Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

"Русская идея" в творческом сознании Андрея Белого

Макшеева, Наталия Вячеславовна — Омск, 2000

В русском характере Белого отталкивала склонность к чувству ■ладания готовой истиной, следствием чего становится, по его мнению, ховный максимализм, желающий получить всю полноту идеала уже есь и сейчас и неспособность к повседневной творческой работе. Все о воспринималось писателем как серьезное препятствие для зидания будущего...

Русская идиллия

Абрамовская, Ирина Сергеевна — Великий Новгород, 2000

Избранный временной отрезок - конец XVIII- первая половина XIX века - интересен тем, что именно в этот период идиллия функционирует довольно активно на всех уровнях - и в своем основном качестве (в форме лиро-эпического стихотворения), и во взаимодействии с другими жанрами (одой, элегией, посланием, повестью, поэмой), ее специфику объясняют в...

Русская литература последней трети XVIII - начала XIX века и становление государственной идеологии

Зорин, Андрей Леонидович — Москва, 2000

Именно в последней трети ХУШ - начале XIX века обозначенный круг вопросов приобретает исключительное значение и для развития литературы и для становления государственной идеологии. В екатерининскую эпоху заданный петровскими реформами процесс переосмысления судьбы Российской империи и стоящих перед нею исторических задач перестает быть делом воли...

Русская литературная балада 1840—1890-х годов

Иванов, Владимир Александрович — Смоленск, 2000

Предметом исследования является баллада 1840 — 1890-х гг., ее содержательные признаки и такие характеристики, как источник сюжета, историческое время, реальное место действия и жанровая разновидность...

Русская литературная баллада 1840-1890-х годов

Иванов, Владимир Александрович — Смоленск, 2000

Теоретическая ценность работы заключается в разработке оригинальной методики исследования произведений балладного жанра, в выведенной на ее основе логической формуле инварианта русской литературной баллады, являющейся основой для построения схемы структуры жанра русской литературной баллады...

Русская литературная критика конца 1810-х - начала 1830-х годов

Голубева, Ольга Владимировна — Москва, 2000

Воссоздание широкого контекста литературных споров эпохи позволит ввести в научный оборот значительный корпус не привлекавшихся ранее критических текстов, существенно расширить круг имен критиков, многие из которых были незаслуженно забыты, иначе взглянуть на деятельность некоторых сочинителей, что позволит, с нашей точки зрения, наиболее полно...

Русская новолатинская поэзия

Либуркин, Дмитрий Львович — Москва, 2000

Рассматриваемые тексты, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, снабжены историко-культурным и историко-литературным комментарием. Особое внимание уделяется литературным связям латинских стихов с современными и позднейшими русскими (церковнославянскими, "славенорусскими"), а также с произведениями европейских новолатинских авторов...

Русский литературный авангард

Мильков, Дмитрий Эльевич — Санкт-Петербург, 2000

Данное исследование является попыткой анализа свойств и тенденций русского авангарда, ранее малоизученных и в практически новом научном преломлении. Такое положение задает определенных характер исследованию: характер вступления в тему, предварительных подступов к возможным дальнейшим разработкам многих заявленных в данной работе проблем. Такое...

Русский символизм в рецепции англо-американского и немецкого литературоведения

Тяпков, Илья Сергеевич — Иваново, 2000

Полученные таким образом сведения актуализируются в наше время еще и потому, что в последние десятилетия происходит своего рода "переоценка ценностей" - как в методологии литературоведения, так и в осмыслении сущностной природы символизма как одного из высочайших достижений человеческой культуры...

Русский словесный портрет

Башкеева, Вера Викторовна — Москва, 2000

В эстетическом, а не бытовом ракурсе решен вопрос и о сходстве в портрете. Сходство оригинала с изображением понимается двояко: изображение внешнего подобия (вопрос во многом технический) и умение художественно воплотить историческую личность, создав адекватную ей, но и совершенно новую портретную личность. Первое в глобальном смысле незначимо для...

Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов

Петренко, Александр Филиппович — Пятигорск, 2000

Михаил Афанасьевич Булгаков в полной мере разделил горечь столкновения художника с авторитарной властью. Первое, что выпало на долю писателя после яркого, но кратковременного успеха в середине 20-х годов, было недоверие, хула, политические наветы, а в последние, наиболее плодотворные, десять лет его жизни — замалчивание и забвение...

Сборник рассказов В. В. Набокова "Весна в Фиальте"

Карпович, Ирина Евгеньевна — Барнаул, 2000

В отечёственном литературоведении рассказам писателя уделялось до сих пор не так уж много внимания2. В существующей критике преобладает взгляд на рассказы Набокова как на своеобразную лабораторную мастерскую, в которой испытывались тематические, сюжетные, стилистические ходы будущих романов. В большинстве критических работ подходы к рассмотрению...

Своеобразие мифологизма в творчестве М. И. Цветаевой 20-х годов

Малкова, Юлия Владиславовна — Санкт-Петербург, 2000

Отрицая литературные и поэтические влияния, Цветаева тем не менее признавала свою «поэтическую отзывчивость на новое звучание воздуха»(СС-7,У11,386). Этим новым звучанием в сфере культуры была ремифологизация как глобальная культурная реакция на кризис рубежа веков. Ощущение всеобщей относительности, переживание и предчувствие эпохальных стрессов...

Своеобразие художественного воплощения национальной идеи в творчестве В. Самийленко

Мартинюк, Николай Иванович — Киев, 2000

Захист відбудеться « № » хДіММЛ _ 2000 р. о і£_ годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 26.178.01 при Інституті літератури ім.Т.Шевченка НАН України (01001, м.Київ-1, вул. Грушевського, 4...

Семантика жеста в прозе Андрея Белого

Масленникова, Ольга Николаевна — Иваново, 2000

Как следует из названий вышеприведенных работ, интерес зарубежных исследователей сосредоточен как на изучении общих, концептуальных проблем (А. Белый в русле символистского движения), так и на изучении вопросов собственно поэтического плана (хотя в этом отношении преобладает интерес к «Петербургу», «Серебряному голубю» и поэтическим циклам Белого...

Символ как элемент художественной системы в поэзии Н. А. Некрасова

Марунов, Андрей Викторович — Новокузнецк, 2000

Герои русской демократической поэзии 50 - 70-х годов в большинстве случаев сохранили свое нравственное обаяние в "переходный период". Они воспринимались как "исторический факт", как идеалы, как одно из слагаемых сложного процесса развития и представляли большой интерес для современников. Утверждающаяся индивидуалистическая поэзия в художественном...

Словесная пластика и архитектоника

Капинос, Елена Владимировна — Новосибирск, 2000

Пластичность и структурность как атрибуты внешней оформленности материи заставляют говорить о границах предметности. В отношении определений предмета в художественном произведении существуют разные мнения. А.И.Белецкий называет «вещью» только «орудия и результаты производства - искусственную обстановку, созданную человеком»9. Такой подход к вещи...

Словесные лейтмотивы в творчестве Достоевского

Зыховская, Наталья Львовна — Екатеринбург, 2000

Научная новизна исследования определяется применением методики идентификации подтекста на основе выявления словесных лейтмотивов, что обеспечивает получение новых обобщающих выводов относительно функционального аспекта лейтмотивности в произведениях Достоевского...

Современная русская философско-юмористическая проза

Выгон, Наталия Семеновна — Москва, 2000

Еще Аристотелем было сказано, что человек — единственное существо, которому Богом даровано умение смеяться 4. В повседневной жизни все мы (и те, кто никогда не читал Аристотеля) высоко ценим это удивительное свойство человеческой натуры. Нас привлекают веселые люди, потому что в их поведении мы интуитивно ощущаем жизнелюбие и способность...