Газданова и литературной критики в настоящий момент переживает этап, когда, наконец, справившись с очарованием определения «неразгаданный» (в различ...

Художественный мир Б. Зайцева: поэтика хронотопа

Баландина, Марина Борисовна — Магнитогорск, 2003

Новым этапом в научном осмыслении творчества Б. Зайцева в России стали 1970-е годы. В «Советском энциклопедическом словаре» (1979 г.) была дана краткая характеристика творчества писателя: «Зайцев Б.К. (1881-1972), русский писатель. Мистическое воплощение жиз...

Художественный мир "Степной книги" О. Павлова

Орехова, Екатерина Евгеньевна — Воронеж, 2003

Павел Басинский, представитель другого направления в современной критике, совсем иначе видит исходные позиции «неореалистов». В его интерпретации реализм - «это степень доверия к божьему миру и его сокровенному смыслу. Задача художника не «изучать» жизнь и людей, ни тем более «изменять» их, но - благородно и прозрачно отражать их «замысел» в тех...

Человек и мир в лирике А. Жигулина

Марфин, Григорий Вячеславович — Воронеж, 2003

Опасность потери связей была осознана российским обществом в середине 1990-х годов, когда уже без яркого эмоционального отрицания всего предыдущего периода происходит переоценка ценностей советской культуры. Возвращается истинное значение фактам и событиям, получают новое звучание целые периоды советской эпохи, а отторгнутые имена деятелей...

Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина

Рудзевич Ирена — Ольштын, 2003

Бурное развитие современного научно-технического прогресса, предостерегает Залыгин, грозит отрицательными последствиями, бесконтрольное применение научных идей может обратиться против человека. Залыгин постоянно обращал на это внимание, призывал к точному и последовательному определению перспектив многообразных связей человека с природной средой...

"Чужое слово" в прозе А. П. Чехова

Капустин, Николай Венальевич — Иваново, 2003

Что ж, с позиций наивного литературоцентризма русским писателям неоднократно инкриминировали раздувание «мирового пожара», а Достоевского вообще обвиняют во всех смертных грехах5. Чехова обходили стороной. Восполнить «пробел» и решил М. Эпштейн, обещая «деконструировать» «сделанного» литературоведами Чехова, но «разделавший» его самого. При этом...

Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в.

Левашова, Ольга Геннадьевна — Барнаул, 2003

В целом, более плодотворным выглядит второй путь — поиск конкретных источников и реминисценций, поскольку результаты сравнительного анализа текстов Шукшина и Достоевского более объективны. Шукшиноведение в целом составило весь корпус «отсылок» к творчеству писателя-классика (работы С.М. Козловой (120...

Эволюция лирики Н. К. Старшинова в свете традиций русской поэзии

Щербаков, Сергей Анатольевич — Москва, 2003

Таким образом, следует признать, что однозначной интерпретации понятия «традиция» в литературоведении нет, но значимость самого процесса наследования художественных и нравственно-этических ценностей несомненна. В недавно изданных дневниках Георгия Свиридова есть такая запись: «Традиция - явление вечно живое, непрерывное, неизменно меняющееся и, в...

Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского

Андреева, Анна Николаевна — Москва, 2003

Рядом с официальным искусством, подлежащим неминуемому воздействию «канонов соцреализма», возникло явление «параллельной», «неподцензурной» культуры3, одним из важнейших принципов которой являлась непосредственная связь с теми традициями, через которые советские деятели искусства должны были перешагивать4...

Эпическое творчество Николая Клюева

Лисицкая, Елена Николаевна — Тюмень, 2003

Первые опыты, которые условно можно назвать предпоэмами, развивают мотивы социально- географической (по терминологии Б.Клибанова) утопии: Белая Индия - это Беловодье старообрядческих, древнерусских по истокам, легенд. И в лирике предреволюционной поры, и в ранних поэмах выдвинулся в качестве доминирующего китежский мотив, который будет сложно...

Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы

Казеева, Елена Александровна — Саранск, 2003

Своевременность данного исследования также связана с тем, что в настоящее время вновь обострился интерес к литературе рубежа XIX-XX веков. Мы полагаем, этот интерес особенно касается литературы модернизма. Данный факт можно объяснить, на наш взгляд, своеобразной реакцией отторжения реализма, господствующего в русской литературе на протяжении...

Эстетико-онтологические основания раннего творчества Ф. М. Достоевского

Зелянская, Наталья Львовна — Барнаул, 2003

В данном контексте, как нам представляется, наиболее целесообразным является обращение к раннему периоду творчества Ф.М. Достоевского, т.к. именно тогда начинали формироваться те идеи, которые, трансформировавшись, дали импульс для проблематики зрелых произведений писателя...