Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Мифологема рождения и смерти художника в русской постсимволистской прозе

Бучкина, Елена Александровна — Ижевск, 2011

Уже этот литературный ряд позволяет сделать вывод о том, что сформированный символистами и воплощенный в их жизнетворчестве миф о художнике отрефлектирован в постсимволистскую эпоху в произведениях разных жанров и в творчестве художников, испытавших влияние «большого стиля». Это позволяет взглянуть на данные тексты как на некую целостность и...

Мифообразы судьбы в прозе Варлама Тихоновича Шаламова

Зинченко, Екатерина Егоровна — Волгоград, 2011

Но дело не только в популярности данной научной стратемы. Сам Шаламов, хотя и отмечал «пустячное: значение фольклора для творчества большого поэта»1, тем не менее; по свидетельству И.П. Сиротинской, считал устойчивые фольклорные формы? (пословицы, поговорки, мифы) «закодированной информацией высокой плотности, вечными моделями отношения человека и...

Мифопоэтика кризисной антропологии в малой прозе русских декадентов

Виноградова, Виктория Викторовна — Волгоград, 2011

Одним из главных сюжетов Серебряного века становится переживание разного рода пограничных состояний, что отражается в поэтике произведений. Сюжет в литературе Серебряного века обычно уходит на второй1 план, пространственные элементы начинают доминировать над категориями времени, ■' описание фактов, состояний- вытесняет повествование о событиях...

Мифопоэтика русской прозы 1930-1950-х годов (А.П. Платонов, М.А. Шолохов, Б.Л. Пастернак)

Солдаткина, Янина Викторовна — Москва, 2011

Как особый этап в рассматриваемом периоде необходимо выделить 1940-е годы - Великую Отечественную войну, которая еще сильнее заострила ведущие эпические темы: судьба народа, обострение конфликта личности и государства, единение перед лицом внешней угрозы, обращение к национальным истокам и традициям, к исторической памяти нации, размышление о...

Многомерность прозы Н.В. Гоголя

Кацадзе, Кристина Георгиевна — Иваново, 2011

Персонажи-упоминания из гоголевской прозы в каком-то смысле имеют законное право называться «внесценическими»: «Художественное зрение Гоголя воспиталось под впечатлением театрального и изобразительного искусств. Давно уже отмечалось, что определенные части повествования Гоголя представляют собой словесные описания театрализованных эпизодов»10. JI...

Мотив границы в художественном сознании И.А. Гончарова

Истомина, Елена Павловна — Ярославль, 2011

Актуальная проблема современного гончарововедения заключается в необходимости поиска формальных компонентов, обусловливающих как содержательное, так и художественное единство творчества Гончарова. Представляется, что определенный шаг в решении этой проблемы способно сделать исследование интегрирующего мотива границы, позволяющее выявить сущностные...

Мотив "духовного странничества" в прозе русской эмиграции

Лау, Наталья Владимировна — Москва, 2011

Б.К.Зайцева6, но большее предпочтение в исследованиях всегда отдавалось , раннему этапу, а последний период его творчества оставался почти не изученным...

Мотив "живого портрета" в повести Н.В. Гоголя "портрет": текст и контекст

Баль, Вера Юрьевна — Томск, 2011

Б. М. Распаров в своей книге «Литературные лейтмотивы» рассматривает, мотив, как элемент структуры текста, который «складывается во взаимодействии и борьбе различных, даже противоположных, смыслообразующих сил». В концепции исследователя мотив вбирает и отражает в себе «уникальное1 стечение обстоятельств»,, при: которых он; был; создан и...

Мотивные комплексы как системная характеристика современной русской литературы

Близняк, Ольга Михайловна — Армавир, 2011

Степень изученности избранной проблематики характеризуется пятью основными аспектами, соотносящими мотивный комплекс и современную литературу. Отметим их последовательно...

Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского

Вьюшкова, Ирина Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2011

На сегодняшний день вопрос об особенностях онейропоэтики в поэзии и прозе Полонского остается открытым, поскольку до сих пор - замечания исследователей о роли сновидческой тематики у Полонского эпизодичны и разрознены. Нам представилось принципиально важным учесть и осмыслить обращения Полонского к этому мотиву в масштабах всего его ^ творчества...

Национальные образы-архетипы в творчестве М.А. Булгакова

Урюпин, Игорь Сергеевич — Елец, 2011

При доминировании системно-целостного подхода в изучении творческого наследия писателя в работе широко применяются историко-генетический, сравнительно-типологический, мифопоэтический, мотивно-семиотический методы исследования, активно устанавливаются междисциплинарные связи с культурологией, философией, лингвистикой, психологией, этнологией...

Н.В. Гоголь и У. Шекспир: поэтика драматургии в сравнительном освещении

Евдокимов, Андрей Андреевич — Москва, 2011

Исследование биографии Гоголя и сравнительный анализ его произведений и пьес Шекспира позволяет не только расширить представления о роли английского поэта в отечественном литературном процессе, но также увидеть в новом свете сочинения русского автора, творчество которого приходится на период интенсивной рецепции шекспировской драматургии в России...

Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Лебедева, Александра Владимировна — Иваново, 2011

...

Н.Е. Струйский и проблема литературной репутации

Попов, Владимир Николаевич — Москва, 2011

Это ставит перед исследователем ряд теоретических вопросов: расхождение между биографией и репутацией Струйского есть плод случайности или следствие неизвестных законов литературной истории? Есть ли вообще прямая связь между репутацией и биографией? Репутация писателя неизменна или меняется вместе с литературными эпохами...

Нижний Новгород в раннем творчестве М. Горького

Толмачева, Наталья Юрьевна — Нижний Новгород, 2011

В «Фоме Гордееве», повести «Трое» и ряде других ранних произведений он нарисует обобщающий образ волжского Города. Позднее Горький изобразит Нью-Йорк в облике города Желтого Дьявола, создаст серию образов уездных городов, подобных городку Окурову. В «Жизни Клима Самгина» он обрисует некий губернский Русьгород, покажет Москву, Петербург, Париж...

Новороссийская маринистика как продолжение истории мировой литературной маринистики

Тарасова, Виктория Михайловна — Краснодар, 2011

Именно с точки зрения событийного начала сама природа предопределяет в произведениях морской тематики непрерывные изменения, случайности, непредвиденности, коварные бури, опасные мели, невероятной силы ураганы, сражения, крушения кораблей — все то, что усиливает степень драматизма и неизменно вызывает интерес читателя...

Образ Индии в русской литературе

Фисковец, Елена Валерьевна — Петрозаводск, 2011

Зосимы к рахманам». Текст повествует о посещении отшельника Зосимы страны Блаженных, которая, как отмечает А.Н. Афанасьев, «описывается в духе классического "золотого века" с поправками на христианские представления о праведности»3...

Образы женщин Северного Кавказа в русской поэзии 1820-1830-х годов

Манкиева, Эсет Хамзатовна — Москва, 2011

Главная ее задача, тем не менее, историко-литературная: выявление по возможности всех российских художественных произведений 1820-1830-х годов XIX века на указанную тему в любом ее объеме и анализ их женских персонажей в свете творческих приемов и средств их создания...

Образы Парижа в русской и французской литературах конца XVIII - середины XIX вв.: диалог культур

Рудикова, Наталья Александровна — Томск, 2011

В нашей стране начало изучения семиотики города положил фундаментальный труд Н.П. Анциферова «Книга о городе»4. Ученый, описывая духовно-материальную сферу города посредством архетипа пространства, обозначил ключевые образы, рассматриваемые им на материале текстов русской классики. Вместе с тем он вычленил в культурном пространстве города такие...

Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова

Павлова, Наталия Дмитриевна — Москва, 2011

Л. Мартынов — художник, поэт — вошел в литературу в 20-е гг. XX в., во время активных поисков выразительно-изобразительных средств, источником которых для поэзии априорно считался синтез, как художественный, так и внутрилитературный. Поэтому для поэта стилизация композиционных, колористических, интонационно-ритмических открытий, совершенных...