Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Поэтика исторической прозы Тацита

Крюков, Александр Самуилович — Санкт-Петербург, 2002

Современник, друг и советчик историка Плиний Младший обмолвился в одном из писем к Тациту: «Предсказываю - и мое предсказание не обманывает меня, что твои «Истории» будут бессмертны...

Проблема символа в литературном произведении: текст и читатель в акте моделирования эстетического объекта

Нестеров, Александр Юрьевич — Самара, 2002

Вводя понятие эстетического объекта как места, возникающего в точке встречи текста и его читателя, коммуникативный подход предполагает применение структуральных методов для исследования текста и з герменевтических методов для исследования сознания воспринимающего текст реципиента, одновременно осуществляя проекцию полученных в таком исследовании...

Пушкин и европейская традиция

Небольсин, Сергей Андреевич — Москва, 2002

В сравнении с направленностью ряда названных выше исследований автор профилирует свою задачу и свою работу и в иных важных отношениях. Художественные идеи, решения и открытия Пушкина, обеспечившие ему общенародный авторитет, рассматриваются в данном труде не только через сопоставление с отдельными классическими фигурами либо с отдельными...

Типология метафизического в поэзии

Иконникова, Елена Александровна — Москва, 2002

А. Каули в 1661 году написал комедию с названием "Щеголь с Коломенской улицы". Э. Марвелл с 19 августа 1663 до 24 июня 1664 года был в России в качестве секретаря английского посольства графа Карлейма. В это же время Дж. Мильтон создал "Краткую историю Московии", не забыв упомянуть о России и на страницах "Потерянного Рая". Также именно Дж...

Функции цитат, реминисценций и аллюзий в сюжетообразовании прозаического произведения

Аржанова, Ольга Кимовна — Самара, 2002

Проблема соотнесения «своего» и «чужого» исследована достаточно широко. Подробно изучались литературные заимствования, подражания, переводы, ставилась проблема плагиата. Историками литературы был накоплен богатый опыт сопоставлений, но такие специфические категории теоретической поэтики, как цитата и реминисценция, практически не изучались. Они...

Художественное мышление и поэтика прозы Садриддина Айни

Имомов, Махмаисуф Сайдалиевич — Душанбе, 2002

...

Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира

Ткачева, Раиса Андреевна — Тверь, 2002

Художественный мир - это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое задание, та "внутренняя форма", которая построена "внешней формой" - речевой системой, если речь идет о литературе1. Это "особая модель действительности, созданная писателем с помощью словесно-речевых средств и основанная на базе...

Эпистолярный роман, поэтика жанра и его трансформация в русской литературе

Рогинская, Ольга Олеговна — Москва, 2002

До настоящего момента в русском литературоведении отсутствовали специальные работы, предметом исследования которых был бы эпистолярный роман. Существует, насколько нам известно, единственная словарная...

Имя персонажа в художественном тексте

Виноградова, Наталья Васильевна — Тверь, 2001

Обилие публикаций свидетельствует прежде всего об актуальности проблемы, поскольку несмотря на значительные достижения в ее разработке, многие вопросы только поставлены, решены частично либо вовсе обойдены вниманием исследователей...

Коммуникативная стратегия притчи в русской малой прозе XVII-XIX вв.

Кузнецов, Илья Владимирович — Москва, 2001

Маркевича ; и обусловлен он исторически: «в результате исторического развития жанровые понятия, унаследованные от классической традиции, стали еще более, чем у своих истоков, несоотносимыми с логической точки зрения.»9...

Мотив в поэтическом мире автора

Волкова, Екатерина Валерьевна — Москва, 2001

Перспективным в этой связи представляется подход к поэтическому миру автора сквозь призму мотивной системы, особенно плодотворный при рассмотрении лирических текстов...

Мотив в системе художественного повествования

Силантьев, Игорь Витальевич — Новосибирск, 2001

Переход от первой части формулы А.Н. Веселовского ко второй - применительно к феномену мотивики - нельзя осуществить без изучения семиотической природы и эстетической функции мотива в литературе. Эти задачи влекут за собой и выбор основных методов исследования - структурно-семиотического, обращенного к определению семантических, синтаксических и...

Натуралистический роман: поэтика жанра

Вихорева, Надежда Николаевна — Тверь, 2001

Новый взгляд на натурализм как один из факторов эволюции литературы (а не только как на художественную систему определенного исторического периода) представляет механизм, движущий прогрессом разных литературных направлений. Натурализм органичен для любой художественной парадигмы, проявляясь как кризис, с одной стороны, и как источник обновления, с...

Переводы произведений Галимджана Ибрагимова на русский язык: поэтика и стиль

Хайруллина, Гульназ Сулеймановна — Москва, 2001

Из работ, появившихся в начале 1930-х годов широтой охвата материала привлекает к себе внимание статья М.П.Алексеева3 , в которой содержится сжатый, но насыщенный фактическими данными очерк развития перевода в Западной Европе и в России, анализ некоторых проблем художественного перевода и обзор основной научной литературы...

Поэтика исторического романа

Малкина, Виктория Яковлевна — Москва, 2001

Каждое произведение несет в себе какие-то индивидуальные черты - это обусловлено и своеобразием творческого метода автора, и изменениями, принесенными эпохой. Поэтому предстоит решить проблему: существует ли, при всех многочисленных вариациях, устойчивая структурная основа, на которой базируется жанр исторического романа. Это - основная задача...

Поэтика О. Мандельштама в аспекте становления ноэтического реализма

Петрова, Наталия Александровна — Пермь, 2001

В данной работе предпринимается попытка рассмотреть творчество Мандельштама в качестве репрезентативного для того направления в литературе XX века, которое называют неореализмом, неотрадиционализмом, постреализмом, неклассической гармонией, неклассическим гуманитетом, и которое в совокупности с модернизмом формирует художественную систему...

Поэтика современной метапрозы

Мирошниченко, Оксана Сергеевна — Ростов-на-Дону, 2001

Терминологическое же закрепление понятия и появление специальных исследований о метапрозе приходится на 70-80-е годы, когда в западном литературоведении активно изучалась поэтика модернистской и особенно постмодернистской художественной словесности. Наиболее влиятельными теоретическими трудами, в которых было представлено обоснование понятия о...

Романтические типы русской литературы как отражение типов художественного сознания

Баженов, Андрей Михайлович — Москва, 2001

Действительно, уход литературоведения от "поэтической де-идеологизации" необходим. Но выходить из сферы нейтральной "чистой" поэтики, нам кажется, следует не вниз, не назад - в классовость и социальность, но вперед - вверх. И не только на уровни историософский и культур-философский, но и выше - на уровень надформальный, надпоэтический...

Русский венок сонетов конца XIX - начала XX веков, к истокам жанра

Никитина, Инга Александровна — Москва, 2001

Кроме того, венок сонетов, появившись во время, когда :. окрепли тенденции к синтезу различных видов искусств, легко вписался в систему актуальных для того времени жанровых образований в силу своей «симфоничности». В немалой степени этому способствовала «генетическая» структурная связь ВС с некоторыми музыкальными формами, для которых характерен...

Соотношение категорий стиля и жанра

Зямзина, Лариса Леонидовна — Москва, 2001

Предложенная периодизация позволяет рассмотреть проблему взаимоотношения стиля и жанра в сложной специфике индивидуального мира автора, когда художественный замысел, претворяясь в жанровую форму, определяет систему стилевых факторов и носителей. Особенно важно, на наш взгляд, проследив многовековую жизнь категорий стиля и жанра, выявить общее и...