Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13

Языковое сознание как проблема отечественной когнитивистики

Киселева, Маргарита Петровна — Ростов-на-Дону, 2009

Интеграции когнитивных подходов в междисциплинарной области знания предшествовали научные разработки с когнитивной методологией в области языка и психологии. Эти разработки с полным правом можно назвать «когнитивистикой» как она формировалась на раннем этапе своего развития...

Анализ мифологической составляющей восточнославянского язычества

Бесков, Андрей Анатольевич — Нижний Новгород, 2008

Но в последние годы среди причин, обусловивших повышенный интерес к восточнославянскому язычеству, появилась новая, тесно связанная с идеологическими мотивами. В славянской мифологии с упорством, достойным лучшего применения, некоторые авторы ищут идеологическое обоснование набирающему все большую силу русскому национализму. Издания, написанные с...

Антропологические основания и знаково-символические формы молодежной культуры

Белоусова, Мария Мирославовна — Ростов-на-Дону, 2008

Надо отметить новаторские исследования петербургских авторов (коллективная работы «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» (1999); работы Т.Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы» (1993) и «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» (1999) и др., которые содержат большой эмпирический...

Антропологические основания рекламной деятельности

Трушина, Лариса Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2008

Именно антропологический подход к рекламе мог бы прояснить причины ее столь древней исторической укорененности в человеческой культуре, ее культурные метаморфозы в процессе эволюции и роль в современной культуре Ведь помимо своего прямого назначения реклама оказывает всестороннее воздействие на повседневную жизнь людей. Антропологическое...

Антропология русского народничества

Резлер, Валентина Михайловна — Санкт-Петербург, 2008

Во-первых, исследование формирования и развития народничества представляет интерес для изучения особенностей русской культуры и философии XIX — начала XX столетий...

"Буферно-синергийные зоны" в пространстве межкультурной коммуникации

Булдакова, Елена Игоревна — Ростов-на-Дону, 2008

Особую остроту избранной проблематике придает также явно обозначившаяся в последнее время тенденция односторонней интерпретации идеи об определяющей роли языка в формировании социокультурной среды...

Бытие эскейпизма в культуре

Мельникова, Любовь Гавриловна — Ростов-на-Дону, 2008

В результате возникает явная разноголосица в определении социокультурной ценности и значимости данного феномена: от однозначно-отрицательного к нему отношения, когда люди «не от мира сего» объявляются социально-опасными, до позитивной оценки, утверждения необходимости и моральной оправданности разрыва социокультурных и коммуникативных связей с...

Бытийный статус человеческого Я в религиозном экзистенциализме Н. Бердяева и Л. Шестова

Овсянников, Андрей Владимирович — Орел, 2008

Для советской исследовательской литературы характерно крайне критичное отношение к творчеству Н. Бердяева и Л. Шестова, как, впрочем, и ко всему «религиозно-философскому ренессансу» начала XX века. Работы 60-80-х годов однозначно оценивают их философию как «реакционную» и антикоммунистическую, а значит...

Вещь в дизайне

Резник, Наталья Юрьевна — Пермь, 2008

Традиционно вещная среда подвергается философскому рассмотрению с точки зрения антропологического подхода: человек как творец и потребитель вещей. В случае, когда вещь выступает активным субъектом, моделируя человека в качестве объекта, экстраполируя собственные свойства на своего создателя, требуется смещение исследовательского ракурса на нее как...

Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания

Бабалаева, Мария Викторовна — Москва, 2008

В современной культуре аскетизм никем не рассматривается как ценность. Многие люди хотят иметь множество товаров, различных жизненных благ, потреблять всё, что может предложить постиндустриальная цивилизация. Господство таких ценностных ориентаций вызывает тревогу у социальных мыслителей. Как отмечал американский социолог Д.Белл, нынешняя...

Гармония человека и мира

Берсенева, Татьяна Павловна — Омск, 2008

Основные выводы второй главы: 1. В русской классической литературе представлены три варианта гармонизации отношений человека с миром: а) рефлексия без деятельности и дея...

Дом как граница "приватного" и "публичного" в философско-антропологическом анализе

Харисова, Александра Вениаминовна — Санкт-Петербург, 2008

Разнообразие подходов и многообразие фактов требует философского, культурологического, антропологического и исторического обобщения. В этом и заключается необходимость изучения данной проблематики...

Досуг молодежи в культурном пространстве современного города

Рыбакова, Наталья Владимировна — Саратов, 2008

Бурное развитие культуры в начале XXI века стало фактором формирования новых форм досуговой деятельности, связанных с использованием компьютерных технологией и переструктурированием культурного пространства в мегаполисах. Усложнение культурной жизни и увеличение психологических нагрузок приводит к тому, что у современного человека остается все...

Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века

Луценко, Виктория Евгеньевна — Уссурийск, 2008

Ориентация на родственные им школы западноевропейской мысли делала отечественных теистов продолжателями линии постгегелевского философского теизма. Нам представляется, что нельзя заниматься системной реконструкцией и интерпретацией философских взглядов профессоров духовных академий без учёта фактора влияния на их воззрения западноевропейской...

Духовность как предмет философско-культурологического анализа

Коневских, Любовь Анатольевна — Екатеринбург, 2008

Вместе с тем к исследованию оказалась предъявлена новая — духовная — реальность как актуализирующаяся тенденция развития современного мира. Она самостоятельна по отношению к природе, все четче фокусируется на потребности исследования феноменов культуры и духовности, на соотнесении их с субъектом. Духовная реальность имеет онтологический статус...

Духовно-творческое начало личности и мировоззрение

Широкова, Ангелина Владимировна — Нижний Новгород, 2008

Сегодня можно с уверенностью сказать, что представления о мировоззрении, укоренившиеся в сознании человека, не в полной мере удовлетворяют его современным запросам и потребностям. В своём основании это выражается в сущностном разрыве «духовного» и «практического» в человеческой жизни. Огромное богатство всего духовного опыта человечества...

Зерванизм как феномен духовной культуры древнего и раннесредневекового Ирана

Крупник, Игорь Леонидович — Москва, 2008

Помимо этого исследование зерванизма имеет практическую значимость для современной России, поскольку с начала 90-х годов в нашей стране активно пропагандируется одноименное учение, распространяемое известным астрологом П.П. Глобой и его последователями. По их представлениям, зерванизм является эзотерическим учением зороастризма, восходящим к...

Игра в рекламной коммуникации: философско-методологический анализ

Швецов, Илья Владимирович — Омск, 2008

Реклама, изначально являясь инструментом экономического стимулирования, в последнее время приобрела статус генератора культурных тенденций и даже новых картин мира. Посредством принципов игры, заложенных в рекламу, рекламируемый объект преображается, вокруг него создается особая атмосфера, которая оказывает подсознательное психологическое...

Императив гуманизма в биоэтике

Желобов, Александр Андреевич — Санкт-Петербург, 2008

Привлекая в настоящее время пристальное внимание не только ученых различных специальностей и философов, но и широкие круги общественности, все более приобретая статус социального института современного общества, биоэтика остро нуждается в философском обосновании, в выявлении культурно-антропологических оснований ее фундаментальных принципов...

Имяславие в контексте кризиса русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX веков

Грановский, Виктор Владимирович — Москва, 2008

Живое освоение имяславческого идейного комплекса в нынешней православнобогословской среде, движимое не только интересом к дореволюционным формам русской мысли, но и желанием создать на их основе «передовое» богословие то крайне либерального, то крайне традиционалистского толка, — явление, представляющее несомненный интерес в сфере наблюдений...