Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

"Сцена на сцене": проблемы поэтики и типологии

Чупасов, Вадим Борисович — Тверь, 2001

Даже простое перечисление существующих терминов позволяет отметить примечательную особенность - большинство наименований отсылают нас к театру. Далее мы попытаемся обосновать тезис о необходимости самого пристального внимания к связи драмы с театром при изучении пьес со «сценой на сцене», пока же отметим тот факт, что существующие обозначения не...

Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики

Каспина, Мария Михайловна — Москва, 2001

Проппу Само по себе столь важное место данного сюжета в книге не могло остаться без внимания при последующих интерпретациях Библии. Чтобы лучше понять процесс трансформации библейского сюжета о первых людях (Быт. гл. 1-5), целесообразно рассмотреть не только его дальнейшую судьбу в еврейской культуре, но также привлечь для сравнения материал...

Жанр надписи в русской поэзии XVIII - первой трети XIX в. в.

Прокопович, Оксана Алексеевна — Караганда, 2000

Нами не было обнаружено ни одного монографического исследования, посвященного данному лирическому жанру. В настоящий момент существует всего одна статья, делающая предметом исследования жанр надписи, причем, лишь его разновидность - надпись к портрету - «Надпись к портрету как литературный жанр» А.3.Дмитровского /55/. Автор статьи концентрирует...

Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции

Веселова, Инна Сергеевна — Москва, 2000

Коммуникация протекает в некотором культурном, физическом, психологическом и пр. контекстах. Б.М. Гаспаров назвал три основных фактора, "присутствие которых в устной речи является обязательным или, по крайней мере, отсутствие оказывается значимым": вербальный, мелодический и визуальный. Кроме них он предложил учитывать второстепенные факторы...

Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга

Майкова, Алиса Николаевна — Москва, 2000

Американская школа мифокритики использовала идеи Юнга в изучении художественной литературы. Н. Фрай, разрабатывавший теорию мифа, повторяет вслед за Юнгом, что «первобытные формулы», т.е. «архетипы», постоянно встречаются в произведениях классиков, и более того, ((существует общая тенденция к воспроизведению этих формул»4 . Психологи аналитической...

Метареализм как направление

Князева, Евгения Александровна — Пермь, 2000

Материалом исследования послужили поэтические тексты, как вошедшие в книги, так и опубликованные в сети Интернет на сайте литературного журнала «Вавилон» «Тексты и авторы». Детально рассматриваются программные манифесты метареализма, которые были взяты из электронной версии тезисов «Каталог новых поэзий» М.Эпштейна. Привлекаются различные...

Поэтика повествования русской прозы XX века, 1917 - 1985

Галимова, Елена Шамильевна — Архангельск, 2000

Обратившись к русской прозе XIX века, мы увидим, что для нее вопрос о том, «кто и как рассказывает ту историю, что заполняет собой роман или повесть», безусловно, всегда был принципиально важным. Размышляя над тем, почему первый опыт пушкинской прозы - роман «Арап Петра Великого» - остался незавершенным, С.Бочаров видит причину этого в том, что...

Поэтика слова в системе "текст / произведение"

Егоров, Евгений Александрович — Самара, 2000

В бытовом коммуникативном акте смысл высказывания не находится в жесткой зависимости от лексических средств, использованных для его выражения - он даже может быть без особого ущерба для себя неоднократно переформулирован. Смысл же художественного произведения принципиально не может быть выражен иначе, кроме как посредством уникальной совокупности...

Предпосылки возникновения русского формализма. Культурно-исторический контекст

Шарипова, Эльвира Айратовна — Уфа, 2000

Первой работой, благодаря которой русский формализм стал известен на Западе, явилось исследование истории и теории этого научного направления, возникшего в России, В.Эрлихом. Его книга «Русский формализм», впервые вышедшая в 1955 году, претерпела несколько изданий. В рецензиях на первое издание этой книги выражалось сожаление по поводу...

Притча и притчевость в украинской прозе 70-80-х годов XX в.

Колодий, Ольга Ивановна — Киев, 2000

Доки літературознавці сперечалися про доцільність використання форм умовності у літературі, вийшли художні твори, які засвідчили великий творчий потенціал цих форм. Міф, притча, парабола (як основні види вияву умовності) не тільки повнокровно входять у роман, повість, драму, а й стають їх конструктивною основою. «Нежиттєподібні» форми освоєння...

Проблема трагаческого и комического (на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Чо Хе Кюн — Москва, 2000

В русской и мировой научной литературе давно принято говорить о трагизме Ф. М. Достоевского, о трагическом начале чувств и стратей в его романах, об их катастрофичности, сопоставлять их с античными трагедиями и произведениями Шекспира...

Проблема трагического и комического

Чо Хе Кюн — Москва, 2000

Уже В. Г. Белинский, анализуя творчество Н. В, Гоголя, писал о "трагическом значении комического". При этом критик указывал на ограниченность теории классицизма: «Разделение драматических ирии введен им на трагедию и комедию. отбывается анахронизмом./.,/ Трагедия так же может быть в комедии, как и комедия в трагедии »4. В этом плане русский критик...

Проблемы воссоздания образа Амира Темура в Узбекской драматургии периода независимости

Расулмухамедова, Дурдона — Ташкент, 2000

Юк,оридаги эьгирофлардан келпб чикдлса, ис .тикдол даври узбек драматуршясида Амир Темур образшашг бадипй 1алк,шш, бадииплик ва тарихийлпк нисбати каби илмнй масалашшг х,ал этилиши жщатидан дам тадкицот;шиз мавзуи мух,имдир...

Проблемы интерпретации и ценностная природа литературного произведения

Фуксон, Леонид Юделевич — Кемерово, 2000

ЛОЛ однозначно определять факты . Понимание художественного произведения осуществляется главным образом с помощью самого произведения: соотнесения его частностей (усилия интерпретации) направляют^ ся самим их взаимодействием...

Системно-субъектный метод Б. О. Кормана

Ли Хи Вон — Москва, 2000

Настоящий художник, при всем своем желании снять с себя оценочную функцию, не может полностью освободиться от того, чтобы не занять определенную позицию по отношению к тому, о чем пишет. Он в разной степени непременно присутствует в созданном им произведении. Но не всегда внешне открытое присутствие автора отражается в литературном произведении...

Социалистический реализм

Ким Ен Су — Москва, 2000

Во-первых, попытаться еще раз обратиться к осознанию теоретических основ социалистического реализма и понять, что таилось под этим названием, как оно толковалось в разные периоды и как его целесообразно понимать в наше время...

Стратегии чтения в контексте художественного повествования

Бологова, Марина Александровна — Кемерово, 2000

Предмет данного исследования - стратегии чтения текста, формирующиеся в контексте художественного повествования и эксплицируемые читателем в практике анализа и понимания литературного произведения. Стратегии чтения здесь понимаются как такая последовательность шагов в осуществлении смыслопорождающей игры текста, которая реконструируется при его...

Структурная семиотика Ю. М. Лотмана как научно-гуманитарная концепция

Козлов, Андрей Валериевич — Москва, 2000

С другой стороны, необходимость решения данной проблемы делает актуальным выработку общей методологии анализа конкретных литературоведческих концепций, построение абстрактной модели, которая должна служить инструментом изучения таких концепций. Кроме того, история развития гуманитарного знания вообще, стремление его к научности и история развития...

Теория структурно-семантического метода

Чередниченко, Игорь Владимирович — Краснодар, 2000

Целый ряд терминов используется в работе в окказиональном значении. Так, под "восприятием-1" понимается рецепция текста в читательском режиме, под "восприятием-2" - рецепция текста в научном (аналитическом) режиме. "Картина" - образно-концептуальное представление, возникающее в сознании реципиента в процессе чтения. Значения других терминов...

Человек и обстоятельства в литературно-историческом контексте XX столетия

Бондаренко, Владимир Александрович — Краснодар, 2000

Тем не менее, на наш взгляд, принципиальным является восстановление в курсе истории отечественной литературы творчества названных писателей уже потому, что воссозданный ими вопреки неустойчивому характеру революционной эпохи национально-исторический тип позволяет судить о существовании в живом литературном процессе того времени иных принципов...