Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Жанр научной биографии в русском литературоведении кон. XIX - нач. XXI вв.

Медведева, Елена Анатольевна — Казань, 2011

В центре внимания биографа может стоять личность, внесшая вклад в любую из отраслей знания - писатель, артист, политик, ученый и др. При этом сфера деятельности объекта исследования напрямую обусловливает и выбор методов, используемых автором, и общую концепцию, и необходимый содержательный состав, а также общественно-научную значимость работы...

Жанровая специфика прозы И.С. Шмелева

Ухина, Елена Александровна — Санкт-Петербург, 2011

Однако в конце 1910-х годов в творчестве Шмелева происходит очень серьезный качественный сдвиг. В фокусе внимания писателя оказываются сложнейшие религиозно-философские проблемы, в художественных текстах возникают мистические, метафизические интенции; одновременно с этим довольно резко меняется его творческая манера: от канонически-традиционного...

Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии XVIII-XX вв.

Жиляков, Сергей Викторович — Елец, 2011

Так, Г. Шенгели в статье «Два «Памятника»: сравнительный разбор озаглавленных этим именем стихотворений Пушкина и Брюсова» (Пг., 1918г.) выявляет особенности «Памятников» вышеобозначенных поэтов, подчеркивает модернистичность стихотворения Брюсова на фоне русской традиции, в частности, в сравнении с Пушкиным. Продолжает сравнительный анализ ( уже...

Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.

Аксёнова, Виолетта Владимировна — Астрахань, 2011

Отечественными и зарубежными исследователями: творчества В. Аксёнова не раз предпринимались попытки периодизации творчества писателя. Обычно систематизация творчества писателя предстает в виде периодов творческого пути, на которые'оказали влияние современные ему общественно-политические события...

Жанровые особенности философской сказки в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.

Тихомирова, Анастасия Владимировна — Ярославль, 2011

Так же как отсутствует единая универсальная классификация народной сказки (на данном этапе это — типология с различными основаниями), не существует и, по нашему мнению, не может существовать классификации разновидностей литературной сказки ввиду высокой подвижности жанровой формы. Безусловно, можно создать типологию на основе известных жанровых...

Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева

Калганникова, Ирина Юрьевна — Москва, 2011

О «безвольности», «пассивности» героев Зайцева в негативном духе отзывались М. Морозов [208] и К. Чуковский [292]. Однако это не мешало им признавать особую художественную отзывчивость писателя на движения и тяготения национальной души, умение передавать стихию русской жизни...

Жанровый синтез в русской классической прозе конца XIX - начала XX вв.

Васильева, Татьяна Владимировна — Москва, 2011

Сходное восприятие эпохи проявляется в поиске сходных принципов построения произведения, и, прежде всего, в стремлении к художественному синтезу3. Синтетическое начало затрагивает уровень формальный и содержательный, что позволяет в итоге говорить о синтезе...

Женские образы в современной русской и персидской прозе

Норузи Махназ — Москва, 2011

В двухтомный сборник «Современная.иранская проза: Антология иранского рассказа» (2010 г.) были »включены, сорок рассказов двадцати одного^ автора: Это самые разные повествования: остросоциальные и философские, притчи и сказки, женские истории- о любви и вере, бытовые зарисовки в сатирическом или...

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова как семиотический объект исследования

Ашрафи Рад Махмуд — Москва, 2011

В нашей работе исследуемыми событиями являются факты творческого и жизненного пути Александра Сергеевича Грибоедова^ а системой координат выступает культурное пространство, современное Грибоедову, а также во многих, случаях — культурное пространство, современное для исследователей, которые занимались его творчеством...

Журнал "Гиперборей": своеобразие и роль в системе акмеизма

Чабан, Александра Александровна — Москва, 2011

Особое место в этом списке принадлежит не просто журналам, в которых сотрудничали поэты, а печатным изданиям, организованным их стараниями. В первую очередь, это журналы Гумилева «Сириус» и «Остров», где формировались навыки Гумилева-редактора...

Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох

Есикова, Екатерина Михайловна — Москва, 2011

Важное место среди печатных изданий перестроечного периода занял журнал «Огонек» - иллюстрированный литературно-художественный и общественно-политический еженедельник, выходивший миллионными тиражами и пользовавшийся огромной популярностью. Анализ формата этого издания - структуры медиапродукта как совокупности параметров, составляющих контент и...

Идейно-поведенческий комплекс "люди сороковых годов" в литературе конца XIX - начала XX в.

Лазутин, Всеволод Владимирович — Москва, 2011

В научной литературе существует достаточно большое количество исследований, посвященных анализу типа личности поколения 1840-х годов, а также исследований по истории идей, так или иначе относящихся к этой эпохе. Среди них можно, разумеется, назвать книгу Л.Я. Гинзбург «О психо4 логической прозе», в первой главе которой проводится исследование черт...

Изобразительный ряд в повествовательном пространстве цикла сказаний о Тихвинской иконе Богоматери

Панина, Нина Леонидовна — Новосибирск, 2011

Изображение в средневековой иллюминированной рукописи долгое время воспринималось исследователями как некий самостоятельный элемент, не оказывающий существенного влияния на жизнь текста и даже требующий независимого (другого, чем текст) описания. В формировании повествовательного пространства иллюминованного литературного повествования...

Имагологический аспект восприятия прозы А. Платонова

Каткова, Майя Михайловна — Москва, 2011

...

Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов

Хабибьярова, Эльвира Милисовна — Бирск, 2011

Задачами работы являются: квалификация и описание функций художественного приема иронии в произведениях разных жанров; рассмотрение возможностей иронии в процессе художественного изображения общества и нравственного облика его представителей в литературных произведениях разных жанров: романе, повести, драме; анализ конфликтной и образной систем...

Искусство словесного портретирования в русской мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII - первой трети XIX вв.

Руднева, Инна Сергеевна — Брянск, 2011

Как отмечает О. Чайковская, мемуары, действительно, «.стали кладовой для историка, который время от времени прихватывал оттуда то факт, то черты быта, то какое-нибудь суждение, сами же они предметом исследования не стали.» [Чайковская 1980: 209...

Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века

Бражников, Илья Леонидович — Москва, 2011

Между тем, это вовсе не означает, что сами историки полностью свободны от «априорных» историософских представлений, довлеющих им: «По-видимому, в каждом историческом описании реальности действительно существует нередуцируемый идеологический компонент» . Так или иначе, историк должен иметь представление о том, как движется история, кто или что...

И.С. Тургенев и Л. Пич

Минина, Светлана Павловна — Ставрополь, 2011

Объектом исследования являются русско-немецкие, немецко-русские литературные связи, конкретизирующиеся на уровне творческих биографий И.С. Тургенева и Л. Пича...

Книги М.А. Волошина "Стихотворения 1900-1910" и "Selva oscura" как лирическая дилогия

Хорошавина, Татьяна Владимировна — Уссурийск, 2011

Необходимо отметить, что разработка, проблем, связанных с лирической циклизацией в творчестве М.А1. Волошина, является, по нашему мнению, наиболее актуальной перспективой * изучения творчества поэта, поскольку подобный подход адекватен самой художественной системе М.А. Волошина. Интерес к проблемам циклизации в творчестве поэта достаточно устойчив...

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" на сцене отечественного театра XX века: литературное произведение в театральном процессе

Колесникова, Светлана Александровна — Краснодар, 2011

Гончаров отмечает первозданную свежесть и остроту «Горя от ума». Смыслы текста не утрачены, наоборот, внутренне разрослись; характеры не архаичны, а живы и подлинны; язык блещет изысканной афористичностью. Время лишь обобщило лица и проблематику, сделало их общечеловеческими. Эта мысль Гончарова крайне важна в сегодняшних размышлениях о...