Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13
Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов
Беззубова, Ольга Владимировна — Санкт-Петербург, 2003Ответ на данный вопрос не может быть получен в рамках существующих музееведческих концепций, в большинстве своем ориентированных на решение практических вопросов музейной деятельности, в то время как теоретическое осмысление музея как феномена культуры осуществляется лишь в контексте повышения эффективности деятельности музея. Учитывая...
Наглядные образы в формировании менталитета общества
Егоров, Вадим Владимирович — Екатеринбург, 2003В новейший период, с крахом биполярной модели мира, интерес отечественных ученых и политиков к социокультурной, идеологической проблематике "образа жизни" вдруг угас, сменившись резким неприятием. Но, надо полагать, не навсегда, поскольку никакая большая страна не может обойтись без внутренней и внешней пропаганды своей политики, своих принципов и...
Научная фантастика как социокультурный феномен
Тимошенко, Татьяна Викторовна — Ростов-на-Дону, 2003Необходимо отметить, что развитие фантастики может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т. д. То есть, в существе своем фантастика отражает социокультурную динамику. Научная фантастика реагирует на перемены в жизни человека и социума и своим содержанием...
Образ города в европейской культуре
Земляной, Дмитрий Ильич — Ростов-на-Дону, 2003Образ города в качестве предмета исследования также выбран не случайно. Город - это квинтэссенция человеческой цивилизации, ее нервный узел. Процессы, протекающие в городах, оказывают определяющее воздействие на жизнь всего общества: это верно даже для древности и средневековья, не говоря уже о современной сплошь городской цивилизации. Образ...
Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры
Вертий, Михаил Юрьевич — Ростов-на-Дону, 2003Таким образом, обычное право выступает не только как архаичный институт, пережиток социокультурной системы, но и как постоянный и эволюционирующий компонент правового развития любого народа и входящих в него различных этносоциальных групп на всех этапах истории. Без обычно-правовых отношений невозможно устойчивое и преемственное развитие...
Оппозиция "время-вечность" как конститутивный элемент культуры
Смолина, Анастасия Николаевна — Волгоград, 2003Отныне основные культурные акценты так или иначе смещаются в сторону понятия времени, на которое переносится тяжесть вечных надежд европейской культуры, занятой поиском универсального генерирующего центра, главного и единственного конститутивного элемента. Поисками такого элемента в истории философской мысли занимались ранние греческие философы в...
Основные тенденции взаимодействия христианства и архаических верований в культуре Древней Руси
Карпов, Александр Владимирович — Санкт-Петербург, 2003Состояние исследования проблемы. На протяжении XVIII - XX вв. данная проблематика являлась предметом обсуждения в многочисленных трудах историков, философов, филологов, этнографов и фольклористов. Однако ее изучение часто оказывалось в сфере влияния общественно-идеологических факторов, уменьшавших возможности объективного научного анализа. Следует...
Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты
Томаева, Татьяна Владимировна — Москва, 2003Образование организационно новых форм и религий может быть соотнесено с изменениями в вероучительном комплексе, а также в системе ценностей и представлений, связанных с религиозным учением. На эти изменения, как правило, влияют и социально-политические или экономические факторы, которые также в некоторой (иногда значительной) степени обусловливают...
Победа и поражение
Липовая, Людмила Петровна — Ростов-на-Дону, 2003Инобытийность признаков победного духа раскрывается как действие принципов борьбы и индивидуации, значение которых важно в понимании пораженческих тенденций, власти небытия в современном мире. Способ человека справиться с ситуацией предоставленности самому себе (свободой воли, своеволием, произволом) раскрывался в единстве антропологических и...
Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние
Вовченко, Виталий Анатольевич — Москва, 2003Вступление страны на путь построения демократического общества с рыночной экономикой и подлинной гарантией свободы совести и вероисповеданий, а также длительный период господства атеизма создали предпосылки для определения людьми своей религиозной позиции на основе осознанного выбора. В связи с этим сложившуюся ситуацию исследователи рассматривают...
"Политическая" теология христианства, феномен Наместника Христа и наместническая модель сакрализации власти
Андреева, Лариса Анатольевна — Москва, 2003По своей сущности феномен Наместника Христа и наместническая модель сакрализации власти принадлежат к области религиозно-социальных феноменов. Понимание значения такого рода феноменов, их возникновения и эволюции невозможно в отрыве от их метафизической основы. Необходимо «разглядеть в «факте», неизбежно обусловленном историческим моментом и...
Право как социокультурное явление
Гриценко, Галина Дмитриевна — Ставрополь, 2003Рост философского интереса к праву обусловлен также переходом современного общества в качественно иное состояние, которое предполагает другие характеристики права и правовой реальности. В сложившихся новых социокультурных условиях информационного общества, когда накоплены многочисленные данные о непозитивных проявлениях права, возникает...
Православие в духовной жизни российского общества
Тришин, Алексей Федорович — Москва, 2003По данным социологических исследований в 1990-х годах церкви доверяло до 67% граждан Столь высокий индекс доверия к церкви обусловлен ее реальным статусом в жизни общества, и это нашло отражение в Феде...
Православный акафист русским святым
Давыдов, Иван Павлович — Москва, 2003Действительно, если при исследовании "священного" как такового, в философском пределе, допустимо абстрагироваться от земных носителей "священного", то человеческую "святость"10 целесообразнее постигать без...
Проблема индивидуальной идентичности в философской антропологии
Дуденкова, Ирина Васильевна — Москва, 2003Что касается актуальности практической, то здесь кажется уместным обратить внимание на некоторые изменения в современном обществе - изменения, до сих пор должным образом не объясненные. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что самоопределение современного человека становится проблематичным. Здесь наблюдаются две противоположные...
Проблема маргинальности в философской и религиозной антропологии
Гурин, Станислав Петрович — Саратов, 2003Можно выделить несколько уровней антропологического исследования: теоретическая антропология (философская антропология); социФ ально-культурная антропология (культурно-историческая антропология) и прикладная антропология...
Проблема телесности в философской антропологии Александра Лоуэна
Спирова, Эльвира Маратовна — Москва, 2003Однако первым, кто аранжировал эту тематику в современном звучании, был, очевидно, Б. Спиноза. Конечно, телесную организацию человека он объяснял законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В «Этике» он пишет о том, что ни тело не может определять...
Пространственно-временной континуум культуры
Баркова, Элеонора Владиленовна — Волгоград, 2003В таких условиях актуализируется социальный заказ на философские исследования, способные обосновать и совместить в форме целостности реальность как проект и процесс ее проектирования, как пространство и время, ставшее и становление, данное и заданное, объективное и субъективное, выявляя при этом условия возникновения такой реальности. Наиболее...
Пространство и время как категории культуры в учении П.А. Флоренского
Седых, Оксана Михайловна — Москва, 2003Неклассическая эпоха отказывается судить о мире и человеке с «божественной» точки зрения, недоступной для человека, воспринимающего и познающего сквозь призму своей субъективности. Считая Эмпирей - мир идеальных сущностей, - мнимым, а реальный мир -действительным, Флоренский, как мыслитель двадцатого столетия, учитывает позицию наблюдателя. Если...
Протестантизм в Республике Корея
Чжун Кван Суп — Москва, 2003Вместе с тем исследование места и роли протестантизма в Республике Корея актуально и с чисто религиоведческой стороны, т.к. без этого нельзя составить точного представления как о протестантизме в целом, так и о многочисленных направлениях корейского протестантизма...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- ...
- 73
- Следующая страница »